Тема 1. Сущность и особенности современного менеджмента.

i Лекция 1.1 час. Форма проведения: лекция-беседа с обсуждением следующих вопросов:

1. Как меняются представления о менеджменте в ХХ-ХХI вв.?

2. Существуют ли национальные особенности в системах современного менеджмента и как они обогащают друг друга?

3. Менеджмент будущего: тенденции и перспективы развития.

Тема 2. Механизмы управления

i Лекция 2.1 час. Лекция-дискуссия. При изложении лекционного материала преподаватель организует свободный обмен мнениями по следующим вопросам:

1. Актуальны ли сегодня принципы управления. разработанные А.Файолем?.

2. Инструментальные концепции управления: возможности и ограничения их применений.

Тема 6. Менеджер XXI века.

i Лекция 2.1 час. Форма проведения: лекция-беседа по вопросам:

1. Руководство и лидерство в современном менеджменте.

2. Ответственность современного менеджера

3. Оптимальный стиль руководства в современной организации.

6.2. Темы и вопросы для практических занятий

Занятие 1. Время работы: 2 часа.

Тема 1. Сущность и особенности современного менеджмента

Задания:

Вопросы для обсуждения.

1.Система знания в менеджменте.

2. Природа управленческого воздействия.

3 Управление человеком и техникой, управление социальной системой.

4.Новая управленческая парадигма в менеджменте.

Занятие 2. Время работы: 2 часа.

Тема 2. Механизмы управления

Задания:

1i. Выполнение заданий реконструктивного уровня на определение принципов управления по вариантам (индивидуально).

2 i. Работа с кейсами в малых группах. Задание: определить, какие современные технологии управления были применены в представленных ситуациях.

Вопросы для подготовки:

1. Принципы менеджмента

2. Функции менеджмента

3. Методы менеджмента

4. Технологии менеджмента

Занятие 3. Время работы: 2 часа.

Тема 3. Организационные структуры управления

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «организационные отношения» и их виды и основания

2. Организационные структуры как комбинация организационных отношений.

3. Виды и типы организационных форм и структур. Современные организационные формы и структуры управления.

Задания:

1. Изобразите проектную (и далее по вариантам: кросс-бригадную, филиальную) организационную структуру управления предприятием, охарактеризуйте ее, покажите преимущества и недостатки. Укажите, в каких предприятиях и почему их следует применять.

2. Изобразите и охарактеризуйте региональную (продуктовую, по потребительскую) организационную структуру. Укажите ее преимущества и недостатки.

Занятие 4. Время работы: 4 часа.

Тема 4. Бизнес-процессы

i. Деловая игра: «Моделирую бизнес-процесс».

Цель игры: моделирование основного бизнес-процесса предприятия, производящего товар повседневного спроса.

Опережающее задание:

1) повторить теоретический материал по бизнес-процессам

Занятие 5. Время работы: 4 часа.

Тема 5. Управление человеческими ресурсами.

Вопросы для подготовки:

1. Роль и значение человеческого фактора в деятельности современного предприятия.

2. Теории мотивации

3. Система мотивации и стимулирования персонала

Занятие 6. Время работы: 4 часа.

Тема 6. Менеджер XXI века.

Вопросы для подготовки:

1. Роль менеджеров различного уровня и функциональной направленности в принятии решений.

2. Организация управленческого руда.

3. Характеристики эффективного руководителя.

4. Тайм-менеджмент

Содержание контрольной работы в межсессионный период.

Задание 1. Дайте краткую историческую справку развития организации, в которой Вы работаете (не более 2-4 абзацев). На сколько этапов можно разделить исторический процесс ее развития? Какие кризисные и ключевые моменты можно выделить? Какие основные задачи в настоящее время стоят перед организацией? Определите тип организационной культуры организации (в соответствии с любой из известных Вам классификаций).

Задание 2. Изобразите графически и охарактеризуйте организационную структуру Вашей компании. Сделайте вывод о соответствии данной структуры современным целям и задачам организации. Как Вы считаете, нужно ли ее изменить? Если да, то предложите свой вариант организационной структуры.

Задание 3. Ваша работа – один из элементов бизнес-процесса всей организации. Перечислите два основных типа заданий (работ), которые Вы регулярно выполняете. Затем по каждому пункту определите продукт или результат работы (список «выходов»).

Запишите, кто пользуется продуктом или этим результатом по каждому виду работ (продукту) – своих заказчиков

Заполните таблицу 1.

Задание (работа) Описание Продукт или результаты Потребитель

Опишите по этим заданиям требования Заказчика. Задайте себе следующие вопросы: «Что конкретно хочет получить от меня потребитель?» и «Каким, по мнению потребителя, должен быть качественный продукт или результат выполнения в отношения каждого задания (вида работ)?». Запишите ответы на эти вопросы. Определите все количественные показатели.

Как Вы думаете, какие характеристики выхода устраивают ваших потребителей? Удовлетворены ли они вашим «выходом»?Что не устраивает потребителей в нашем продукте или услуге? Как вы можете улучшить свой «выход»?

Задание 4. Опишите (если возможно, изобразите в виде схемы) систему стимулирования в компании. Какие основные способы стимулирования используются?

Укажите по пять наиболее важных, по Вашему мнению, мотиваторов для молодого специалиста предприятия, окончившего вуз по направлению «Менеджмент».

1. _______________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

Задание 5. Если бы Вы сейчас оказались во главе организации, какие изменения Вы бы предприняли в первую очередь? Какой стиль управления Вы бы выбрали? Какие необходимые для руководителя качества у вас есть, и какие «точки роста» Вы бы для себя определили?

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля)

7.1. При подготовке к зачету магистранту следует ориентироваться на требования ФГОС ВО по данной дисциплине, содержание рабочей учебной программы и рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных и семинарских занятий и на консультации.

При подготовке ответа на вопрос следует подобрать рекомендуемую литературу, документы, материалы, освоить соответствующий раздел учебной литературы и конспект лекции.

Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

Контрольная работа включает: титульный лист, основной текст. По содержанию она должна представлять собой законченный письменный ответ на поставленные вопросы. Объем работы должен составлять 6-8 листов формат А 4, шрифт 14, междустрочный интервал 1,5.

Контрольная работа должна быть сдана преподавателю в установленный учебным планом период. При использовании готовых текстов или значительных фрагментов чужих текстов баллы за работу не выставляются.

7.3. Организационно-методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

Проведение практических (семинарских) занятий в интерактивной форме предполагает, что магистрант идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям.

Такая форма проведения занятия требует:

- заинтересованности в достижении результатов,

- самостоятельного поиска путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- стремления к взаимодействию с другими членами группы;

- умения работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- обращения к социальному опыту – собственному и других людей;

- коммуникации друг с другом, совместного решения поставленной задачи,

- стремления преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

В целях более подробного и адекватного современной ситуации анализа проблем управления магистрантам рекомендуется обращаться также к периодической литературе и материалам средств массовой информации, в которой можно найти не только аналитические статьи по различным аспектам обозначенных в тематике семинарских занятий проблем, но и статистические данные, материалы прикладного характера, нормативные документы. Целесообразно не ограничиваться указанными источниками, а осуществлять собственный поиск теоретических и практических материалов, что является одним из элементов самостоятельной информационно-аналитической работы.

Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине должна включать следующие аспекты:

1) знакомство с соответствующими главами учебной литературы; оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как разными авторами избран различный подход к предмету, и полезно понять особенности подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию;

2) чтение и осмысление источников из приведенного списка литературы;

3) Анализ собственного опыта и прецедентов реальной практики;

4) Выбор дополнительных первоисточников, которые могут оказать помощь при подготовке к выполнению задания, студент осуществляет по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами, ориентируясь на указанную проблему занятия.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине

Наши рекомендации