Взаимодействие человека и организации. Ролевой и личностный аспекты взаимодействия. Адаптация.
Проблема взаимодействия человека и организации имеет две равноценных по значимости плоскости рассмотрения. С одной стороны, в процессе взаимодействия человека и организации четко просматривается стремление организации максимально эффективно использовать потенциал своих работников. С другой стороны, очень важно то, как человек смотрит на организацию, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему.
Органичное сочетание интересов каждой из сторон – человека и организации – важнейшая задача менеджмента.
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением.
Организационное окружение– это та часть организации, с которой человек сталкивается во время работы. Возможности включения человека в организационное окружение, называемого социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и от характеристик человека.
Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо.
Существует два момента, лежащих в основе причин, вызывающих непонимание во взаимодействии человека с организационным окружением:
• ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
• ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней.
Индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, и давал требуемый результат.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу: смысла и значимости работы; увлекательности работы; прав и власти на данной работе; признания и поощрения хорошей работы и пр.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя как: специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией; член коллектива, способный взаимодействовать с коллегами; исполнитель определенной работы и пр.
Роль человека, с одной стороны, должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, а с другой стороны, отвечать запросам и ожиданиям человека. Вот почему так важна ясность и приемлемость роли.
Ясность ролипредполагает, что человеку известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с целями организации. Приемлемость ролисостоит в том, что человек готов выполнять ее осознанно.
для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Может быть формальный статус роли, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации, и неформальный статус, который придается данной роли окружающими людьми.
Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация.
Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки.
Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются: интенсивность передаваемого сигнала; подвижность сигнала; состояние окружения, в котором находится человек.
Восприятие может быть ошибочным. К числу причин, которые затрудняют восприятие реальности, относятся: 1. Стереотипизация. 2. Перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики. 3. Проекция человеком своих собственных чувств, настроений, мотивов деятельности на других людей. 4. Восприятие действительности по первому впечатлению.
Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований человека, и принципов его поведения.
Мотивация– это совокупность внутренних (мотивов) и внешних (стимулов) движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, дают этой деятельности направленность, ориентируют на достижение цели.
Человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, задумываясь над рекомендациями и советами начальства, делает для себя определенные выводы, которые сказываются на его поведении, приводят к изменению поведения с целью адаптации к организации и лучшего взаимодействия с организационным окружением.
Адаптация – это приспособление работника к содержанию и условиям труда, социальной среде организации. Различают первичную (для новичков) и вторичную адаптацию.
Виды адаптации: профессиональная; психофизиологическая; социально-психологическая.
Содержание процесса адаптации: знакомство с организацией; знакомство с подразделением; с коллективом; введение в должность.