Роль и значение бенчмаркинга.
Бенчмаркинг — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.
Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы. Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.
Недостатки: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.
Виды бенчмаркинга:
-бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.
-внутренний бенчмаркинг - сопоставляются характеристики нескольких отделов в самой организации.
-функциональный бенчмаркинг - сравниваются определённые функции двух или более организаций в одном секторе.
-бенчмаркинг процесса - сравниваются показатели определённых процессов с предприятиями у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.
При проведении бенчмаркинга можно выделить этапы:
-Определение объекта бенчмаркинга
-Анализ деятельности и процессов объекта
-Анализ деятельности своего предприятия
-Сопоставительный анализ полученных данных
-Идентификация и внедрение каких-либо изменений
49. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент
Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.
Стратегический менеджмент - это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует и проводит своевременное изменение в организации, отвечает вызову со стороны внешнего окружения.
Различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом:
¾ стратегическое планирование узкое понятие;
¾ стратегическое планирование – это инструмент управления информации, а стратегический менеджмент – это инструмент управления людьми;
¾ стратегическое планирование – это аналитический процесс, стратегический менеджмент – организационно-аналитический процесс;
¾ стратегическое планирование использует экономические и технологические переменные, стратегический менеджмент кроме этого учитывает психологические, социальные и политические факторы.
Структура процесса стратегического менеджмента в относительно стабильных условиях:
- постановка стратегической цели, стратегический анализ;
- выбор стратегии; стратегическое планирование
- разработка стратегического плана
- организация реализации стратегического плана;
- реализация стратегического плана;
- стратегический контроль и регулирование.
50. Укажите цели и задачи стратегического планирования.
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
Основная цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя выполнения ряда задач:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей развития предприятия - основная задача;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач ;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
51. Типология стратегического планирования
Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.
Типология стратегического планирования:
- Степень неопределенности
- Временная ориентация процесса планирования
- определенный горизонт планирования
Степень неопределенности:
- действия в полной неопределенности, имеют недостаток в информации
- действия в предсказуемой среде, достаточно информации
Временная ориентация процесса планирования:
- реактивное – анализ предшествующего опыта, старые организационные формы и традиции;
- инактивное – стремление вперед, выживание, способность производства;
- преативное – учитывает достижение в науке и технике, широко применяет эксперименты, эффективно на короткий срок;
- интерактивное- будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель - проектирование будущего.
52. Формы стратегического планирования в зависимости от временной ориентации
Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.
Временная ориентация процесса планирования:
- реактивное– анализ предшествующего опыта, старые организационные формы и традиции;
Основной метод реактивного планирования -- это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать -- и проблема исчезнет.
Недостатки реактивного планирования заключаются в следующем.
1. Оно рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов, потеря положительного эффекта от взаимодействия отдельных частей целого
2. Планирование без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений;
3. Это функция в основном только высшего руководства (не соблюдается принцип участия).
Положительные стороны:
¾ постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, откуда можно многое почерпнуть;
¾ сильно проявление преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
¾ сохранение традиций, создающих чувство безопасности у работников предприятия.
- инактивное – стремление вперед, выживание, способность производства;
Недостатки:
- Неспособность приспосабливаться к изменениям.
- Слабое использование творческого потенциала сотрудников фирмы, ограничение их служебной самостоятельности.
Положительные стороны:
¾ осторожность в планировании хозяйственной деятельности.
- преативное – учитывает достижение в науке и технике, широко применяет эксперименты, эффективно на короткий срок;
Недостатки преактивного планирования:
- слабое использование накопленного опыта;
- недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;
- чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к панацее.
Положительные стороны:
¾ адекватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.
- интерактивное- будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель - проектирование будущего.
Недостатки:
¾ максимально мобилизировать творческие способности сотрудников организации;
¾ будущее подвластно контролю
Положительные стороны:
¾ идеальное поведение, чем реальное управление; - контроль будущего.
53. Этапы стратегического планирования.
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
-Определение миссии и целей организации. (Миссия- суть существования данной организации; цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.)
-Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации(SWOT-анализ).
-Выбор стратегии. (Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.)
-Реализация стратегии.( Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.)
-Оценка и контроль выполнения.
54. Бизнес план и стратегический план. Разделы стратегического плана
Стратегическое планирование-это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.
или
Стратегическое планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходят регулярные корректирующие решения, оформленные в виде плана.
Бизнес план – это основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширенно действующего производства.
Разделы стратегического плана:
1. План производства и реализации продукции.
2. План технического развития и организации производства.
3. План по труду и заработной плате.
4. План материально-технического обеспечения.
5. План по издержкам производства.
6. План по прибыли и рентабельности производства.
7. Финансовый план.
8. План по охране окружающей среды.
9. План социального развития.
10.Сводка основных технико-экономических показателей.
55. Бизнес план как элемент стратегического планирования
Бизнес план – это основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширенно действующего производства.
Назначение бизнес плана:
¾ служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможности результатов;
¾ неотъемлемый элемент стратегического планирования;
¾ выступает как средство для получения инвестиций;
¾ инструмент внутрифирменного планирования;
¾ реклама для предлагаемого бизнеса.
Структура бизнес плана:
- резюме;
- описание предприятия и отрасли;
- описание предлагаемой продукции или услуг;
- план маркетинга;
- производственный план (технологии для производства, услуги);
- организационный план;
- инвестиционный план;
- оценки риска;
- оценка эффективности инновационного проекта
- финансовый план;
- другие разделы, отражающие специфику деятельности.
56. Состав, факторы и классификация бизнес-планов.
Бизнес-план — документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.
Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям:
1)тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект(технический, организационный, экономический, социальный, смешанный)
2)класс — по составу, структуре и его предметной области(монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов))
3)масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир(мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты)
4)длительность — по продолжительности периода осуществления проекта(краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет))
5)сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности(простые, сложные, очень сложные)
6)вид — по характеру предметной области проекта(инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный)
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
-специфику вида предпринимательской деятельности;
-размеры предприятия;
-цель составления бизнес-плана;
-общую стратегию предприятия;
-перспективы роста создаваемого предприятия;
-размер предполагаемого рынка сбыта;
-наличие конкурентов.
В состав бизнес-планов должны включаться 7 разделов:
1)цели и задачи предпринимаемого бизнеса, показывается сумма прибыли и как эта прибыль распределяется по времени;
2)обобщённое резюме, показываются основные показатели, идеи, краткое содержание;
3)характеристика продуктов, товаров и услуг, которые предлагаются потребителю;
4)анализ и оценка рынка сбыта, показывается объём продаж, производства, исследование рынка сбыта;
5)программа действий и организационные меры, какие действия и меры нужно осуществить для получения результатов;
6)ресурсное обеспечение, показывает объёмы ресурсов в данной организации, способы получения этих ресурсов;
7)финансовый план и финансовая стратегия.