Роль и значение бенчмаркинга.

Бенчмаркинг — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы. Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Недостатки: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.

Виды бенчмаркинга:

-бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристик предприятия, исследования специфических продуктов и сопоставление их с характеристиками конкурентов.

-внутренний бенчмаркинг - сопоставляются характеристики нескольких отделов в самой организации.

-функциональный бенчмаркинг - сравниваются определённые функции двух или более организаций в одном секторе.

-бенчмаркинг процесса - сравниваются показатели определённых процессов с предприятиями у которых лучшие характеристики в аналогичных процессах.

При проведении бенчмаркинга можно выделить этапы:

-Определение объекта бенчмаркинга

-Анализ деятельности и процессов объекта

-Анализ деятельности своего предприятия

-Сопоставительный анализ полученных данных

-Идентификация и внедрение каких-либо изменений

49. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент

Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.

Стратегический менеджмент - это такое управление организации, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, гибко реагирует и проводит своевременное изменение в организации, отвечает вызову со стороны внешнего окружения.

Различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом:

¾ стратегическое планирование узкое понятие;

¾ стратегическое планирование – это инструмент управления информации, а стратегический менеджмент – это инструмент управления людьми;

¾ стратегическое планирование – это аналитический процесс, стратегический менеджмент – организационно-аналитический процесс;

¾ стратегическое планирование использует экономические и технологические переменные, стратегический менеджмент кроме этого учитывает психологические, социальные и политические факторы.

Структура процесса стратегического менеджмента в относительно стабильных условиях:

  1. Роль и значение бенчмаркинга. - student2.ru постановка стратегической цели, стратегический анализ;
  2. выбор стратегии; стратегическое планирование
  3. разработка стратегического плана
  4. организация реализации стратегического плана;
  5. реализация стратегического плана;
  6. стратегический контроль и регулирование.

50. Укажите цели и задачи стратегического планирования.

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.

Основная цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя выполнения ряда задач:

1) определение долгосрочной стратегии, основных целей развития предприятия - основная задача;

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач ;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

51. Типология стратегического планирования

Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.

Типология стратегического планирования:

  1. Степень неопределенности
  2. Временная ориентация процесса планирования
  3. определенный горизонт планирования

Степень неопределенности:

  1. действия в полной неопределенности, имеют недостаток в информации
  2. действия в предсказуемой среде, достаточно информации

Временная ориентация процесса планирования:

  1. реактивное – анализ предшествующего опыта, старые организационные формы и традиции;
  2. инактивное – стремление вперед, выживание, способность производства;
  3. преативное – учитывает достижение в науке и технике, широко применяет эксперименты, эффективно на короткий срок;
  4. интерактивное- будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель - проектирование будущего.

52. Формы стратегического планирования в зависимости от временной ориентации

Стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.

Временная ориентация процесса планирования:

  1. реактивное– анализ предшествующего опыта, старые организационные формы и традиции;

Основной метод реактивного планирования -- это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать -- и проблема исчезнет.

Недостатки реактивного планирования заключаются в следующем.

1. Оно рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов, потеря положительного эффекта от взаимодействия отдельных частей целого

2. Планирование без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений;

3. Это функция в основном только высшего руководства (не соблюдается принцип участия).

Положительные стороны:

¾ постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, откуда можно многое почерпнуть;

¾ сильно проявление преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;

¾ сохранение традиций, создающих чувство безопасности у работников предприятия.

  1. инактивноестремление вперед, выживание, способность производства;

Недостатки:

  1. Неспособность приспосабливаться к изменениям.
  2. Слабое использование творческого потенциала сотрудников фирмы, ограничение их служебной самостоятельности.

Положительные стороны:

¾ осторожность в планировании хозяйственной деятельности.

  1. преативное учитывает достижение в науке и технике, широко применяет эксперименты, эффективно на короткий срок;

Недостатки преактивного планирования:

- слабое использование накопленного опыта;

- недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;

- чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к панацее.

Положительные стороны:

¾ адекватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.

  1. интерактивное- будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель - проектирование будущего.

Недостатки:

¾ максимально мобилизировать творческие способности сотрудников организации;

¾ будущее подвластно контролю

Положительные стороны:

¾ идеальное поведение, чем реальное управление; - контроль будущего.

53. Этапы стратегического планирования.

Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

-Определение миссии и целей организации. (Миссия- суть существования данной организации; цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.)

-Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации(SWOT-анализ).

-Выбор стратегии. (Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.)

-Реализация стратегии.( Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.)

-Оценка и контроль выполнения.

54. Бизнес план и стратегический план. Разделы стратегического плана

Стратегическое планирование-это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени, равный реализации стратегии.

или

Стратегическое планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходят регулярные корректирующие решения, оформленные в виде плана.

Бизнес план – это основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширенно действующего производства.

Разделы стратегического плана:

1. План производства и реализации продукции.
2. План технического развития и организации производства.
3. План по труду и заработной плате.
4. План материально-технического обеспечения.
5. План по издержкам производства.
6. План по прибыли и рентабельности производства.
7. Финансовый план.
8. План по охране окружающей среды.
9. План социального развития.
10.Сводка основных технико-экономических показателей.

55. Бизнес план как элемент стратегического планирования

Бизнес план – это основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширенно действующего производства.

Назначение бизнес плана:

¾ служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможности результатов;

¾ неотъемлемый элемент стратегического планирования;

¾ выступает как средство для получения инвестиций;

¾ инструмент внутрифирменного планирования;

¾ реклама для предлагаемого бизнеса.

Структура бизнес плана:

  1. резюме;
  2. описание предприятия и отрасли;
  3. описание предлагаемой продукции или услуг;
  4. план маркетинга;
  5. производственный план (технологии для производства, услуги);
  6. организационный план;
  7. инвестиционный план;
  8. оценки риска;
  9. оценка эффективности инновационного проекта
  10. финансовый план;
  11. другие разделы, отражающие специфику деятельности.

56. Состав, факторы и классификация бизнес-планов.

Бизнес-план — документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.

Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям:

1)тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект(технический, организационный, экономический, социальный, смешанный)

2)класс — по составу, структуре и его предметной области(монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов))

3)масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир(мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты)

4)длительность — по продолжительности периода осуществления проекта(краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет))

5)сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности(простые, сложные, очень сложные)

6)вид — по характеру предметной области проекта(инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный)

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

-специфику вида предпринимательской деятельности;

-размеры предприятия;

-цель составления бизнес-плана;

-общую стратегию предприятия;

-перспективы роста создаваемого предприятия;

-размер предполагаемого рынка сбыта;

-наличие конкурентов.

В состав бизнес-планов должны включаться 7 разделов:

1)цели и задачи предпринимаемого бизнеса, показывается сумма прибыли и как эта прибыль распределяется по времени;

2)обобщённое резюме, показываются основные показатели, идеи, краткое содержание;

3)характеристика продуктов, товаров и услуг, которые предлагаются потребителю;

4)анализ и оценка рынка сбыта, показывается объём продаж, производства, исследование рынка сбыта;

5)программа действий и организационные меры, какие действия и меры нужно осуществить для получения результатов;

6)ресурсное обеспечение, показывает объёмы ресурсов в данной организации, способы получения этих ресурсов;

7)финансовый план и финансовая стратегия.

Наши рекомендации