Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора
В процессе разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора укрупнено осуществляются следующие действия:
1) разрабатывается как можно большее число возможных стратегических альтернатив, привлекая к этой работе не только высших руководителей, но и менеджеров среднего звена. Это позволяет не пропустить потенциально лучший вариант;
2) стратегические варианты дорабатываются, уточняются с точки зрения развития ситуации во внешней среде, возможных изменений внутренней среды организации. В результате формируется «гнездовая структура» каждого альтернативного варианта, имеющая несколько уровней иерархии;
3) производится оценка предлагаемых к рассмотрению стратегических альтернатив с точки зрения достижения миссии, стратегических целей, существующих ограниченных возможностей их реализации; в заключение осуществляется стратегический выбор варианта, наиболее полно соответствующего стратегической ситуации.
Каждый стратегический вариант представляется в виде соответствующих комбинаций возможных стратегических решений (получивших название «портфель стратегий» или «гнездовая структура»). Портфель стратегий – это специфическая иерархическая структура стратегий, состоящая из трех уровней:
- корпоративный уровень (портфельные или инвестиционные стратегии многопродуктовой компании);
- уровень отдельного бизнеса (стратегии развития отдельного бизнеса);
- функциональный уровень (стратегия специализированных видов деятельности и основных подсистем организации).
Три уровня стратегии образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда стратегий развития отдельного бизнеса и функциональных стратегий.
Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии. Процесс формирования иерархии стратегий может быть различным.
Процесс разработки стратегии включает многочисленные переговоры между уровнями управленческой иерархии, направленные на то, чтобы различные цели, стратегии, программы, бюджеты и процедуры были согласованы и подкрепляли друг друга. Сложный и противоречивый процесс согласования стратегических решений различных уровней является важным моментом стратегического менеджмента.
47. Факторы формирования вариантов портфелей стратегии и их прогнозирование
Факторы формирования вариантов портфелей стратегии и их прогнозирование:
- портфельная стратегия;
- потребители;
- поставщики;
- основные характеристики продукта;
- технологии;
- желаемые конкурентные преимущества;
- стратегический потенциал организации;
- цели и методы государственного регулирования;
- основные характеристики отрасли;
- конкуренция;
- факторы макроокружения.
Прогнозирвоание изменения факторов, влияющих на портфельные стратегии можно осуществить с помощью:
- Метод сильных и слабых сигналов - основан на идеологии стратегического управления: организация должна стремится предвидеть воздействия на нее со стороны внешней среды и пытаться заранее на них реагировать (минимизируя возможный ущерб или максимизируя возможную прибыль). Те проблемы, которые уже четко проявились и поняты, в стратегическом управлении называются определенными по сильным сигналам, т.е. по достоверным фактическим данным. Те проблемы, информация о которых не является относительно полной и (или) достоверной, называются проблемами, определяемыми по слабым сигналам. На эти перспективные проблемы организация должна реагировать, т.е. еще до их наступления.
- Экстраполяционные методы - методы научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его или целое. Другими словами, Экстраполяционные методы предполагают экстраполяцию кривой зависимости интересующей величины от времени из прошлого в будущее. Эти методы основаны на предложении, что будущие события полностью определяются прошлыми. Но экстраполяция плохо работает в условиях нестабильности в неопределенности внешних факторов. Тем не менее в некоторых случаях (например, когда отрасль находится на этапе роста или при определении сезонных колебаний, наиболее общих тенденций и т.д.) экстраполяция может оказаться полезной. Следовательно, возможно вполне успешное применение экстраполяционных методов и в стратегическом управлении: для определения трендов (наиболее общих тенденций развития) или сезонных колебаний (зависимости спроса от времени года).
- Субъективные методы - базируются прежде всего на особым образом спроектированных алгоритмах оценки субъективных мнений экспертов, менеджеров и т.д. Существует несколько таких методов. Дельфийская методика предполагает проведение независимого опроса членов группы экспертов и дальнейшее циркуляционное ознакомление членов группы с мнениями коллег с целью достижения группового консенсуса. Составление сценариев будущего предполагает составление ограниченного числа сценариев, основанных на различных предпосылках. Суждения отдельных менеджеров – метод, базирующийся на интуиции профессионалов как источнике ценной информации о будущем.