Общее и отличие между менеджментом и управлением.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.
Менеджмент и его функции.
Менеджмент – управление социально – экономическими процессами в условиях рыночной экономики.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
4. Основные принципы менеджмента.
Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т.е. правилами. Можно выделить следующие принципы менеджмента:
1. сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использования принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;
2. целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешения создавшихся проблем;
3. сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы, однако разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
4. последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе;
5. непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида;
6. сочетание централизованного регулирования и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;
7. учет индивидуальных особенностей работников, а также способностей их взаимодействия в коллективе гарантирует создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы;
8. обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжены с произволом руководящих лдиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников;
9. состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения;
10. максимально раннее и широкое привлечение сотрудников в процесс принятия решений основывается на том, что при участии в данном процессе работников разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства.
Методы менеджмента.
Методы менеджмента – способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей.
1. Административный метод управления ( вся деятельность организации основана на жёстком подчинении работников и на беспрекословном выполнении указаний)
2. Организационно правовой метод ( для этой функции свойственна организация. Определяет организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру)
3. Экономический метод ( основан на материальной заинтересованности труда работников).
4. Социально – психологический метод ( создание благоприятного морально – психологического климата,а также предоставление возможности реализации и развития личных способностей работника).
Все эти методы не противопоставляются, т.к. наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.
Основные школы управления.
3 школы:
1. Классическая школа
ü Школа научного управления (1885-1925)Фредерик Тейлор
ü Административная школа (1925-1950) Анри Файоль
ü Концепция «рациональной бюрократии» Вебер(30- годы 20 века)
2. Школа человеческих отношений ( Элтон Мэйо, Мэри алеет.)-50-е годы 20 в.Можно достичь эффективности производства при условии эффективности человеческих ресурсов.
3. Количественная школа ( Конторович и др.)(ключевой характеристикой кол. Школы управления явл. Замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями,символами и количественными значениями.