Тема 1.4. Система методов управления организаций
1. Понятие и классификация методов управления
2. Административные методы управления
3. Содержание и значение экономических методов менеджмента
4. Особенности социально-психологических методов
1. Понятие и классификация методов управления
Реализация функций и принципов управления осуществляется менеджерами посредствам использования различных методов управления.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения и трактуется двояко: как способ познания, исследования природных явлений и общественной жизни и как прием, способ или образ практического действия.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы управления и их комбинации. Все методы имеют направленность на персонал предприятия, т.е. на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности, они дополняют друг друга и находятся в динамическом равновесии.
Система методов управления предполагает не только формальную организацию работы с персоналом, но и должна обеспечивать учет факторов личного, социально-психологического и неформального характера. А эффективность методов менеджмента зависти от того, насколько они удовлетворяют интересы людей и в какой мере их удовлетворяют.
По особенностям и характеру воздействия на мотивы поведения сотрудников выделяют три группы методов:
§ административные методы;
§ экономические методы;
§ социально-психологические методы.
Вся система методов управления, воздействуя соответствующим образом на людей, должна учитывать социальные потребности человека: признание, уважение, самовыражение.
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:
§ скорость достижения цели;
§ вероятность достижения цели;
§ отношения подчинения;
§ личность управляемого;
§ личность управляющего;
§ экономическую самостоятельность;
§ климат в коллективе.
2. Административные методы управления.
Административные методы – это совокупность способов осуществления управленческих воздействий на интересы людей, которые базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы основываются на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах производства, либо на сознании такого принуждения. Для административных методов характерно их соответствие нормативно-правовым нормам и законодательству страны.
Различают следующие способы административного воздействия:
1. Организационные воздействия. Основаны на выполнении норм и требований внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия:
§ Устав предприятия.
§ Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом.
§ Правил внутреннего трудового распорядка.
§ Организационной структуры управления.
§ Штатного расписания предприятия.
§ Положения о структурном подразделении.
§ Должностных инструкций сотрудников.
Эти документы вводятся в действие приказом руководителя и обязательны для всех сотрудников. А несоблюдение их требований влечет применение дисциплинарных взысканий.
2. Распорядительные воздействия. Направлены на обеспечение слаженной работы управленческого аппарата, на поддержание системы в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние. Распорядительные воздействия должны быть четко организованы и требуют контроля и проверки исполнения.
К формам распорядительного воздействия относятся: приказы, распоряжения, указания и инструкции, инструктирование и координация работы, наставление.
3. Дисциплинарные воздействия. Применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается не исполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Привлечение к дисциплинарной ответственности возможно при наличии трех условий:
§ Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
§ Противоправные действия или бездействие работника;
§ Нарушение правовых норм по вине работника.
3. Содержание и значение экономических методов менеджмента
Экономические методы менеджмента – это совокупность способов и приемов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, обеспечивают решение стоящих перед производством задач через восприимчивость коллектива и каждого работника и основаны на использовании экономических рычагов и стимулов.
К экономическим методам менеджмента относятся:
§ плановое ведение хозяйства – программа функционирования и развития предприятия и его структурных подразделений;
§ хозяйственный расчет – метод ведения хозяйства обеспечивающий получение доходов и обеспечение рентабельности производства;
§ оплата труда – основана на денежной мотивации трудовой деятельности ;
§ субсидирование персонала – субсидирование столовых, ресторанов и др. для работников фирмы;
§ товары со скидкой – продажа работникам фирмы собственной продукции по ценам со скидкой.
§ ссуды – предоставление работникам ссуд на потребительские товары под 0% или низкие проценты;
§ частное страхование здоровья – страхование здоровья своих работников.
Экономические методы менеджмента занимают центральное место в системе методов, они определяются экономическими отношениями, и в первую очередь лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Они оказывают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления, когда за выполнение поставленных целей и задач работник получает денежное вознаграждение.
4. Особенности социально-психологических методов управления.
Социально-психологические методы управления – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Успешность работы с персоналом во многом зависит от целого ряда специфических факторов, которые позволяют руководителю целенаправленно воздействовать на отдельных работников с целью формирования благоприятного микроклимата, самореализации работников и реализации целей организации.
В управленческой деятельности возникают разнообразные проблемы, конфликты, связанные с межличностными отношениями, сложностями современной жизни, общеобразовательным и культурным уровнем людей, решение которых возможно при участии руководителя. Эффективность социально-психологического воздействия во многом определяется профессионализмом менеджера, организаторскими навыками и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы состоят из двух групп методов:
§ Социальных методов управления;
§ Психологических методов управления.
Использование социальных методов управления позволяет:
o Объективно осуществлять социальное планирование;
o Регулировать социально-психологический климат;
o Обеспечивать эффективные коммуникации;
o Поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру.
К социальным методам управления относятся:
§ методы социального нормирования; - положения и правила внутреннего поведения
§ методы социального регулирования – это коллективные праздники, торжественные собрания;
§ методы морального стимулирования – награждение грамотами, благодарностями;
§ воспитательные методы – приемы и способы убеждения, контроля деятельности.
К психологическим методам управления относятся методы регулирования взаимоотношений между людьми и создания оптимального психологического климата в коллективе, в их числе:
§ методы психологического отбора и обучения – отбор людей, обладающих такими психологическими характеристиками, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
§ методы комплектования малых групп и коллективов – подбор состава рабочих групп с учетом симпатий и антипатий внутри коллектива;
§ методы гуманизации труда – учет факторов производственной среды: цвет окраски стен, звучание музыки, монотонность труда;
§ методы психологического побуждения – создание на предприятии условий, способствующих мотивации работников.