Функции и принципы менеджмента
1. Функции менеджмента
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами. В процессе управления выполняются следующие основные функции:
1) планирование;
2) организация;
3) координация и регулирование;
4) мотивация;
5) контроль.
Планирование – это процесс по определению целей и стратегии организации, распределению ресурсов, адаптации к факторам внутренней и внешней среды организации.
Содержание планирования сводится к поиску ответов на следующие вопросы:
1) где находится организация в настоящее время;
2) в каком положении руководство организации хочет видеть ее будущее;
3) какие действия нужно предпринять для достижения целей организации;
4) какие проблемы могут возникнуть в процессе осуществления целей.
Типы планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации:
1) стратегическое планирование (высший уровень) – попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации, оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении, определить, каким, вероятнее всего, будет поведение конкурентов;
2) тактическое планирование (средний уровень) определяет промежуточные цели на пути достижения стратегических целей организации;
3) оперативное планирование (нижний уровень) в оперативных планах стандарты деятельности и описания работ вписываются в такую систему, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих целей организации.
Принципы планирования:
1) участие максимального числа сотрудников в работе над планами;
2) непрерывность;
3) гибкость, предполагающая при необходимости корректировку принятых решений;
4) согласованность планов;
5) экономичность;
6) создание условий для выполнения планов;
Организация – это вид управленческих действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей, сведению воедино всех специалистов организации, чтобы определить роль, ответственность и подчиненность каждого из них.
Принципы организации:
1) определение видов деятельности по достижению поставленных целей;
2) определение рациональных форм разделения труда;
3) группировка видов деятельности и человеческих ресурсов в организационные структуры.
4) разработка структуры органов управления;
5) установление прав и обязанностей аппарата управления и должностных лиц.
Содержание функции организации сводится к трем основным направлениям:
1) формирование организационной структуры организации, т.е. деление ее на подразделения и установление постоянных и временных взаимоотношений между ними;
2) определение диапазона контроля и нормы управляемости, т.е. установления числа сотрудников, работой которых эффективно может управлять менеджер;
3) установление взаимоотношений, полномочий и ответственности, которые принимают на себя руководители и их исполнители.
Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Задача этой функции – обеспечение бесперебойных действий во времени и пространстве всех органов управления и должностных лиц, а также между организацией в целом и внешней средой путем установления рациональных связей между ними. Для реализации этой функции может использоваться информации в виде отчетов, докладных записок, а также принимаемых решений на совещаниях по возникающим проблемам. Частью текущего координирования является регулирование, содержание которого направлено на поддержание требуемого соответствия между различными элементами организации, ликвидации возможных отклонений от установленных норм, графиков и планов.
Мотивация – это процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения целей организации. Мотивация может быть внутренней и внешней. Достижение внутренних мотивов людей производится посредством их личных качеств (отношение к делу), моральные обязательства. Рычагами внешней мотивации выступают стимулы, которые обеспечивают поведение человека путем расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности. Процесс использования различных стимулов для мотивации людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает экономическим и неэкономическим. Сущность экономических стимулов сводится к тому, что при выполнении поставленных требований человек получает выгоды, повышает свое благосостояние. К ним относятся заработная плата, льготное предоставление путевок, обеспечение детскими учреждениями и т.д.Неэкономические стимулы делятся на организационные (планирование профессионального развития и карьера) и моральные (потребности работников в уважении, самовыражении и т.д.)
Контроль. Для достижения намеченных целей процесс контроля устанавливает реальное положение дел в организации и выявляет резервы, устанавливает и поддерживает обратную связь, ориентирует руководителей на что нужно обращать особое внимание, стимулирует исполнителей к более качественной работе. Технология контроля:
1) выбор концепции контроля (предмет и цель контроля, контролирующий орган);
2) выбор норм контроля (производственные, правовые и т.д.);
3) выбор объема и области контроля (полный или выборочный);
4) выбор вида контроля (предварительный, текущий, заключительный).
Принципы менеджмента
1) научность в сочетании с элементами искусства;
2) целенаправленность;
3) функциональная специализация;
4) универсальность;
5) последовательность;
6) непрерывность;
7) сочетание централизации и самоуправления;
8) учет индивидуальных особенностей и психологии работников;
9) учет закономерностей межличностных отношений и группового поведения;
10) обеспечение единства права в каждом звене процесса управления;
11) состязательность участников управления;
12) максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения.