Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении.
Элтон Мэйо, Фриц Ретлисбергер, Мэри Фоллет –основоположники.
Научные труды Э.Мейо «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации» (1933г), «социальные проблемы индустриальной цивилизации» (1945).
Выводы Э.Мейо по итогам экспериментов в компании «Уэстерн Электрик» в г. Хоторне:
· В результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа потеряла привлекательность, поэтому человек ищет удовлетворение в социальных взаимоотношениях;
· Люди в основном мотивированны социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениями с другими людьми;
· Люди более отзывчивы к влиянию группы равных им людей, чем побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
· Работники откликаются на распоряжения руководства, если руководители могут удовлетворять социальные нужды подчиненных и их желания быть понятыми;
Предложения представителей Школы человеческих отношений по коррекции концепции менеджмента:
ü Повышение внимания к социальным групповым потребностям человека;
ü Стремление к обогащению труда в целях снижения отрицательных последствий сверхспециализации (к большей свободе действий);
ü Отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к менеджменту участия;
ü Признание роли неформальной организации;
ü Ориентация на установление доброжелательных, доверительных отношений между менеджерами и рядовыми работниками.
Заслуга ШЧО состоит в зарождении поведенческого подхода в управлении:
Поведенческий подходсвязан с использованием знаний в области природы поведения людей в организации для максимального использования потенциала персонала, повышения эффективности его деятельности.
Поведенческий подход в управлении представлен в научной дисциплине «Организационное поведение».
|
|
|
|
1970г. –
Настоящее
Время
Рис.: Эволюция представлений по поводу обобщенной модели поведения человека в организации.
Теория «Х» и «У» Д. МакГрегора
Положения теории «Х» | Человек обладает врожденной неприязнью к труду, и по возможности его избегает. Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией. Менеджеры обязаны принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, использовать наказания к нерадивым. Средний человек предпочитает чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и более всего ценит безопасность. |
Положения теории «У» | Физические и умственные усилия индивидов также естественны как игра и отдых, утверждение о врожденной неприязни человека к труду ошибочна. Неправомерно использовать внешний контроль и угрозы наказания как единственные способы побуждения индивидов к труду. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль. В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства… Большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства. В условиях современной жизни интеллектуальный потенциал человека используется далеко не полностью. |
Современные концепции и идеи в управлении основанные на бихевиористском подходе:
· Концепция организационных изменений и организационного развития;
· Концепция управления человеческими ресурсами организации, современная модель управления людьми в организации;
· Матричная организация;
· Самоуправляемые команды;
· Организационная культура;
· Научающаяся организация и др.