Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении.

Элтон Мэйо, Фриц Ретлисбергер, Мэри Фоллет –основоположники.

Научные труды Э.Мейо «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации» (1933г), «социальные проблемы индустриальной цивилизации» (1945).

Выводы Э.Мейо по итогам экспериментов в компании «Уэстерн Электрик» в г. Хоторне:

· В результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа потеряла привлекательность, поэтому человек ищет удовлетворение в социальных взаимоотношениях;

· Люди в основном мотивированны социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениями с другими людьми;

· Люди более отзывчивы к влиянию группы равных им людей, чем побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

· Работники откликаются на распоряжения руководства, если руководители могут удовлетворять социальные нужды подчиненных и их желания быть понятыми;

Предложения представителей Школы человеческих отношений по коррекции концепции менеджмента:

ü Повышение внимания к социальным групповым потребностям человека;

ü Стремление к обогащению труда в целях снижения отрицательных последствий сверхспециализации (к большей свободе действий);

ü Отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к менеджменту участия;

ü Признание роли неформальной организации;

ü Ориентация на установление доброжелательных, доверительных отношений между менеджерами и рядовыми работниками.

Заслуга ШЧО состоит в зарождении поведенческого подхода в управлении:

Поведенческий подходсвязан с использованием знаний в области природы поведения людей в организации для максимального использования потенциала персонала, повышения эффективности его деятельности.

Поведенческий подход в управлении представлен в научной дисциплине «Организационное поведение».

Рационально-экономический человек
Представители поведенческого подхода в управлении: Абрахам Маслоу, Честер Бернард, Дэвид МакГрегор, Ренсис Лайкерт, Дэвид МакКлелланд и многие др.

Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении. - student2.ru

Социальный человек
Творческий человек, стремящийся к самореализации
Сложный человек
1900 г.

Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении. - student2.ru

   
  Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении. - student2.ru
 
  Вопрос 4. Школа человеческих отношений. Поведенческий подход в управлении. - student2.ru

1970г. –

Настоящее

Время

Рис.: Эволюция представлений по поводу обобщенной модели поведения человека в организации.

Теория «Х» и «У» Д. МакГрегора

Положения теории «Х» Человек обладает врожденной неприязнью к труду, и по возможности его избегает. Поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией. Менеджеры обязаны принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, использовать наказания к нерадивым. Средний человек предпочитает чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и более всего ценит безопасность.
Положения теории «У» Физические и умственные усилия индивидов также естественны как игра и отдых, утверждение о врожденной неприязни человека к труду ошибочна. Неправомерно использовать внешний контроль и угрозы наказания как единственные способы побуждения индивидов к труду. Человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль. В определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства… Большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства. В условиях современной жизни интеллектуальный потенциал человека используется далеко не полностью.

Современные концепции и идеи в управлении основанные на бихевиористском подходе:

· Концепция организационных изменений и организационного развития;

· Концепция управления человеческими ресурсами организации, современная модель управления людьми в организации;

· Матричная организация;

· Самоуправляемые команды;

· Организационная культура;

· Научающаяся организация и др.

Наши рекомендации