Раздел 4. Принципы управления Генри Форда.
Для организатора производства, да и для всякого делового человека интересна и поучительна жизнь одного из основоположников автомобильной промышленности США Генри Форда (1863-1947гг.). Неординарная мысль, творчество, целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие - главные качества, свойственные Форду. Будучи сыном фермера, он обратил внимание на то, что люди выполняют много тяжелой ручной работы. С ранней юности он начал думать о том, что многое можно делать иначе, с меньшими затратами труда, а позже критиковал рядовое крестьянское хозяйство за то, что в нем не используется механическая энергия и электричество, идет хищническая трата времени и сил, в чем кроется причина высоких цен и малого заработка. Поэтому Форд обратился к технике. В 17 лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую на 3 года. Одновременно ночью работал в починочной мастерской ювелира. Любил решать особенно трудные задачи.
Когда ученичество закончилось, стал работать экспертом по сборке и починке локомобилей. Построил телегу с паровым двигателем. Прочитав в английском журнале о бесшумном газовом двигателе, заинтересовался им и в 1887 г. сконструировал модель четырехтактного мотора, который работал на газолине. Этот мотор явился исходным пунктом для дальнейших работ с двигателем внутреннего сгорания.
Продвигаясь по службе до должности инженера и механика, а затем первого инженера, все свое свободное время он отдавал работе над новым мотором. Примечательна его мысль о том, что ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас.
В 1892 г. Форд изготовил первый автомобиль. Несколько позже увидел немецкий автомобиль Бенца, решил, что ничего особенного в нем нет. В 1899 г. Г. Форд отказался от службы, чтобы полностью посвятить себя автомобильному делу. В результате в 20-е годы нашего столетия появилось общество автомобилей Форда. Основатель общества стал крупнейшим промышленником, миллиардером, одним из самых богатых людей на свете.
Г. Форд по сути прокладывал новый путь в развитии капиталистического общества. В своей книге "Моя жизнь, мои достижения" он заявляет, что цель его теории - создать из мира источник радостей. Однако современная ему система, по его мнению, мешала производству достичь высшей производительности, у множества людей она отнимала продукт их труда. Одной из причин недостатков системы Форд считал отсутствие плана. Он утверждал: все зависит от степени планомерности и целесообразности. Итак, Форд предлагает использовать планомерность.
Для Форда характерно мудрое общечеловеческое содержание суждений, стремление к справедливости. В свое время наблюдая алчную погоню американцев за деньгами, Г. Форд с огорчением отмечал, что акции и облигации для них важны, а не работа. Позиции Форда были иными. На первое место он ставил труд и принципы служения обществу. Он говорил: делай прилично работу и она даст доход. Деньги ничего не стоят, так как сами не могут создавать ценности. Капитал должен стать средством производства. Он стоит столько, сколько производит. Прибыль всегда должна идти за производством, а не предшествовать ему. Перевес финансовых интересов губит принцип служения.
Кратчайшая дорога к деньгам, подчеркивал Форд, лежит через труд. Кто обладает мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех. Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою и создает себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы.
Актуально для нашего времени поисков нового пути в развитии общества следующее высказывание Форда: "Дела - это ничто иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства… Работа и тоолько работа в состоянии созидать ценности."
"Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег". Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю.
Труд может служить, по мнению Форда, лекарством от депрессии.
Единственно, что важно, - это повышение работоспособности, увеличение выработки. С этой точки зрения, можно смотреть на всякую так называемую деловую депрессию, как на прямой призыв, обращенный к уму и мозгу делового мира данного общества, приглашающий его лучше работать. Одностороннее ориентирование на цены вместо работы безошибочно определяет тот тип людей, которые не имеют никакого права вести дела, быть собственниками средств производства… "Делячество" захватило с самого начала область честнейшей из всех человеческих деятельностей и заставило ее служить спекулятивной хитрости тех, кто искусственно вызывает недостаток продуктов питания и других предметов первой необходимости, с целью вызвать искусственно повышенный спрос. Так искусственная заминка сменяется искусственным вздутием цен.
Принцип трудового служения должен излечить и излечит болезнь так называемых "плохих дел", тем самым мы пришли к практическому осуществлению принципа служения.
Производство, для Форда, - предпосылка и условие прогрессивного развития всех сфер жизни человечества.
Г. Форд привлек внимание и к паразитическому характеру бюрократии, плодящей бумаги и отчеты с целью приобретения титулов и синекур.
В производстве для Форда главной является та же цель, что и в жизни в целом - простота. Он говорил: следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Устраняя излишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и излишние расходы по производству. Мы должны исходить из фабриката: действительно ли он так хорош, как должен быть - выполняет ли он в максимальной степени свое назначение. Затем - применен ли материал лучший из возможных. И, наконец, - допускает ли он упрощение в конструкции и уменьшение веса. Универсальная машина должна отличаться, по Форду, следующими качествами:
1. Первоклассный материал для наиболее длительного и частого употребления.
2. Простота, так как публика не состоит из механиков.
3. Достаточная сила мотора.
4. Полная благонадежность.
5. Легкость.
6. Безопасность в езде. Следует быть всегда хозяином скорости езды, чтобы предупредить всякий сомнительный случай.
7. Незначительный вес автомобиля. Чем тяжелее двигатель, тем больше требуется бензина, масла. Чем легче вес, тем меньше расходы по движению.
Форд сумел убедить человечество, что автомобиль не забава и не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени. В 1922г. концерн "Форд" выпускал каждый второй автомобиль в мире и три из пяти в США.
Цель производства для Форда состояла в том, чтобы производить машины с минимальной затратой материала и человеческой силы, а продавать дешевле. Причем, Форд заботился о достаточном доходе для работника с тем, чтобы он мог удовлетворить свои насущные потребности, а также потребности жены, детей. Тогда труд станет добрым другом, и рабочий отдаст ему все свои силы. Плата должна избавить и от заботы от старости, когда рабочий не сможет, да и не должен работать. Плата, говорил Форд, не что иное как определенная доля прибыли. Часто в конце года оказывается, что может быть выплачена большая сумма прибыли. В таком случае она должна быть выплачена. Кто сотрудничает с предприятием, тот имеет право на долю прибыли в форме приличной платы или жалованья, или особого вознаграждения. Для справедливой оплаты труда Форд предлагал создать систему, основанную на тщательном исследовании, хронометраже, вычислении, учитывающую затраты энергии, изнашивание сил человека, семейное положение и т.п. "Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается… Высокие ставки являются самым выгодным деловым принципом".
Форд выдвинул следующие общие принципы производства:
1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.
2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.
3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получаться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно - это значит затруднять только указанный процесс.
5. Успех в производстве зависит исключительно от искусства производителя служить потребителю. Предлагать то, что ему нравится. Ему можно угодить качеством или ценой. Больше всего ему можно угодить высшим качеством и низкими ценами; и тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низким ценам, непременно станет во главе индустрии - безразлично, какие бы товары он ни производил. Это непреложный закон.
Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:
во-первых, строгая, построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых - изготовление автомобиля. Управление всеми частями и этапами производства, начиная от каучуковых плантаций, рудников, металлургических заводов и кончая сборочным конвейером, из одного центра;
во-вторых, массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль;
в-третьих, развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних затрат переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели;
в-четвертых, конвейер с глубоким разделением труда, который членился на сотни и тысячи мелких операций. Это давало возможность сделать производство непрерывным, массовым и вместе с тем дешевым - труд на таком потоке требовал высокой квалификации;
в-пятых, постоянное совершенствование управления производством.
Кроме того, Форд ввел 8-ми часовой рабочий день на своих предприятиях и готовился к переходу на пяти дневку, организовал школы со стипендиями талантливым ученикам, создал своего рода лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников.
Деятельность Форда связана с поточно-конвейерным производством, прогрессивным для того времени, но монотонным и изматывающим рабочего. Тем не менее разработка операционно-модульных технологических схем создавала предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Взлет промышленной революции предопределил будущую научно-техническую революцию. Личность Г. Форда стоит как бы между Ф. Тейлором и Э. Мэйо. Именно Г. Форд заявил: "Чего нам не хватает - это внимания к человеческому элементу в нашей деловой жизни, и решение этой проблемы заключается в признании товарищеского отношения людей между собой".10 Работодатель, по мнению Форда, обязан выполнить еще больший труд, чем его подчиненные.
Литература к разделу 4:
1. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Финансы и статистика, 1989.
2. Форд Г. Из книг «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» // Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – С. 306-350.