Лекция 1. Менеджмент как наука. Сущность и черты современного менеджмента
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент – это наука о приемах и способах управления.
В хозяйственной практике менеджмент принято рассматривать как:
1. Процесс управления.
2. Управляющую систему
В общем виде управление - это определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления.
Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
• субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления (регламентируются те аспекты функционирования объекта управления, которые входят в сферу управленческого воздействия субъекта управления). Данные импульсы называют управленческими командами;
• объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Общая схема процесса управления приведена на рис. 1.
Объект управления рассматривается как сколь угодно сложная система, преобразующая входные управляющие воздействия U (t) в выходные сигналы (траектории) V (t), характеризующие состояние объекта управления в момент времени t.
Рис. 1. Система управления
Реальный объект управления может иметь множество входов и выходов, определяющих его функциональное взаимодействие с внешней средой. Все эти каналы связи со средой на рис. 1. не показаны. Изображены лишь те входы и выходы, которые являются существенными для формулирования задачи управления.
Объект управления и воздействующее на него устройство управления образуют систему управления. Предполагается, что на объект управления действуют также возмущения E (t) изменяющие, как правило, в непредсказуемом направлении основные характеристики объекта управления.
Сигнал управления вырабатывается в соответствии с некоторой заданной целью управления, определяемой теми задачами, которые поставлены перед системой управления. Довольно часто в системах управления для выработки управляющих воздействий оказывается необходимой информация о действительном состоянии объекта управления. Эта информация поступает по цепи обратной связи, показанной на рис. 1 пунктирной стрелкой.
В качестве объекта управления может выступать предприятие, перерабатывающее сырье в готовую продукцию. Здесь под управлением может пониматься вся система мероприятий и нововведений, направленная на достижение определенной цели или целей, связанных, например, с качеством и количеством выпускаемой продукции, а также, с определенными требованиями к срокам выпуска этой продукции.
Менеджмент как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности.
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент включает в себя функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис. 2).
Рис. 2. Место процесса управления в организации
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от :
· типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.),
· размеров организации,
· сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг),
· уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления),
· функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы)
Несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.
Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:
1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и координации их по достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.