Тема 8. Связующие процессы в менеджменте

Групповая динамика

Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много вре­мени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психоло­гически осознавать и существование друг друга.

Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы члены не­скольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и деду­шек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинст­во людей принадлежит также к нескольким группам друзей — кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы, с которыми нам при­ходится взаимодействовать, оказываются недолговечными, и их миссия проста.

Группа — это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновремен­но находится под влиянием других лиц. Организа­ция любого размера состоит из нескольких групп. Руково­дство создает группы по своей воле, когда производит раз­деление труда по горизонтали (подразделения) и по верти­кали (уровни управления).

Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственно­го процесса, называются формальными. Как бы малы они ни были, это формаль­ные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руко­водителями. Президент компании и вице-президенты — вот типичная командная группа. Такую же группу образуют директор магазина розничной торговли и заведующие различными его отделами, либо заведующий каким-либо отделом и его или ее продавцы. Однако, несмотря на то что они входят в его или ее цепь ко­манд, продавцы не являются членами командной группы президента компании, по­тому что они не подчинены ему напрямую

Второй тип формальной группы — это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Третий тип формальной группы — комитет. Это группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Во всех комитетах подразумевается групповое принятие решений.

Неформальные организации — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования такой неформальной организации. Важно понять, что в боль­шой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация — это по существу сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формаль­ной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вме­сте каждый день иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в ко­торые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации, — у них имеются иерархия, лидеры и задачи. В спон­танно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведе­ния. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные инди­видуальные потребности.

Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода, либо ими руководят соображения престижа, связанные с при­надлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая заработная плата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство при­надлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, — одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Исследования показали, что возможность принадлежать к группе и под­держка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным органи­зациям, чтобы эти контакты обрести.

Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без вся­кого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник плохо о них думает. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких проце­дурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег.

Защита. Люди всегда знали, что сила — в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была допол­нительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. И сегодня члены неформальных организаций, состоя­щих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, пробивают друг за друга хронометражные карты, что­бы скрыть допущенные ошибки, или могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Неудивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затра­гивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих под­чиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принад­лежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Эта тема также подразумевает социальные сплетни и другую информацию, которая либо со­всем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналах слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности г психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстры доступ к нужной для работы информации.

Характеристики неформальных организаций.

Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть приня­тым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эт> нормы. Вполне естественно, например, что у неформальной организации имеютс! свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения приемлемых видов работы и протокола. Чтобы укрепить соблюдение этих норч группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей (а это случается довольно часто).

Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может ока­зать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений. Обсуждав групповые нормы, Уильям Скотт говорит: "Эти нормы могут не вполне соответство­вать системе ценностей формальной организации, так что человек может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются взаимоисключающие требования".

Сопротивление переменам. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, кото­рые могут произойти в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняете! тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию нефор­мальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников ж т.п. могут привести к распаду неформальной группы или организации либо к сокра­щению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положение и власти.

Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у них работу как раз в тот момент, когда руко­водство собирается расширить сферу их компетенции.

Неформальные лидеры. Так же как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы аналогично тому, как это де­лает лидер формальной организации. По существу, нет никаких серьезных различия в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия.

Таким образом, обширный материал последних глав, трактующий вопросы вла­сти и лидерства, в равной мере относится и к неформальным лидерам. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера — признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотно­шения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то что неформальный лидер одновре­менно является одним из членов управленческого персонала формальной организа­ции, очень часто он или она занимают там сравнительно невысокую ступень в орга­низационной иерархии.

Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформаль­ной организации, включают: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе сис­темой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях пожилой возраст может считаться положительной характеристикой, а в других — наоборот.

Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой для социального взаимодействия.

Наши рекомендации