Метод «метафора» (образ организации)

Дело в том, что у каждого работника есть свой образ той организации, в которой он работает. Сочетание этих образов дает разностороннее представление об организации не только консультанту, проводящему эту работу, но и всем участникам самодиагностики.

Таблица 10.2

Патология в руководстве и персонале

Наименование объектов Наименование признаков Содержание организационной патологии
Руководство Мера власти Чрезмерная власть (мало власти или нет вообще) у отдельных лиц или подразделений
Неформальная власть Недееспособность формальной власти и влияние неформальной власти отдельных лиц и подразделений на организацию
Нарушение единства руководства Игнорирование оргпорядка: руководство «через голову» непосредственного начальника;
Бюрократизация и управленческая культура Использование служебного положения в иных целях и в ущерб делу: не руководство для предприятия, а предприятие для руководства
Персонал Кадровая политика Нет процедур подбора кадров; стремление сохранить всех; боязнь уволить «балласт»; кадровые перестановки как решение проблем; увольнение «золотого фонда»
Оценка кадров Субъективная оценка как произвол; выдвижение недостойных
Люмпенизация Посредственное выполнение работы; сопротивление повышению квалификации; организационный патернализм; стремление к уравниловке
Низкий уровень развития групп Инициатива и выделяющийся профес-сионализм осуждается; развитие круговой поруки
Смещение целей Рост числа должностей и подразделений; ресурсы расходуются впустую;
Всем все «до лампочки» Организация - только место зарабатывания денег; деление окружающих на своих и чужих; поиск врага внутри организации и вовне

Суть метода заключается в том, что ведущий просит взять по листу бумаги и по 1-2 фломастера и разойтись по различным углам помещения (по другим помещениям здания). Задание для каждого: нарисовать образ обследуемой организации, как ее видит каждый участник.

Это могут быть предметы, действия и даже абстракции - на ваше усмотрение. Важно лишь то, чтобы всем смотрящим было понятно, что именно вы хотел сказать своим рисунком его автор.

По истечении определенного времени, консультант вывешивает на доске поочередно рисунки и просит присутствующих прокомментировать образ организации и комментирует сам.

Таблица 10.3

Патология структуры



  Наимено-вание объектов   Наименование признаков     Содержание организационной патологии
Функции Элементы без функций Должности, подразделения, у которых нет самостоятельных функций
Дублирование Дублирование функций отдельными работниками и подразделениями
Вредные скры-тые функции Наличие у подразделений вредных или ненужных организации функций
Бессубъектность Существование должностей, структурных подразделений и коллективных органов, которые не несут никакой ответственности за свою деятельность
Права и обязанности Наличие обязанностей при отсутствии прав и наоборот
Структура Централизация Чрезмерная централизация (децентрализация)
Громоздкость структуры Длинные цепи связей между руководством и исполнителями
Малый объем руководства Чрезмерное дробление структурных единиц  
Господство структуры над функцией Создание новых подразделений по решению новых задач вместо наделения новыми функциями существующих подразделений
Ограничение самостоятельности Ставшее повседневным ограничение самостоятельности подразделения, введенное для решения оперативных вопросов на короткое время
Встречная организация Элементы организации, не закрепленные в ней формально, но фактически действующие
Решения Время Несвоевременные, поверхностные, бесконечно согласуемые, отсутствующие после заседаний
Стандарты Преобладание стандартов снижает творческое начало, отсутствие – удлиняет сроки решения проблем
Участие Централизация не позволяет привлекать исполнителей к выработке решений, что снижает их информированность и восприятие решений как своих
Влияние Влияние лиц, готовящих информацию и проект решения
Управленческие решения Маятниковые (издание приказов и последующая их отмена); дублирование оргпорядка (поручение в приказах работникам исполнять то, что они обязаны исполнять по должности); разрыв между решением и реализацией (до конца не просчитанное мероприятие выполнено не будет); инверсия (стремясь выровнять зарплату одной бригаде, приходится повышать ее всем); демотивирующий стиль руководства
Регрессия решений Упрощенное решение сложных задач приводит к примитивным решениям и к возврату в решении
Связи Отсутствие связей Отсутствуют обратные вертикальные или горизонтальные связи
Слухи и информация Господство слухов и монополия на получение информации

Окончание таблицы 10.3



  Потери и искажения Много процедур сбора и недоверие к информации, недостаток критической, перегрузка второстепенной и потери времени на поиск нужной информации
Правила Есть правила Избыток, наличие мертвых, противоречивых и мешающих правил
Нет правил Их не хватает; их заменяют неписаными правилами; стандартными правилами пренебрегают
Избыток оргпорядка Число правил непрерывно растет; их исполнение становится самоцелью, снижает инициативу и порождает зоны произвола в случае разночтений
Деятельность Не соответствует стандарту Способы выполнения работ не эффективны, стандарты занижены
Требования к исполнителям Требования к исполнителям низки или нереально высоки
Нужное не выполняется Выполняется то, что не нужно и наоборот.  
Планирование Уровень планирования Формальное планирование, не связанное с разработкой стратегии, а только ориентировано на «горящие вопросы»
Двойное планирование Наличие нескольких планов по одному и тому же поводу
Неуправляемость Болезнь роста без развития  
Планирование контроля Отсутствие деятельности и контроля реализации планов  
Стимулирование Отсутствие стимулирующей связи Вознаграждение за вклад, за квалификацию; существует система оценки труда, которая не стимулирует к эффективной работе
Оценка Произвол в оценке, уравниловка, привилегии и льготы не обоснованы
Качество системы стимулирования Система стимулирования запутана (не ясна, не понятна) и воспринимается как несправедливая
Контроль Эффективность Контроль: мелочный; того, что не действует; второстепенный; пропускающий ошибки
Контролеры Произвол (бессилие) контролеров, рост числа нарушений и отсутствие их анализа
Параметры и способы Не связаны с существом и содержанием работы  
Вне контроля Наличие подразделений и работников, которые находятся вне контроля
Конфликты Особенности ЛПР Стремление избегать конфликтных сфер; нежелание анализировать; подавление конфликта
Связи Отсутствие механизмов; нарушение коммуникаций  
Позиционирование Формирование групп конфликтующих сторон; иррациональное поведение работников
Межличностные конфликты Межличностные конфликты негативны (позитивными могут быть конфликты функциональные)
Клика Использование группой работников ситуации в своих интересах
Организационные торги Перенесение внимания на другие интересы конфликтующих сторон для выработки компромисса или демонстрации давления на оппонента.

Например, что можно сказать об организации, зрительный образ которой представляет собой корабль, севший на мель, команда которого спасается на плотах, а капитан на палубе играет в теннис?

Обстановка анонимного художественного творчества и активного высказывания интерпретаций сплачивает и расслабляет участников групповой работы.

Важно, чтобы работники организации путем размышлений и самоанализа смогли из обсуждаемых изобразительных метафор составить для себя совокупный образ организации.

Варианты получающихся образов могут быть такими, что либо в них угадывается «беспроблемность», либо отсутствие динамики развития, либо в них отсутствует внимание к клиенту, да и сам клиент, либо складывается ощущение о происходящих процессах дезинтеграции, либо что-то еще, что воспринимается как проблема.

Если на рисунках много радости: изображения солнца, цветов, восхождения на вершину, стремительного плавания на красивых кораблях, много улыбок и т. п., то, вероятнее всего, в организации царствует стремление не замечать существующих проблем.

Если на рисунках много массивных зданий, башен, пирамид, квадратных и прямоугольных схем, прямых линий, кубов, замкнутых окружностей, преобладают вертикали, то мы имеем дело со стремлением подчеркнуть устойчивость организации и демонстрирует отсутствие динамики ее развития.

Если на рисунках много сцен работы сотрудников, изображение их офиса, рабочих мест, много намеков на сложные отношения между разными подразделениями, рассогласованность по вертикали и горизонтали, много производственной, технологической атрибутики, путей движения компании, фактов из ее истории, устремленность в будущее или, наоборот, тупики, то возникает вопрос: почему при изображении организации не нашлось места для клиента, без которого в условиях рынка организация существовать не может эффективно.

Если на рисунках много разорванных блоков иногда с красными молниями между ними, вершина оторвана от остальной пирамиды или накренена в сторону от нее, середина пирамиды отделена от основания, а в пустотах - либо язычки огня, либо зубья ограды, либо потоки воды, люди спиной друг к ругу, то. вероятнее всего, мы имеем дело с попыткой изобразить происходящие в организации процессы дезинтеграции.

Коллекция ошибок

Анализируя свою обширную практику по управлению и социологии организации, А.И. Пригожин составил целую коллекцию типичных управленческих ошибок, которая приведена в таблице 10.4.

Вначале необходимо попросить участников работы внимательно прочитать список и дополнить его, если в том есть необходимость, присваивая новым позициям соответствующие номера (цифры) и буквы.

В том случае, если группа неконфликтная и давление авторитета власти в ней отсутствует, то указанная выше процедура может выполняться методом публичного зачитывания каждого пункта поочередно каждым участником работы вслух с последующим индивидуальным оцениванием.

Затем участникам предлагается выделить из рассматриваемых списков те ошибки, которые, по мнению участников, особенно опасны для организации (2-3 ошибки по каждому из шести пунктов) и сделать соответствующую отметку (цифра с буквой) в левой колонке таблице 10.5.

Потом необходимо в правом столбце указанной таблицы сделать отметку о тех ошибках, которые актуальны для обследуемой организации в настоящее время.

Как итог, совместно в группе обсуждается повторяемость номеров ошибок. Полученные данные дают представление о том, над какими ошибками следует начинать работать в первую очередь.

При этом работа над списком ошибок и их классификация позволяют участникам групповой работы как бы взглянуть на себя со стороны и критически оценить свой потенциал.

Отсутствие потребности строгого формулирования проблем и сведение всех требуемых действий только к пометке выбранного пункта из перечня, подготовленного профессионалом, снимает внутреннее напряжение, возникающее при этом, и способствует приданию работникам клиента уверенности в своих силах для дальнейшей совместной работы в группе.

Ориентация организации

Анализ признаков ориентации организации заключается в оценке таких важных характеристик организации как инновационность и инициативность персонала; сосредоточенность работников на решении внутриорганизационных проблем; иерархичность и уважение к власти; ориентация на рынок, на клиента, а также степень ориентации на поставщиков, конкурентов, ориентацию на стратегическое развитие и ориентацию на мотивационные механизмы управления организацией.

Таблица 10.4

Наши рекомендации