Организация как искусственная социально-экономическая система

Термин организация используется в различных смыслах. В первом он обозначает - социальный институт – сложную открытую искусственную систему, созданную для решения каких-либо задач общества. Во втором смысле организация – это процесс сознательного воздействия субъекта на объект с какой либо целью. В третьем смысле – это свойство системы содержать в себе некий порядок отношений между элементами с целью обеспечения функциональности системы.

Мы будем использовать термин организация в первом смысле, там же, где речь будет идти о процессе и свойстве, будем использовать выражение «процесс организации» и термин «организация» в форме соответствующей признаку (например, «организованный проект», «организованное совещание» и т.п.).

Рассмотрим ряд определений понятия организация, приводимых авторами:

Организация – [фр. organisation] – совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой либо цели, решения какой либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры[11].

Но задачи не всегда решаются на основе принципов разделения труда, и не всегда в организации присутствует иерархия (например, кооператив, как форма организации, предполагает равные права и обязанности участников, в управлении же могут участвовать все участники). Из данного определения вытекает лишь наличие группы (т.е. как минимум два человека) и принцип целеобъединения ее участников.

«Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры»[12].

Из данного определения следует, что организации свойственна структура и форма объединения.

«Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей»[13].

Данный тезис определяет целевой характер организации и принцип соответствия целей участников организации целям организации как системы, т.е. описывает условие ее существования.

«Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели»[14].

То есть наше утверждение о том, что не всегда в организации присутствует иерархия скорее ошибочен, так как в той или иной форме, координация деятельности происходит во всех целевых группах.

«Организация – это сложная динамическая система, имеющая цель. Сложная система здесь однозначно трактуется как система состоящая из динамических подсистем, одна или несколько из которых являются системами решающими, т.е. способными к актам выбора и решения»[15].

Следует сказать, что система, одним из элементов которой является человек, называется социальной.

Таким образом, обобщая сказанное выше, дадим следующее определение: организация – это сложная искусственная открытая социально-экономическая система, являющаяся подсистемой мирового хозяйства, созданная для решения задач общества (включая участников организации).

Внешней средой по отношению к организации является общество и все формы общественных отношений, в которые включаются:

· политика (ближнее окружение):

o партии, общественные организации прямо или косвенно оказывающие влияние на деятельность организации;

o устройство органов местного самоуправления, их влияние на деятельность субъектов экономических отношений, зависимость (суверенитет) от центральных органов власти;

o наличие программ развития региона и поддержки предпринимательства;

o доля государственного влияния в общей структуре бизнесов;

o отношения организации со всеми ветвями власти и структурами их представляющими;

· политика (дальнее окружение):

o политический режим:

§ демократия: президентский режим, парламентский режим (президентские республики, парламентские республики, парламентские монархии);

§ антидемократия: тоталитарный режим (коммунистические, фашистские), авторитарный режим (абсолютные и дуалистические монархии, военные диктатуры, военные правления, теократии, персональные тирании);

o форма правления:

§ монархия:

· абсолютная;

· конституционная (дуалистическая, парламентская);

§ республика:

· президентская;

· парламентская;

§ смешанная:

· президент и парламент;

· монархия и республика;

o территориальное устройство:

§ унитарное государство (одна конституция, единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство);

§ федерация (союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью);

§ конфедерация (союз государств, сохраняющих суверенное существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, например, в области обороны, внешней политики, транспорта, связи и т.п.);

o мировые условия, т.е. условия в которых развивается жизнь всего человечества:

§ мира или мировой войны (мирового военного конфликта);

§ экологическая катастрофа или стабильная экологическая ситуация;

§ дефицит или избыток ресурсов;

§ мировой кризис или мировая стабильность какой либо сферы общественных отношений;

§ прогрессивное или регрессивное развитие политических отношений;

§ консолидация или распад отношений между крупными ведущими государствами и т.п.;

o положение государства (развитое государство, развивающееся государство и т.д.);

o социальные и идеологические условия страны, природа и характер ее общественного строя;

o конкретное состояние политической сферы страны (политическая ситуация);

o тенденции развития государства;

o как распределены политические функции между субъектами данной общности;

o насколько согласованы интересы системы государственного управления с интересами всех других политических и социальных субъектов;

o уровень государственного регулирования экономики;

· экономика (ближнее окружение):

o поставщики (наличие и деловой уровень альтернативных поставщиков всех видов ресурсов, используемых организацией в процессе своей деятельности);

o потребители (наличие и спрос на товары комплименты, наличие и спрос на товары субституты, средний доход на душу населения, существующие потребительские предпочтения и тенденции развития);

o конкуренты (доля рынка, занимаемая конкурентами, их конкурентные стратегии; тенденции развития конкурирующих организаций);

o наличие естественных монополий и их влияние на общий уровень деловой активности в регионе;

· экономика (дальнее окружение):

o изменение темпов роста иностранной валюты;

o темпы инфляции – дефляции;

o ставка рефинансирования Центробанка;

o общий уровень деловой активности в стране;

o влияние естественных монополий, крупных транснациональных корпораций на общий уровень деловой активности в стране;

· социум (ближнее окружение):

o исторически сложившийся менталитет населения (базовые ценности, доминирующий образ жизни и т.п.);

o половозрастной состав населения региона;

o исторически сложившиеся профессиональные специализации населения региона и смежных регионов;

o обеспеченность населения региона (доход на душу населения, структура доходов);

o стоимость рабочей силы в регионе;

o возможность привлечения рабочей силы из близлежащих регионов;

· социум (дальнее окружение):

o социальная структура общества («пирамидальная»[16] или «ромбовидная»[17]);

o содержание и характер основных задач, решаемых обществом в данный исторический период;

o смысл существования данной общности и система ее приоритетов;

o общие коллективные устремления и цели;

o господствующие способы производства, распределения и перераспределения благ;

· технология и научное окружение (ближнее окружение):

o политика органов местного самоуправления в отношении научно-исследовательских учреждений;

o научно-исследовательские и конструкторские организаций, занимающихся научными и опытно-конструкторскими разработками, специфика их деятельности;

o наличие рынка новаций, специализация научно- исследовательских организаций, уровень разработок;

o наличие прямых и обратных связей промышленности и научно-исследовательских учреждений;

o общий уровень научного потенциала региона;

· технология и научное окружение (дальнее окружение):

o государственная политика в отношении науки как специфической отрасли хранения, производства и передачи знаний и разработки наукоемких технологий;

o научно-исследовательские и конструкторские организации федерального значения, специфика их деятельности;

o наличие бирж новаций по стране в целом;

o общий уровень научного потенциала страны.

Очень важное значение имеют тенденции развития внешней среды. Долгосрочное прогнозирование таких тенденций в будущем займет одно из ведущих направлений научной деятельности.

Перечисленные выше в форме разветвленной иерархии категории и частично их значения представляют собой конфигуратор внешней среды, на основе которого может быть сформирована (для конкретной организации) модель внешней среды.

Внутренняя среда организации – может быть представлена моделями ее состава, структуры и функций в которой организация обычно рассматривается как система, состоящая из двух подсистем – управляющей (все органы управления организацией) и функциональная (подсистема, состоящая, в свою очередь из подсистем, обеспечивающих выполнение функций организации или как еще говорят миссии).

Основные функции управляющей системы (системы менеджмента) заключаются в планировании, организации, мотивации и контроле процессов управляемой подсистемы организации.

Все перечисленные выше функции осуществляются посредством разработки управленческих решений на разных уровнях иерархии управляющей системы (системы менеджмента).

Сущность управленческого решения заключается в том, что оно является (с позиции теории систем) необходимым специфическим нематериальным компонентом системы менеджмента и присутствует в той или иной форме в процессе выполнения всех функций данной системы и, одновременно, оно (управленческое решение) является функцией (как функция разработки управленческого решения), в ходе выполнения которой расходуются ресурсы (в зависимости от уровня управленческого решения могут расходоваться все существующие виды ресурсов).

Необходимая для принятия управленческих решений информация поступает в систему менеджмента как из внешней среды по каналам прямой связи, так и из внутренней посредством каналов обратной связи. Данный процесс представлен далее в теме 7 и на рис. 7.1.

Этапы разработки управленческих решений представлены в теме 9.

Принципы управления сложными социально-экономическими системами

Управление есть функция управляющей системы в отношении управляемой заключающаяся в оказании воздействий направленных на обеспечение требуемой функциональности управляемой системы.

Все принципы управления сложными социально-экономическими системами определяются спецификой состава и спецификой функции таких систем. Социально – значит не только содержащая в своем составе людей, но и выполняющая социальную функцию. Экономическая, значит выполняющая какую-либо экономическую функцию по переработке и трансформации ресурсов. Перечислим эти принципы:

1. Принцип целенаправленности, означающий целевую ориентацию организация и соответственно целевую ориентацию всех ее подсистем.

2. Принцип необходимости и достаточности функции (наличие необходимых при отсутствие дублирующих функций или функций, без которых функциональность системы не нарушается).

3. Принцип непротиворечивости одновременно осуществляемых управляющих воздействий;

4. Принцип единства компетенции в принятии решений и ответственности за их последствия (например, когда принимается групповое решение – кто в таком случае несет ответственность?).

5. Принцип подчинения целей элемента (подразделения, отдела, конкретного исполнителя) целям системы (организации, подразделения, отдела соответственно).

6. Принцип «по команде» означает, что управленческое решение проходит все уровни иерархии, не пропуская их, тоже касается и канала обратной связи.

7. Принцип соответствия элемента системы (подразделения, отдела, конкретного исполнителя) его функции.

8. И, наоборот, принцип соответствия функции, назначаемой элементу (отделу, конкретному лицу) его функциональной пригодности.

9. Принцип двуединства миссии (функции) вовне и миссии (функции) вовнутрь как одной функции организации в отношении общества (как социально-экономической надсистемы более высшего порядка), «человека», как одновременно элемента системы «организация», и элемента системы «общество» и собственно самой системы «организации» как подсистемы «общество» и надсистемы «человек».

10. Принципы начала, конца и бесконечности существования, означающие, что любая организация когда-то возникла, когда-нибудь возможно разрушится и перестанет существовать как система и теоретически (при определенных условиях) может существовать бесконечно долго.

11. Принцип наличия стратегии (модели достижения цели) означает, что любая организация придерживается явно или неявно какой-либо модели поведения, пусть даже не сформулированной и не описанной при помощи какой-либо знаковой системы.

При принятии решений как при специфическом виде деятельности ЛПР появляется еще один принцип – принцип оптимальности, означающий, что при осуществлении выбора ЛПР должно руководствоваться правилом:

следует принимать только то решение, которое обеспечивает максимальную или приемлемую эффективность операции.

Данный принцип трансформируется при осуществлении глобальных выборов, например, при выборе стратегии. При принятии стратегического решения сложно заранее оценить эффективность принимаемого решения, поэтому этот принцип заменяется на принцип:

стратегического решения должно обеспечивать развитие организации в нечто совершенное, т.е. достижение некоего идеального состояния, ассоциируемого у ЛПР с успехом организации, с признанием ее состоявшейся в истории сообщества.

Принятие решений как механизм управления организацией

Принятие решений является механизмом менеджмента, обеспечивающим выбор способа достижения ее целей. Цели бываю краткосрочными (их достижение обеспечивается принятием оперативных решений), среднесрочными (как правило, обеспечиваются тактическими решениями) и долгосрочными (обеспечиваются стратегическими решениями).

Стратегические решения принимаются в случае возникновения стратегических проблем, признаком которых является отклонение контрольных параметров системы от запланированных вследствие изменений внешней среды, влияющих на все организации отрасли. Такие проблемы не снимаются оперативными и тактическими решениями и требуют диагностики организации, анализа факторов внутренней и внешней среды и разработку стратегии при помощи методов, рассмотренных в темах 8, 10-15.

Тактические проблемы являются проблемами среднего уровня и представляют собой противоречия между среднесрочными целями организациями и ее текущим состоянием. Такие проблемы решаются корректировкой стратегии, разработкой тактических планов в рамках действующей стратегии, незначительными изменениями функциональных стратегий.

Оперативные проблемы – это проблемы нижнего уровня, они возникают постоянно и требуют принятия постоянных решений, ограниченных временными рамками. Менеджеры среднего звена, а в некоторых случаях и исполнительный персонал организации могут принимать множество таких решений в течение одного дня.

Степень ответственности по перечисленным выше уровням, как и последствия решений (влияние на конечный результат) обратно пропорциональны уровню их принятия. Схематично это может быть изображено так, как это сделано на рис. 1.1. Чем выше уровень принятия решения, тем меньше их принимается, но при этом больше и масштаб изменений и время, затрачиваемое на его разработку, а также ответственность руководителя. Специфика разработки управленческих решений различных уровней рассмотрена ниже.

Организация как искусственная социально-экономическая система - student2.ru Организация как искусственная социально-экономическая система - student2.ru

Патологии в управленческих решениях

Решения, принимаемые на всех уровнях управления, в некоторых случаях ведут к патологии организации. Патологии в управленческих решениях связаны с нарушениями принципов управления организациями рассмотренными выше. Если принимается ошибочное, не продуманное стратегическое решение, то, как следствие, патологию будет содержать в себе и стратегия организации и все решения, принимаемые в ее рамках. Можно выделить следующие патологии в управленческих решениях:

Маятниковые решения. Такие решения имеют природу ошибочных и заключаются в «исправлении» ошибочного решения попыткой «возврата» к тому, что было раньше. Например, пожилые люди в период перестройки жаловались, что де при социализме было все-таки не так плохо, как в настоящее время, необходимо вернуть старые порядки и все вернется «на круга свои». Другой пример: На предприятии приняли решение сократить отдел, скажем, сбыта. Отдел маркетинга, на который были возложены функции выполняемые отделом сбыта (ввиду увеличения общего объема работ) перестал выполнять маркетинговые исследования. Маркетинговая стратегия начала терять эффективность. Новым решением отдел сбыта был вновь восстановлен.

Решения, дублирующие организационный порядок или (что еще хуже) противоречащие ему. Решения такого рода могут возникать в случае смены руководящих работников. Каждый руководитель привносит в организацию свой «устав». То есть устанавливает свои правила, которые в некоторых случаях могут противоречить устоявшимся традициям, установленному должностными инструкциями или иными внутренними регламентирующими документами организационному порядку. Пригожин А.И. утверждает, что «дублирование организационного порядка опаснее, чем у нас принято думать… функции делятся на две неравные части: одни: обязательные, те, о которых напоминает начальство, другие – второстепенные, раз на них дополнительно никто не указывает.»[18]. Таким образом, признается не только доминирование распоряжений над регламентированным порядком, но и разрушается, ставится под сомнение последний.

Решения, игнорирующие организационную иерархию. В данном случае нарушается рассмотренный выше принцип управления «по команде», означающий, что высшее руководство принимает решения адресованные менеджерам среднего звена, а менеджеры среднего звена – адресованные далее «вниз» по иерархии. Нарушение этого принципа означает, что решение адресуется через уровень иерархии. Например, генеральный директор издает приказы, адресованные начальнику какого либо отдела, минуя руководство подразделения.

Решения, «привязанные» к организационной иерархии. Решения такого типа подразумевают господство структуры над функцией, когда для решения проблем создаются новые структуры, в то время как существующие подразделения (функционально пригодные для выполнения данных функций) работают с половинной интенсивностью. Сюда же могут быть отнесены решения, в которых правила доминируют над функцией (например, бюрократия).

Противоречивые решения. Решения, принимаемые в организации, противоречащие ранее принятым и ставящее исполнителей перед выбором – что же на самом деле необходимо делать. Как правило, такие ситуации возникают, когда ранее принятые распоряжения и прочие акты, содержащие в себе сведения и инструкции, противоречащие вновь утвержденным, не отменяются во вновь принятых, а наоборот, приводится ссылка на данные распоряжения в том или ином контексте (например, «данное распоряжение дополняет инструкцию такую то», и т.п.). Подобная ситуация также возникает, когда нарушается принцип единоначалия и подчиненные получают две инструкции, содержащие противоречивые указания. Например, начальник смены дает команду «перерыв на обед», а начальник участка распоряжается работать без перерыва в целях форсирования выработки продукции. Обычно в таком случае работники отдают предпочтение распоряжению высшего уровня игнорируя в то же время указания непосредственного начальника.

Невыполнимые (авантюрные) решения. Суть таких решений основана на переоценке возможностей организации, неадекватном восприятии и понимании ситуации принятия решения. Такие решения обычно не выполняются вообще, а если и выполняются, то приводят к неожиданно противоположным цели результатам.

Запоздалые решения. Решения такого типа принимаются руководителями вследствие страха ошибиться и принять неверное решения, когда на разработку оперативного мероприятия тратится неоправданно много времени. В таком случае досконально разработанное решение, актуальное для прошлого периода принимается позже, чем необходимо, и как бы хорошо оно не было обдумано, проверено и детализировано оно уже утратило свою актуальность в изменившейся ситуации.

Демотивирующие решения. Решения, использующие неадекватную (не соответствующую социально-психологическим особенностям коллектива) например, использование принуждающей мотивации, там, где вполне можно было использовать побуждающую или например, гарантирование благ, получение которых не соответствует потребностям работников. Например, директор издает приказ, в котором помимо прочего указывается, что невыполнение данного решения влечет за собой материальное взыскание в таком-то размере из заработной платы работника, вместо того, чтобы гарантировать премию в случае удачного исполнения решения или гарантирует бесплатную выдачу памперсов в коллективе, на 82% состоящем из мужчин.

Просто ошибочные решения. Такие решения принимаются вследствие недостаточной информации о проблемной ситуации, дезинформации, принятой за достоверную, неверной интерпретации показателей деятельности организации, т.е. основанные на мнении, не опирающиеся на реальное состояние фирмы и окружающей среды.

Неразработанные решения. Это такие решения, актуальные для данной организации, о которых постоянно говорят, но никто их не принимает. Это самый опасный вид решений, поскольку даже ошибочное решение дает какой-либо результат. Бездействие в некоторых случаях, уклонение от необходимости решать, игнорирование требуемых организации изменений и более того попытки удержать искусственно требуемое организации развитие приводит к стагнации и всегда сопровождается потерей энтузиазма персонала, клиентов и всех тех, с кем взаимодействует организация на всех ее уровнях. Такая организация воспринимается как «умирающая».

Классификация управленческих решений

Для чего необходима классификация решений:

1. Классификация решений необходима, прежде всего, для определения методов решения различных задач, которые возникают в управленческой практике. Выбор того или иного инструментария при этом базируется на закономерностях развития объектов того или иного класса. Например, решение проблемы в ситуации неопределенности требует более расширенного инструментария, нежели при решении детерминированной задачи.

2. Классификация решений необходима для обозначения типов ситуаций, или иначе, параметров входа в систему принятия решений.

3. Классификация решений необходима для определения того, что можно ожидать на выходе системы принятия решения при решении различных проблем.

В практике управления существует множество ситуаций, в которых руководителю приходится принимать решения. Каждая такая ситуация (хотя бы по некоторым факторам) уникальна. Тем не менее, возможна классификация управленческих решений по некоторым существенным признакам. Далее представлена классификация управленческих решений по наиболее существенным из них:

По субъекту принятия решения

(по числу лиц принимающих участие в его разработке):

· индивидуальные (лицо, принимающее решение, далее ЛПР);

· групповые (группа, принимающая решение, далее ГПР).

Например, директор предприятия может принимать решения сам, а может поручить это управленческой команде (участвуя или не участвуя в процессе разработки). Феномены групповых решений рассматриваются в теме 6.

По объекту принятия:

· личные (решения, затрагивающие интересы лица, принимающего решение и окружающих его близких людей, направлены на достижение личных целей);

· деловые (решения, принимаемые в организациях; политические, экономические, финансовые, юридические, технические).

Личные решения: выбор специальности; выбор места работы; решение семейных проблем; выбор досуга; выбор друзей, спутника жизни и т.п.

Деловые: выбор стратегии; выбор способов реализации стратегии; размещение хозяйственных объектов; выбор методов мотивации; подбор кадров и т.п.

По уровню принятия:

· высший уровень (как правило стратегические решения, принимаемые Топ-менеджарами);

· средний уровень (как правило тактические решения, принимаемые менеджерами среднего звена);

· низший уровень (оперативные решения, принимаемые руководителями подразделений и служб).

Высший уровень. Руководитель со своей управленческой командой разрабатывает стратегию (политики, программы, проекты).

Средний уровень. Менеджеры среднего звена детализируют стратегию до мероприятий, устанавливают их сроки выполнения.

Низший уровень. Руководители подразделений и служб изыскивают необходимые ресурсы, контролируют выполнение мероприятий, докладывают о проблемах, возникающих в процессе реализации намеченных (стратегических, тактических, оперативных) планов.

По принципу (методам) разработки:

· алгоритмические (разрабатываются по определенному алгоритму и допускают строгую формализацию);

· шаблонные (допускающие частичную формализацию; разрабатываются методами, которые успешно зарекомендовали себя для решения существовавших ранее проблем);

· оригинальные (разрабатываются ранее не использовавшимися оригинальными методами).

Пример алгоритмического решения – прием на работу: установление должностных требований (критериев выбора); анкетирование, отсеивание заведомо несоответствующих кандидатур (по ключевым критериям); собеседование; выбор; принятие решения о приеме на работу.

Шаблонное решение (решение по аналогии): Существует проблема, например, после получения рабочими зарплаты резко падает производительность их труда. Такой случай уже имел место, проблема решилась тем, что зарплату начали выдавать накануне выходных (решение имело положительный результат), следовательно, делаем также.

Оригинальное решение. Тот же случай, но после введения правила выдавать зарплату рабочим накануне выходных, рабочие в знак протеста начали брать в долг, чтобы не нарушать традицию собираться вместе именно пятого числа каждого месяца. Менеджеры подумали, и решили сделать выходным именно день получения зарплаты. Проблема была решена.

По уровню решаемых проблем:

· стратегические (решения, обеспечивающие решение стратегических проблем, достижение стратегических целей и требующие значительных, зачастую необратимых изменений);

· тактические (подчинены стратегическим целям и решениям, служат их реализационными этапами);

· оперативные (подчинены стратегическим и тактическим решениям, служат для решения задач оперативного управления).

Стратегическое решение. Главный конкурент предприятия начал выпуск продукции нового образца, выпуск продукции сопоставимой по качеству не возможен из-за устаревшего оборудования, да и рыночная ниша уже занята. Как быть? Руководство предприятия принимает решение минимизировать издержки и снизить цены на свою продукцию, что обеспечит конкурентные преимущества именно по выпускаемой предприятием продукции, при этом налаживает контакты с дилерами и учреждает свои предприятия дилеры в нескольких крупных городах.

Тактическое решение. В целях минимизации издержек (в соответствие с разработанной руководством предприятия стратегией) менеджеры среднего звена принимают решение приобрести новые технологии, внедрение которых обеспечит снижение издержек.

Оперативное решение. Руководители подразделений принимают решение нанять штат высококлассных специалистов, обучать персонал уже задействованный на производстве без отрыва от работы для обеспечения полного использования возможностей нового оборудования.

По эффективности:

· оптимальные (решения, обеспечивающие максимальную степень достижения целей управления);

· удовлетворительные (решение, приводящее к достижению цели управления организацией, но необязательно в максимальной степени);

· неудовлетворительные (неразумные решения, не приводящие к достижению целей управления)

Ситуация: Выборы директора на хлебном заводе. Акционеры: работники завода – 60%, коммерсант, скупивший 30% акций завода, 10% принадлежит государству в лице представителя.

Кандидаты: ныне существующий директор (консерватор, предприятие при нем работает стабильно); коммерсант (не сведущий в делах завода, но имеющий свои интересы); главный инженер (специалист в области деятельности предприятия, новатор). Расстановка сил понятна (все решает большинство голосов работников).

Оптимальное решение – голосовать за главного инженера; удовлетворительное – за существующего директора; неудовлетворительное – за коммерсанта. Большинством голосов был избран существующий директор. Трудовой коллектив выбрал минимум риска, хотя выбор главного инженера на должность директора (сопряженный с некоторым риском для работников, например, кадровые перестановки) был бы оптимальным для предприятия в целом и для большинства работников в частности.

По преемственности:

· приемлемые (удовлетворяющее всем ограничениям);

· неприемлемые (решение может быть оптимальным по эффективности, но личные предпочтения ЛПР, провозглашенные организацией ценности, сложившийся имидж, особенности внешней среды накладывают «табу» на его принятие)

Например, переориентация предприятия на выпуск табачных изделий является перспективным направлением, обеспечивающим успех компании, но кредо предприятия не выпускать товары, наносящие существенный вред здоровью человека и окружающей среде не позволяет считать такое решение приемлемым.

По новизне решаемой задачи:

· повторяющаяся задача (задача, решаемая разработанным инструментарием по разработанной технологии);

· новая (уникальная) задача (задача, для которой не разработаны инструменты и технология решения).

Примером повторяющейся задачи может быть описанная выше ситуация найма работников, решаемая стандартными инструментами (анкетирование, собеседование, анализ и т.д.). Новой, уникальной задачей является разработка стратегии предприятия, так как ситуация внешней среды постоянно меняется и требует применения новых технологий разработки решений.

По структурированности:

· структурированные (задачи, допускающие строгое количественное описание зависимостей между решаемыми проблемами, факторами внешней и внутренней среды, альтернативами и последствиями их реализации);

· неструктурированные (задачи, содержащие лишь качественное описание элементов проблемы; количественные зависимости между альтернативами, факторами среды и последствиями решений не определены или определены в незначительной части);

· частично структурированные (задачи, содержащие как количественные, так и преобладающие качественные зависимости между основными элементами проблемной ситуации).

Примером структурированной задачи является задача выбора оптимальных поставок товаров на склад, известны показатели отгрузки, емкость склада и т.п. Такая задача решается математическим расчетом.

Типичная неструктурированная задача – разработка стратегии. Как оценивать возможный эффект от той или иной модели поведения? Допустим, определены проблемы, цели, критерии, список альтернатив. Как их оценивать? Кто может предсказать, какова будет эффективность той или иной стратегии? С той или иной достоверностью, опять таки с точностью, определяемой разбросом суждений это могут сделать только эксперты.

Частично структурированная задача – подбор персонала. Можно определить ряд критериев (возраст, образование, степень владения требуемым инструментарием, наличие вредных привычек, опыт работы и даже совместимость по психологическому типу), но большую неопределенность представляет собой характер человека, воспитание, латентные (скрытые) особенности личности. Поэтому решающим фактором при приеме частично структурированных решений является интуиция ЛПР, его личные предпочтения.

По методам обоснования:

· интуитивные (принимаются ЛПР на основе ощущения того, что они правильные, вследствие работы подсознательного процесса оценки альтернатив по доминирующим критериям, которые соответствуют личным предпочтениям);

· логические (решения, принимаемые на основе знаний, опыта и логических суждений, здравого смысла);

· рациональные (принимаются на основе объективного анализа проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий).

Для принятие интуитивных решений требуется минимум времени, их особенность заключается в том, что ЛПР оценивает альтернативы по тем критериям, которые считает важными, не сравнивая их по неважным на его взгляд критериям. Так, например, шахматист принимает решения не рассчитывая всю партию наперед и не перебирая все возможные комбинации ходов, а выделяя из контекста игры только некую модель поведения, которая, по его мнению (особенно если он знает соперника, его стиль игры и т.п.), может привести его к победе (это стратегия). Выстраивая расположение фигур так, чтобы приблизиться к этой модели (это тактика), и следя за тем, чтобы ходы (операции) соответствовали критериям (правилам игры, безопасности для самой фигуры, избегание угрозы королю, соответствие стратегическому плану и тактическим комбинациям)

Логические решения – решения, обоснованные логическими суждениями, например, выбор площадки под постройку склада: логично, что склад должен находится недалеко от производственного помещения, от средств коммуникации (автодорог, железнодорожных путей и т.п.), сравнивая различные варианты, пользуясь таким логическим построением, легко осуществить обоснованный выбор.

Рациональным решением можно считать, например, решение оптимальность которого доказана математическими, экспертными, иными научными методами, достоверность результатов которых гарантирована с той или иной точностью и проверена на практике.

По форме представления:

· невербальное (решение, доводимое до исполнителей в виде жестов, мимики, и т.п.);

· звуковое (решение, доводимое до исполнителей в виде речевой модели того, что необходимо делать);

· письменное (решение, доводимое до исполнителей в виде письменных распоряжений, указаний, инструкций и т.п.);

· электронное (решение, доводимое до исполнителей по каналам электронной коммуникации, в виде речевой, письменной или иной форме)

Пример невербального решения – жесты регулировщика, управляющего автомобильным потоком. Регулировщик видит проблему (скажем, пробка по одному из направлений движения), принимае<

Наши рекомендации