Управление проектом и управление затратами

Западный менеджер не может считаться компетент­ным, если он не знаком с последними тенденциями в та­кой отрасли менеджмента, как управление проектом. В ней интегрируются различные области науки и произ­водства, но особенно тесно она связана с изменением структуры организации. Применяя знания в той или иной области менеджмента, современный менеджер как бы меняет вместе с тем и управленческие роли (а вмес­те с ними — стиль руководства).

В управлении проектом оптимальной считается роль «модератора», который развивает у подчиненных ини­циативу, ответственность и самоорганизацию. В управ­лении качеством многие менеджеры придерживаются другой роли — «строгого контролера». В управлении зат­ратами — это тоже самостоятельное и быстро прогрес­сирующее, особенно в Японии, направление менеджмен­та, руководитель выступает скорее в роли исследователя, ибо в достаточном совершенстве он должен владеть «функционально-стоимостным анализом».

Новые области менеджмента

Количество новых областей менеджмента, мето­дик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер (с разной сте­пенью совершенства), постоянно возрастает. В само­стоятельную отрасль выдвинулось управление серви­сом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управление сервисом возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей легкового и грузового автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менеджмен­та, в частности, управлении производством, которое сей­час включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т. д., современные об­ласти менеджмента также растут в объеме и распадают­ся на подотрасли. До недавнего времени внедрение счи­талось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, на­пример, «ноу-хау», гибкое автоматизированное произ­водство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менедж­мента в целом, сколько одного из его направлений, появ­ляются даже конкурирующие концепции и теории, аль­тернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном тео­ретическом поиске. Так, управление информационными ресурсами (Information Resource Management) охватыва­ет планирование, подготовку персонала, разработку бюд-жетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности выступает уп­равление на основе моделей (model management), струк­турное моделирование, ситуативное моделирование. Особенно активно развиваются сейчас такие направле­ния менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решений. В этой об­ласти выпускается множество специальных монографий и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподается в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось так­же управление риском (risk management), которое эф­фективно в условиях нестабильной экономической си­туации и интенсивной нововведенческой деятельности.

Таков далеко не полный перечень направлений со­временного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причем постоянно обновляющееся и расширяющееся. Не оши­бусь, если скажу, что в менеджменте сейчас насчитыва­ется несколько десятков областей и направлений, в каж­дом из которых можно выделить еще десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспек­тивный фронт науки.

Управление персоналом и требования к менеджеру

Однако рассмотренные направления менеджмента еще не затрагивают его сердцевины — управление персо­налом. Правда, технико-экономические сферы менедж­мента непременно используют достижения human relations. Но управление персоналом по своим масшта­бам не менее грандиозное явление. Социология эффек­тивного управления — а ее надо считать главной сфе­рой компетенции менеджера — опирается на весь комплекс социальных наук, т. е. социологию, психоло­гию, социальную психологию, антропологию, экономи­ку, педагогику. В распоряжении менеджера результаты десятков, если не сотен тысяч, эмпирических исследо­ваний и экспериментов, связанных с мотивацией и по­ведением людей в организации.

В списке требований к компетенции менеджера значится около 10 основных тематических областей, в которых кандидаты на получение соответствующего сертификата должны продемонстрировать высокий профессионализм. Сюда входит понимание природы управленческих процессов, знание основ организаци­онной структуры, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера. Он должен знать основы уп­равления ресурсами, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг; разбираться в современной информационной технологии и сред­ствах коммуникации.

У кандидатов проверяют даже ораторские способ­ности и умение письменно выражать свои мысли (конеч­но же, не на тривиальном уровне). И мало ли что требу­ется от претендента в менеджеры. Но самое главное (или одно из главных) — искусство управления персоналом, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, разрешение конфликтов, совершенствова­ние психологического климата [97,с.53—55].

Современный менеджер — это философ, инженер, врач и артист в одном лице. Он также ученый и, что весьма важно, глубоко религиозный и обязательно нравственный человек.

Вопросы к главе

1. Что такое стратегическое планирование и стратегическое уп­равление?

2. Какие разделы включает стратегический план?

3. Каково значение слова «маркетинг» и что в него включается?

4. Охарактеризуйте управление качеством продукции.

5. Чем различаются культура качества, кружки качества и тоталь­ный контроль качества?

6. Что такое логистика?

7. Как можно описать структуру знания в современном менедж­менте, взаимосвязь направлений и подотраслей?

8. Из чего складывается подготовка современного менеджера?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

Приводимые ниже задачи, вопросы, упражнения по­могут лучше усвоить пройденный материал. Для их ре­шения придется еще раз обратиться к тексту, найти нужное место, где кроется ответ, или вспомнить име­на, даты, понятия, события. Если уж вы совсем расте­рялись и не можете ничего поделать с собой, тогда от­крывайте «Ответы» в конце книги. Для того чтобы их легче было обнаружить, все задачи и упражнения про­нумерованы. Итак, приступаем.

Упражнения

По исходному определению или описанию, при­водимому ниже, найдите нужное понятие, фамилию, явление в тексте книги. Для облегчения задачи в скоб­ках цифрами указаны вначале количество букв в этом слове, а затем через точку с запятой — номер главы, в тексте которой вы встретите искомое слово. Обще­распространенные слова, относящиеся к менеджменту, даны без подсказки, указывающей на главу книги.

1. Античный правитель, при котором Греция достигла наивысшего расцвета (6;3)

2. Мировой центр текстильной промышленности и де­ятельности основоположников «научного менеджмента» (9;5)

3. Автор статьи «Инженер как экономист» (4;6)

4. Выдающийся предприниматель, представитель утопического социализма (4;5)

5. Родина первой менеджерской революции (5;2)

6. Страна, в которой появился первый свод законов (7;2)

7. Рыночная площадь в Древней Греции (5;3)

8. Пионер «упрощения работы» 20-х годов XX века (9;6)

9. Город, в котором родился Ф.Тейлор (11;6)

10.Попечительский, заботливый стиль управления (11; 1)

11. Гавань с портом в Древней Греции (5;3)

12. Автор книги «Менеджмент и Макиавелли» (4; 1)

13. Государственный служащий, бюрократ (8)

14. Вид спорта, в котором Тейлор достиг наибольших успехов (б;6)

15. Низшее должностное лицо, мастер, десятник (11)

16. Соратник Тейлора, математик, создатель специальной линейки с 14 независимыми переменными (4,6)

17. «Великий американский гуманист», предложивший термин «научный менеджмент» (7;6)

18. Сподвижник Тейлора, которого он называл «перво­классным экспериментатором» (5,6)

19. Власть немногих (9)

20. Автор системы территориального управления в Древнем Риме (10;2)

21. Выдающийся итальянский государь, поэт, философ, покровитель искусств (6;4)

22. Метод изучения времени и движений (11)

23. Американский экономист, увидевший в менеджменте движущую силу социального развития (9,5)

24. Известный инженер, сподвижникТейлора, работавший в области планирования и стимулирования труда (5;6)

25. Крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США конца XIX — начала XX века (7;6)

26. Античная деревня (4;3)

27. Соратник Дж.Уатта (6,5)

28. Немецкий мыслитель, родоначальник социологии бюрократии (5; 11)

29. Один из авторов теории элиты (6;4) 3D. Власть одного(8)

31. Американский социолог, участник Хоторнского экс­перимента (12; 18)

32. Немецкий фельдмаршал, перестроивший армию по образцу экономического предприятия (7; 10)

33. Античный город-государство (5,3)

34. Название главной книги А. Богданова об управлении (10;14)

35. Изобретатель паровой машины, один из основопо­ложников «научного менеджмента» (4;5)

36. Выдающийся английский политэконом XVIII— XIX вв. (7;5)

37. Высший чин в древнеегипетской иерархии управ­ления, инструкция которому описана в одном из конкретных примеров (6; 11)

38. Кормчий в Древней Греции (10;3)

39. Автор иерархической теории потребностей (6; 19)

40. Свойство продукции, особенно тщательно контролируемое в современном менеджменте (8;23)

41. Хранитель печати в Древнем Египте (8; 11)

42. Сознательное ограничение нормы выработки (14)

43. Внешний побудитель к действию (6)

44. Город, в котором проводились исследования Мэйо (6; 18)

45. Древнегреческий термин, обозначающий искус­ство управления (11;3)

46. Соратник Тейлора, прославившийся рационали­зацией приемов кладки кирпича (9;6)

47. Внутренний побудитель к действию (5)

48. Почетное звание, обозначение должности (5)

49. Английский промышленник, пионер «эффективно­го менеджмента» (7;5)

50. Античный философ, автор размышлений в диалоги­ческой форме (6;3)

51. Американский философ и психолог, создатель ин­стинктивной теории мотивации (5;21)

52. Руководитель сражения в античности (8;3)

53. Сборочная линия (8)

54. Шведская компания, в которой проводился извест­ный эксперимент с внедрением автономных групп (6,18)

55. Обозначение заведования домашним хозяйством в древнегреческом языке (10;3)

56. Малое сообщество, фрагмент рабочей группы в Хо-торнских экспериментах (5; 18)

57. Соратник Тейлора, «человек Ренессанса среди ис­кателей приключений» (7; 10)

58. Центр зарождения цивилизованного менеджмента (5;3)

59. Античная мастерская (10;3)

60. Венгерский специалист, изучавший внедрение тей­лоризма в 80-е годы XX века (6;8)

61. Американский психолог, предложивший методику распознавания психогенетических мотивов (6;21)

62. Сильная форма экономического наказания в дис­циплинарной системе Тейлора (5;8)

63. Античный философ, предприниматель, купец, ин­женер, мореплаватель (5;3)

64. Автор книги «Достигающее общество» (11;21)

65. Научная организация труда (3)

66. Семейный труд, человеческие отношения, челове­ческое общество на древнегреческом языке (8,3)

67. Автор «формулы успеха» в мотивации предприни­мателей (8;21)

68. Античный философ, автор принципа «пропорцио­нальной взаимности» (10;3)

69. Практика, согласно которой предприниматель обя­зывался сохранить численность работающих независимо от реальной потребности в них (11; 10)

70. Античный философ-материалист, промотавший на­следство отца (8;3)

71. Американский психолог, создавший теорию «локуса контроля» (6;21)

72. Чин, получение которого являлось венцом карьеры древнеегипетского чиновника (5; 11)

73. Автор двухфакторной теории мотивации (8;20)

74. Основатель доктрины «человеческих отношений» (4; 18)

75. Древнеегипетский вельможа, ставший «вторым из двух и третьим из трех на этой земле» (10; 11)

76. Американский психолог, в 1980 г. установивший, что предрасположенность к риску одинаково прису­ща предпринимателям и менеджерам (8;21)

77. Ответственный специалист, создатель социальной инженерии (6,17)

78. Отечественный ученый, лидер «русского файолйз-ма» (5:17)

79. Автор «Никомаховой этики» (8;3)

80. Точная наука, которой занимались почти все ан­тичные философы и благодаря которой они достигали успехов в практической деятельности (10;3)

81. Английский математик, механик и экономист, имя которого упоминает Маркс в «Капитале» (7;5)

82. Родоначальник «политического реализма» (10;4)

83. Автор теории «менеджерской революции» (8; 12)

84. Немецкий социолог, разрабатывавший теорию бю­рократии (5,11)

85. Восстание рабочих во Флоренции в 1378 г. (5;4)

86. Американский историк менеджмента, часто упоминаемый в книге (8)

87. Власть лучших (12)

88. Тип руководства, основанный на самовластии и неограниченном господстве (9;1)

89. Своекорыстный искатель народной популярности в Древней Греции, особый тип руководителя (7,1)

90. Формулировка общих целей и политики компании (17;1)

91. Тот, кто возглавляет, ведет за собой, пользуясь не­формальной властью (5)

92. Родина Макиавелли, центр менеджмента эпохи Возрождения (9;4)

93. Теоретик «постиндустриального общества» (4;4)

94. Раб, провожавший ребенка в школу (7; 1)

95. Форма предприятия, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике (11;1)

96. Неформальная власть руководителя в коллективе, статус, уважение (9)

97. Американский теоретик социологии организаци­онного поведения, развивавший некоторые идеи Макиавелли (7,22)

98. Один из авторов шкалы лидерского поведения (10;22)

99. Автор модели организационного поведения, в кото­рой есть переменные: задание, взаимодействие, ус­тановки (6;22)

100. Создатель 4 моделей организационного поведения, из которых две описывают типы руководителей, ориентированных на задачу и ориентированных на взаимоотношения (7,22)

Задачи

Ниже приведены цифры, которые могут обозна­чать дату какого-то события в истории менеджмен­та, описанного в книге, либо годы жизни теоретика или практика менеджмента, наконец, они могут обо­значать проценты, которые связаны с конкретным ис­следованием, экспериментом. Эти задачи несколько сложнее предыдущих упражнений, они требуют вни­мательного прочтения книги, хорошей памяти и ори­ентации. Итак, от вас требуется напротив цифр, рас­положенных под своими порядковьти именами, вписать фамилию, событие, исследование и т. д.

1. 1588—1679

2. 1764

3. 1723—1790

4. 1941

5. 1953

6. 1728—1809

7. 1800

8. 65%

9. 1861—1919

10. 1961

11. 1771—1858

12. 1946

13. 605—562 гг. до н.э.

14. от 30 до 100%

15. 1825

16. 1856—1915

17. 1469—1527

18. от 20 до 74%

19. 1958

20. 1840—1931

21. 1844—1924

22. 1792—1750 до н.э.

23. 1903

24. 13%

25. 60%; 20%; 5%

26. 1841—1925

27. 1927—1932

28. 1880—1940

21. 1908—1970

30. 1950

Ответы к упражнениям

1. Перикл. 2. Манчестер. 3. Таун. 4. Оуэн. 5. Шумер. 6. Вавилон. 7. Aropa. 8. Монгенсен. 9. Филадельфия. 10. Па­тернализм. 11.Лимен. 12.Джей. 13. Чиновник. 14. Теннис. 15. Супервайзер. 16. Барт. 17. Брендис. 18. Гант. 19. Оли­гархия. 20. Диоклетиан. 21. Медичи. 22. Хронометраж. 23. Гамильтон. 24. Хелси. 25. Селларс. 26. Кома. 27. Болтон. 28. Вебер. 29. Парето. 30. Монархия. 31. Ротлисберг. 32. Мольтке. 33. Полис. 34. Тектология. 35. Уатт. 36, Ри-кардо. 37, Визирь. 38. Кибернетис. 39. Маслоу. 40. Качество. 41. Казначей. 42. Рестрикционизм. 43. Стимул. 44. Хоторн. 45. Кибернетика. 46. Джилбрет. 47. Мотив. 48. Титул. 49. Аркрайт. 50. Платон. 51. Джеме. 52. Койранео. 53. Конвейер. 54. Вольво. 55. Ойкономика. 56. Клика. 57. Эмерсон. 58. Афины. 58. Эргастерия. 60. Симони. 61. Мюррей. 62. Штраф. 63. Фалес. 64. Макклелланд. 65. НОТ. 66. Койнониа. 67. Аткинсон. 68. Аристотель. 69. Фазербединг. 70. Демокрит. 71. Роттер. 72. Имахи. 73. Херцберг. 74. Мэйо. 75. Сиренповет. 76. Брокхаус. 77. Гастев. 78. Витке. 79. Стагирит. 80. Математика. 81. Баббедж. 82. Макиавелли. 83. Бернхайм. 84. Михельс. 85. Чомпи. 86. Ходжеттс. 87. Аристок­ратия. 88. Деспотизм. 89. Демагог. 90. Администрирование. 91. Лидер. 92. Флоренция. 93. Белл. 94. Педагог. 95. Ману­фактура. 96. Авторитет. 97. Этциони. 98. Танненбаум. 99. Хоманс. 100. Лайкерт.

Ответы на задачи.

1. Т.Гоббс. 2. Изобретение паровой машины. 3. А.Смит. 4. Публикация книги «Менеджерская революция» Дж.Бернхайма. 5. П.Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский. 6. М.Болтон. 7. Эксперимент в компании Болтона и Уатта. 8. Число крупнейших корпораций США, по данным Берла и Минза, контролируемых менеджментом. 9. Г.Гант. 10. Д.Белл заявил, что частную собственность в США следует счи­тать фикцией. 11. Р.Оуэн. 12. Выход в свет книги П.Дру-кера «Концепция корпораций». 13. Навуходоносор II. 14. Границы премиальной шкалы Тейлора. 15. Организация Р.Оуэном «Новой Гармонии». 16. Ф.Тейлор. 17. Н.Маки­авелли. 18. Рост производительности труда на венгерс­ких предприятиях, внедривших тейлоризм. 19. Д.Белл вводит в употребление термин «молчаливая революция». 20. Э.Шибузава. 21. Г.Таун. 22. Хаммурапи. 23. Начало консультативной деятельности Г.Эмерсона. 24. Норма прибыли на инвестированный капитал в фирмах, вы­пускающих продукцию низкого качества. 25. Время, уходящее на исправление брака, соответственно в пло­хо, нормально и хорошо функционирующих фирмах. 26. А.Файоль. 27. Хоторнские эксперименты. 28. Э.Мэйо. 29. А.Маслоу. 30. Первое исследование Ф.Херцберга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антрушин Ю.В. «Социальное партнерство» в ФРГ // Рабочий класс и современный мир. 1989. N1.

2. Богданов Н.А. Всеобщая организационная наука (тектология) 4.1—2. М„ 1913—1917.

3. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий историч.очерк. М., 1973.

4. Блонский П. Азбука труда (Введение в трудоведение). М.—Пг., 1923.

5. Бурдянский И.М. Научная организация труда. Л., 1925.

6. Беседа о системе Тейлора // Утро России. 1913. N 57.

7. Бух Л.К. Интенсивность труда. Спб., 1897.

8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

9. Воронцов В.В. Хозяйственная психотехника и система Тейлора // Северные записки. 1917. N 1.

10. Вильховченко Э.Д. Критика современной буржуазной теории «че­ловеческих отношений в промышленности». М., 1971.

11. Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие (Очерки по социологии научной организации труда и управле­ния). М.,1924.

12. Гастев А.К. Профессиональные союзы и организация труда. Л., 1924.

13. Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972.

14. Гастев А.К. Трудовые установки. М., 1973.

15. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972.

16. Гантт Г. Организация труда. М., 1923.

17. Голосенко И.А. Идеи Ф.Тейлора в дореволюционной России // Социол. исследования. 1991. N 10.

18. Ерманский О.А. Задачи научной организации труда и ее положе­ние // Вестн. социалист, академии. 1923. N 3.

19. Ерманский О.А. Научная организация труда и производства и система Тейлора. М., 1922.

20. Диспут о Тейлоре // Юридический вестник. 1915. Кн. IX.

21. Жеманов О.Н. Буржуазная индустриальная социология (Крити­ческий анализ). М., 1974.

22. Журавский А.Ф. Научная организация труда. М. — Л., 1926.

23. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979.

24. Задорожнюк И.Е. Инновационное предпринимательство (ре­ферат).

25. История советской психологии труда. Тексты (20—30-е годы XX века). М., 1983.

26. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

27. Керженцев П.М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. М.—Пг., 1923.

28. Крживицкий Л. Профессиональные типы. Размещение в обще­стве способностей // Современный мир. 1909. N 4, 6, 11.

29. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М., 1987.

30. Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров А.М. Советская управ­ленческая мысль 20-х годов. М., 1990.

31. Лавров Н.С. Основы научной организации труда и производства. Л., 1926.

32. Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.,1989.

33. Любашевский Ю.А. Социальная психология для руководителя. М., 1976.

34. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. М., 1989.

35. Макиавелли Н. Сочинения. T.I, М.—Л., 1934.

36. Научная организация труда двадцатых годов: Сб. документов. Казань,1964.

37. Омаров А., Корицкий Э. Экономические воззрения О.А.Ерманс-кого и его роль в развитии научной организации труда // Соци­алистический труд. 1987. N-8.

38. О предпосылках рациональной организации // Труды Всеукраинского ин-та труда. Вып. 2. Харьков, 1928.

39. Организация управления производством в капиталистических странах. М., 1972.

40. Поляков Р. Настоящее положение вопроса о применении систе­мы Тейлора // Бюллетень политического общества. 1914. N6.

41. Пашкевич О.Н. Социально-экономические концепции американ­ского менеджмента: Критический анализ. Мн., 1979.

42. Питер Л.Дж. Принцип Питера. М., 1990.

43. Политическое самообразование. 1987. N 10.

44. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М., 1989.

45. Пороховский А. Современные менеджеры: социально-экономи­ческая роль // Вопросы экономики. 1981. N 3.

46. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.

47. Промышленная социальная психология. Л., 1982.

48. Синк Д.С. Управление производительностью: Пер. с англ. М., 1989.

49. Современные тенденции в управлении в капиталистических стра­нах. М., 1972.

50. Сеченов И.М. Очерк рабочих движений. М., 1908.

51. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менедже­ров. Л., 1989.

52. Тейлор Ф.У. Тейлор о тейлоризме. М.—Л., 1931.

53. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. М., 1925.

54. Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1979.

55. Файоль А. Общее и промышленное управление. Л.—М., 1924.

56. Федюкин С.А. Некоторые аспекты изучения истории советской интеллигенции // Вопросы философии. 1980. N 9.

57. Уотермен Р. Фактор обновления / Пер. с англ. М., 1988.

58. ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970.

59. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.—Л., 1931.

60. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

61. Acad. of Manag. J., 1966. Vol.9. №2.

62. Alien M.P. Management Control in the Large Corporation: Comment on Zeitlin // Amer. J. of Sociol., 1976. Vol. 81.

63. Anderson R.C. Management practices. N.Y., 1960.

64. Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists in Diverse Settings. San Francisco, 1983.

65. Berg I. Managers and Work Reform. L., 1978.

66. Beri A.A., Jr., Means G.C. The modern corporation and private property. N.Y., 1967.

67. Black J., Ackers P. The Japanization of British industry? // Employee Relat, 1988. Vol. 10. №6.

68. Boghossian F.H. Build quality in; don't inspect it // SAM Adv. Manag. J., 1988. Vol. 53. №4.

69. Bremer M.S. Linking strategic management and ongoing quality improvement // Nat. Prod. Rev., 1988—1989. Vol. 8. № 1.

70. Burnham J. The Managerial Revolution. N.Y., 1941.

71. Carlisle H.M. Management: Concepts and Situations. Science Research Associates, Inc., Chicago, 1976.

72. Cartter A.M. Ph.D'S and the Academic Labor Market. N.Y., 1972.

73. Cheit E. Business schools and their critics // Calif. Manag. Rev., 1985. Vol. 27. № 3.

74. Cohen B.R. The conditional nature of scientific knowledge // Theoretical Methods in Sociology / Ed. by L.Freese. Pittsburg: Univ. of Pittsburg Press. 1980.

75. Cole S. The Hierarchy of the sciences? // Amer. Sociol. Rev., 1983. Vol.89.N9l.

71. Cook S.H. A frech look at the basics // Manag. World, 1977. Vol. 6. № 2.

77. Daiute R. Scientific Management and Human Relations. N.Y., 1964.

78. Deep S. Human Relations in Management. Calif.: Glencoe Publ. Co., Inc., 1978.

79. Davis R.C. Frederick W. Taylor and the American Philosophy of Management //Adv. Manag. 1959. Vol. 24. № 12.

80. Dubin R. The world of work. N.Y., 1987.

81. Drucker P.P. Concept of corporation. N.Y., 1946.

82. Drucker P.P. Management Tasks, Responsibilities, Practices. L., 1974.

83. Ellul J. The technological society. N.Y., 1964.

84. Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1933. Vol. 10.

85. Feirabend R. Modem Konzepte in der Logistik // Schmalenbachs Z. Betriebswirt. Forsch., 1988. 40. № 6.

86. Follett M.P. Dynamic Administration. N.Y., 1942.

87. Franke R.H. The Hawthorne Experiments: Re-View // Amer. Sociol. Rev., 1979. Vol. 44. № 5.

88. Galbraith J. The Affluent Society. Cambridge (Mass.), 1958.

89. Cans H. Siciology in America: The Discipline and the Public // Amer. Sociol. Rev., 1989. Vol. 54. № 1.

90. Harv. Bus. Rev.. 1975. Vol. 53. № 4.

91. Harv. Bus. Rev. 1986. Vol. 54. № 1.

92. Heckman I.L. Human Relations in Industry // Encyclopedia of Management. N.Y., 1963.

93. Hersey P., Blanchard K. Management of organizational behaviour. N.Y., 1972.

94. Herzberg F. Work and the Nature Man. N.Y., 1966.

95. Hiromoto Т. Das Rechnungswesen als Innovatiousmotor // Haruardmanager, 1988. 11. № 1.

96. HodgettsR.M.Management:theoryprocessandpractice.Philadelfia, 1975.

97. Homby Т., Thomas R. Toward a better Standard of management // Personnel Manag., 1989. Vol. 21. № 1.

99. Jay A. Management and Machiavelli. N.Y., 1968. J. of Manag., 1988. Vol. 4. № 3.

100. Katz D., Kahn R. The Social Psychology of organization. N.Y., 1966.

101. Likert R. New patterns of management. N.Y., 1970.

102. Lockett H. Culture and the Problems of Chinese Management // Organ stud., 1988. 9. № 4.

103. Management princeples and practice. Donnington Press, St. Albans, 1971.

104. Madge J. The Origins of Scientific Sociology. N.Y., 1968.

105. MasloyA.H. Motivation and personality. N.Y., 1970.

106. Masloy A.H. A Theory of Human Motivation // Psychol. Rev., 1943. July.

107. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. L„ 1949.

108. McFarland D.E. Management Principles and Practices. MacMillan, 1962.

109. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.

110. Miner J.B. Personnel and Industrial Relations. A Managerial Approach. N.Y., 1969.

111. MooneyJ.D., ReileyA.C. Onward industry. N.Y., 1931.

112. MooneyJ.D., ReileyA.C. The Principles of Organization. N.Y., 1939.

113. MooneyJ.D. The Principles of Organization (rev. ed). N.Y., 1954.

114. Nelson D. Frederick W. Taylor and the rise of scientific managemenr. Medison, Wisconsin Press, 1980.

115. New forms of work organization ILO, Geneva, 1979. Vol-s 1-2.

116. Papers on the Sceince of Administration. N.Y.m 1937.

117. ParsonsH.M.WhathappendatHawthom? //Sceince, 1974. Vol. 183. March.

118. Pollard H.R. Development in Managerial Thought. L., 1974.

119. Reif W.E. Intrinsic Versus Extrinsic Rewards: Resolving the Controversy // Human Resource Management, 1975. № 2.

120. Rossi P. Presidential Adress // Amer. Sociol. Rev., 1980. Vol. 45. № 6.

121. Rocthlisberger F.J., Dickson W.J. Management and the worker. Harv. Univ. Press, 1941.

122. Schneider S.C. National vs. Corporate Culture: Implications for human resource management // Hum. Resour. manag., 1988. Vol. 27. № 2.

123. Science indicators 1982: Rep. of the Nat. science board. Wash., 1983.

124. Selling Newsletter with Selling Skills. 1988. Vol. 34. № 5.

125. Selling Newsletter with Selling Skills. 1988. Vol. 34. № 7.

126. Shetty J.K. Managing product quality for profitability // SAM Adv. Manag. J., 1988. Vol. 53. № 4.

127. Shores D. TQC: Science, Not Witchcraft // Oual. Progr. 1989. Vol. 22. № 4.

128. Simon H. Administrative behaviour. N.Y., 1959.

129. SmelserNJ., Content R. The Changing Academic Market. Calif., 1980.

130. Taylor F.W. The principles of scientific management. N.Y., 1923.

131. Urwick L.F. The Elements of Administration. N.Y., 1943.

132. Walley B.H. The manufacturing phoenix // Manag. Audit. J., 1989. Уо1.4.№ 1.

133. Wardwell W. Critique of recent professional «Put-Down» of the Hawthorn research //Amer. Sociol. Rev. 1979. Vol. 44. Ns 5.

134. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. Glencoe III. The Free Press, 1947.

135. Weber M.Wirtschaft und Geselschaft. Tubingen, 1921.

Наши рекомендации