Функция мотивации персонала в выполнении принятых решений. Сущность процессуальных теорий мотивации.
Функция мотивации заключается в том, чтобы персонал выполнял свою работу в соответствии с делегированными правами и обязанностями, при этом необходимо материальное и моральное поощрение. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, практическая деят-ть по мотивации персонала базируется на теории мотивации. Как показывает практика, материальное стимулирование служит основополагающим механизмом для реализации мотивац. программ. Лучше всего стимулирует сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы. Но если это сделано с большим запозданием, если труд всех оплачивают одинаково, по стандарту, не учитывая индивидуальные результаты (профессиональный рост сотрудника), то успеха ждать бесполезно, равно как и от одновременного повышения зарплаты всем и в равной мере. Каждому предприятию в соответствии с его особенностями, возможностями и традициями необходимы разработка, внедрение и постоянное совершенствование системы стимулов, в полной мере обеспечивающей личные интересы сотрудников и фирмы в целом. При этом дело не только и не столько в материальном поощрении, в его объеме. Еще более значимыми и эффективными могут оказаться морально-психологические стимулы.
Следует отметить, что при составлении мотивационных программ нематериальные вознаграждения становятся все более актуальными и, несомненно, их значение будет возрастать.
Процессуальные теории анализируют, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение людей определяется не только потребностями, но и функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. В теории МакКлелланда упор делался на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. Потребность достижения проявляется в стремлении достигать стоящих целей более эффективно, чем ранее. Данная потребность может быть отнесена также к характеристике отдельных обществ. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребность властвовать также является приобретенной и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Одни стремятся к власти ради власти, а другие - ради решения групповых задач.
Герцберг разработал свою модель мотивации, по которой все потребности к труду делятся на гигиенические факторы, в которых осуществляется работа (условия труда, его оплата и отдых и пр.) и непосредственно мотивации - факторы, связанные с характером и сущностью работы (успех, карьера, возможность личностного роста, ответственность). Главное открытие - зарплата не явл-ся мотивирующим фактором. При наличии у работников чувства неудовлетворенности менеджер должен обращать внимание на те факторы, которые ее вызвали, и стремиться устранить ее. После этого он должен привести в действие мотивирующие факторы, а не факторы здоровья.
Клейтон Альдерфер считает, что существует 3 группы потребностей: существования, связи, роста - движение по их удовлетворению происходит в обе стороны. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если у организации нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись, он может переключиться на потребность связи Контроль за ходом выполнения принятых решений. Это система наблюдения и проверки того, насколько соответствует процесс формированию управляемой подсистемы принятым решениям. В менеджменте используются след. виды контроля: 1. по контролируемым объектам: к-ль хода производственного процесса, к-ль финансов, производственный к-ль, к-ль трудовой дисциплины; 2. по периодичности: систематический, периодический, разовый; 3. по широте охвата: общий, сплошной.
Существует 3 аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов, т. е. точное определение целей. Эти стандарты основываются на планах пр-тия. Одновременно разрабатываются показатели результативности; 2) измерение того, что было в действительности в определенном периоде.