Iii. вывод по практической работе.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
В проделанной работе были освещены следующие функции:
Планирование, которое дает конкретную формулировку целей организации, средств их достижения, сроков и этапов выполнения. Оно способствует ясному видению стратегии предприятия, возникающих проблем, что дает возможность своевременной корректировке целей и задач.
На рассматриваемом мною предприятии достаточно хорошо реализуется оперативное, краткосрочное планирование, но не существует ярко выраженного, документально закрепленного долгосрочного, стратегического, что неприемлемо в условиях постоянно меняющейся рыночной среды. Данный фактор, несомненно, оказывает отрицательное воздействие на формирование экономических результатов деятельности предприятия.
Организация - не менее важная функция менеджмента, которая способствует бесперебойному функционированию предприятия. Правильно подобранная организационная структура позволяет сэкономить время и денежные средства организации, способствует рациональному ведению хозяйственной деятельности.
Что касается функции организации, то организационная структура ЗАО “Кировского молочного завода” достаточно точно соответствует ее целям и задачам, но в то же время, являясь линейно-функциональной, она обладает всеми недостатками данного вида бюрократических структур.
Контроль это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и распоряжений. Это один из важнейших факторов нормального функционирования организации. Он объединяет в себе все виды управленческой деятельности. Контроль помогает устранять недоработки и своевременно находить ошибки.
Функция мотивации является двигателем рабочего процесса. Если коллектив знает, что свой труд он получит достойное вознаграждение, то он в целом будет работать эффективно. Функции контроля в ЗАО “Кировского молочного завода” очень тесно взаимосвязаны между собой и реализуются на достаточно приемлемом уровне.
Стимулирование активизирует деятельность людей, заинтересовывает в достижении более высоких результатов своего труда. Это поощрение работников различными способами к более качественному выполнению своей работы.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний менеджмент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения, освоение того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.
Возникновение научного управления связывают обычно с началом ХХ в., с появлением работ Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Форда,А. Файоля, т.е. с возникновением классической школы управления. Усилия основоположников этой школы были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства. Основное внимание представители классической школы акцентировали на четырёх главных элементах: разделении труда, изменении ступенчатости и многозвенности управления, совершенствовании структуры управления предприятиями и организациями и определении возможных пределов управления. При этом игнорировались социальные отношения в процессе производства, и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Сторонники концепции неоклассической школы управления, сложившейся в 30-е годы, напротив, исследовали, прежде всего, межличностные отношения в процессе управления и выделяли в качестве важнейших элементов системы человеческих отношений систему взаимных связей и информации, систему бесед – исповедей, а также уделяли большое внимание проблемам формирования неформальных групп и управления ими.
Современные концепции менеджмента наиболее полно характеризуют поведенческая школа и количественный подход в управлении. Поведенческая школа изучает главным образом бихевиоральные аспекты менеджмента: природу власти и лидерства, стиль управления, мотивации поведения и т.п. Целью этой школы является повышение эффективности работы предприятия (организации) за счет лучшего использования кадрового потенциала. Количественный подход предполагает формализацию управленческих процессов на микро - и макроуровнях, их описание математическими средствами и оптимизацию.
Развитие научной управленческой мысли продолжается до настоящего времени. За истекший период сформировались отдельные научные направления, которые привнесли в практику менеджмента много нового. Данное обстоятельство, в конечном счете, позволило повысить эффективность системы организации и управления производством. Богатый опыт стран с развитой рыночной экономикой, обеспечивающей высокую эффективность производства и реализации продукции, это подтверждает.
Менеджмент – это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку; специализированный вид деятельности и опыт; методы и формы управления; инновации, преумножаемые организационно – управленческим искусством. Сегодня знание основ менеджмента становиться необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управление – процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий – управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой – различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления.
Таким образом, знания теории менеджмента является лишь тем фундаментом, на базе которого менеджер, исходя из реальной ситуации, должен принимать решение, сообразуясь с конкретной обстановкой.
V. Библиография.
1. Г. Б. Казанчевская - «Менеджмент».
2. Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов – «Менеджмент».
3. В. В. Лукашевич – «Основы менеджмента в торговле».
4. М. В. Макаренко, О. М. Махалина – «Производственный менеджмент».
5. Ф. М. Русинов, М. Л. Разу, В. А. Денисов, В. Г. Князев, М. Н. Кулапов, Л. Я.
Маршавина, Л. Н. Павлова, А. А. Прокопьев, Е. В. Попова, Л. В. Фаткин, А.
Филиппов, А. Н. Фоломьев, Р. А. Фатхутдинов , А. В. Тихомирова, Ю. В.
Якутин – «Менеджмент».
6. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995, 478 с.
7. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А.
8. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 1996, 430 с.
9. ДогильЛ.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес.
10. Минск: Высшая школа, 1997, 264 с.
11. Кибанов А.Я., Дятлов В.А., Пихало В. Т. Управление персоналом./ Под
ред. А.Я. Кибанова - М.: "Издательство ПРИОР", 1998.
12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на
предприятии. - М.: ГАУ, 1994.
13. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления. - М.:
ГАУ, 1993.
14. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: "Дело", 1992.
15. Минуберг Г., Лэмпел Д., Альстренд Б. , Школа стратегий. "Питер",
Санкт-Петербург 2000
16. Гурков И. Б. "Стратегический менеджмент организации" ЗАО "Бизнес-
школа", "Интел-Синтез", Москва 2001
17. Бакштанский В.Л., О.И. Жданов "10000 дней менеджмент в жизни"
"PERSE", Москва 2001.