Изменение условий деятельности организаций в настоящее время

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов, обучающихся

по направлению 080100.62 «Экономика»

Казань 2009

Составители: к.э.н., доцент Торопова В.В.
  к.э.н., доцент Киреева-Каримова А.М.
  ст. преподаватель Ивановский И.А.
Рецензенты: д.э.н., профессор Абдуллина С.Н.
  к.э.н., доцент Мызникова М.Н.

Обсуждена на заседании кафедры Экономики производства, протокол №1 от 11.09.2009 г.

Контроль качества:

методист: __________________

ст. методист: доцент Калинина Т.Н.

начальник

отд. УККО: доцент Андреева Р.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь предназначена для выполнения индивидуальных и самостоятельных занятий по дисциплине "Стратегическое планирование". Для этого студентам предлагается представить себя высшим руководителем любого реально существующего предприятия, работающего в конкурентной среде постиндустриальной экономики. Условия реальной экономики "накладываются" на это анализируемое предприятие. Для удобства работы рабочая тетрадь скомпонована таким образом, что студент, ознакомившись с тем или иным теоретическим вопросом разработки стратегического плана, должен будет вписать в рабочее поле тетради соответствующие условия деятельности данной организации и далее сделать необходимые расчеты.

Использование современных методов стратегического рыночного планирования, предлагаемых в данной учебной тетради, позволит студентам комплексно обосновать решения по повышению эффективности развития организации, выработать умение формировать и обосновывать показатели и ориентиры стратегического плана на базе последних научных и практических исследований и разработок. В ней представлен структурный подход к обоснованию выбора стратегий, комбинирующий испытанные практические методы и соответствующие теории.

В данной учебной тетради использованы методики, изложенные в исследованиях И.Ансоффа, В.Ефремова, Д.Хасси., которые в ряде случаев были уточнены и адаптированы с учетом реалий современной глобальной экономики.

Авторы допускают, что разработка стратегического плана в предлагаемых обстоятельствах носит несколько упрощенный учебный характер. Однако это не снижает значимости практического овладения студентами сложными теоретическими воп­росами стратегического планирования. Овладение методиками стратегического планирования при помощи предлагаемой рабочей тетради позволит студентам получить ту методическую базу, которая может быть ими полностью реализована в реальной практической деятельности.

Проверка выполнения заданий поэтапно осуществляется в рамках семинарских и индивидуальных занятий. По окончании рассмотрения тем дисциплины предполагается защита составленного студентами стратегического плана преподавателю.

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Изменение условий деятельности организаций в настоящее время.

1.2. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменения.

1.3. Стратегия и стратегическое планирование.

1.4. Модель и принципы стратегического планирования.

В данной теме предусмотрены задания для самостоятельной работы студента.

Тема 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ФАЗЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана

2.2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики.

2.3.Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования.

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

Кеннет Эндрюс и представители школы дизайна предложили свою модель формирования стратегического плана, представленную на рисунке 2.1.1.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 2.1.1. Модель стратегического планирования, предложенная Гарвардской школой бизнеса

Объясните, в чем заключается принципиальное отличие подходов к формированию стратегического плана представителей школы дизайна и школы планирования.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Подход Д.Хасси отражен в следующем алгоритме, представленном на рисунке 2.1.2.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 2.1.2. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные Д.Хасси

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 2.1.3. Основные элементы содержания стратегического плана, предложенные И.Ансоффом

Обоснуйте выбор модели формирования стратегического плана Вашей организации из вариантов, предложенных И.Ансоффом, К.Эндрюсом, Д.Хасси.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Приведите не менее 10 определений стратегии из различных источников литературы с указанием такого источника и анализом ключевых моментов каждого определения. Представьте в виде таблицы.

Таблица 2.1.1

№ п/п Определение стратегии Автор Источник Анализ ключевых моментов определения
Стратегия – это          
Стратегия – это          

Продолжение таблицы 2.1.1

Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это          
Стратегия – это        

В представленной ниже таблице проведите сравнение оперативного и стратегического видов планирования по заданным критериям.

Таблица 2.3.1

Критерий сравнения Оперативное Стратегическое
Миссия, предназначение      
Объект концентрации внимания    
Учет фактора времени    
Основа построения системы планирования    
Подход к управлению персоналом    
Критерии эффективности    

Тема 3. КОМПОНЕНТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

3.1. Миссия и цели организации

3.2. Оценка и анализ внешней среды

3.3. Обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

3.4. Изучение стратегических альтернатив

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Миссия и цели организации

Миссия - это основная цель организации (организации) или четко выраженная причина ее существования. Практически все преуспевающие организации имеют формально выраженную формулировку своей миссии, которая в современных условиях дополняется концепцией видения бизнеса, представленной на рисунке 3.1.1.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 3.1.1. Видение бизнеса

Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации.

Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент.

БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации.

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

4.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).

4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения.

4.3. Жизненные циклы спроса и технологий.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Используя результаты проведенного ранее анализа внешней среды, оцените будущую нестабильность по каждой СЗХ. Рассчитайте уровень нестабильности, проявляющийся через благоприятные тенденции и через неблагоприятные тенденции в условиях деятельности организации.

Таблица 4.2.2

Благоприятные тенденции

Условия деятельности организации     Характеристики        
СЗХ СЗХ СЗХ СЗХ
Привычность событий                                        
Темп изменений                                        
Предсказуемость                                        
        Общий балл:          
                                           

Таблица 4.2.3

Неблагоприятные тенденции

Условия деятельности организации     Характеристики        
СЗХ СЗХ СЗХ СЗХ
Привычность событий                                        
Темп изменений                                        
Предсказуемость                                        
        Общий балл:          
                                           

Результаты расчетов объедините в таблице.

Таблица 4.2.4

  Уровень нестабильности, проявляющийся через тенденции
благоприятные неблагоприятные
СЗХ-1    
СЗХ-2    
СЗХ-3    
СЗХ-4    
СЗХ-5    

Тема 5. МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ (БКГ) И ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЗХ В ВЫБОРЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).

5.2. Оценка привлекательности СЗХ.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

Параллельно с эволюцией организационных систем стратегического планирования специально раз­рабатывался и формировался и его методологический аппарат. В него вошли разнообразные приемы и методы планирования, программирования, стратегического анализа экономической и социально-поли­тической информации.

Системы стратегического планирования сформировались в рамках доминирования в стратегическом менеджменте рационалистической модели управления, отличающейся акцентированным примене­нием формальных методов анализа в качестве основы для важнейших управленческих решений. Несом­ненно, использование таких методов несет в себе позитивное зерно организующего начала. Они фокуси­руют внимание на осязаемых пропорциях и параметрах рыночного воспроизводства и формируют современный инструментарий систем управления.

Тема 11. СИНЕРГИЗМ И ВНУТРЕННЯЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.

По мере того, как организация меняет набор видов деятельности, важным становится взаимодействие между различными СЗХ. Причем следует отметить, что взаимодействие между СЗХ не играет никакой роли в двух ситуациях: когда организация борется за выживание и совершенно не оказывает влияния на результаты деятельности организаций-конгломератов.

Сделайте оценку уровня синергизма Вашей организации при помощи табл. 11.1. в двух вариантах (действующий уровень и потенциальный в долгосрочной перспективе)

Таблица 11.1

Взаимная поддержка СЗХ

   
ПОЛУЧАЮЩИЕ СЗХ   СЗХ-1 СЗХ-2 СЗХ-3 СЗХ-4 СЗХ-5 Суммарная зависимость
СЗХ-1            
СЗХ-2            
СЗХ-3            
СЗХ-4            
СЗХ-5            
Суммарный вклад            

На основе оценки определите важнейшие общие линии связи между СЗХ, действующие в настоящее время и с учетом потенциальных СЗХ, то есть сквозные для всей организации синергические характеристики стратегии.

   
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Каким комплексом мер должна быть дополнена вышерассмотренная процедура и с какой целью.

   
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Тема 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Данная тема предусматривает задания для самостоятельной работы студента.

При помощи таблицы 15.1 проанализируйте сферы деятельности Вашей организации, которые подвержены ограничениям.

Таблица 15.1

Области контроля предпринимательского поведения в России

Области контроля Точка приложения контроля Примеры ограничений и принуждений
1. Продукция 1. Техническая характеристика изделия - выбор рынка Аэрокосмическая промышленность, Министерство обороны
  2. Функционирование продукции Законодательство по вопросам безопасности и охраны природной среды
  3. Объем производства Субсидии и дотации в сельском хозяйстве
2. Процессы производства 1. Условия труда Законодательство по охране труда
  2. Загрязнение природной среды Нормы загрязнения среды
  3. Качество продукции Законы в области санитарии и безопасности фармацевтической продукции
  4. Контроль заработной платы Законы о минимальной заработной плате, коллективные договоры
  5. Обеспечение занятости Коллективные договоры
3. Поведение в конкуренции 1. Цены Антимонопольное законодательство, контроль цен на коммунальные услуги, электроэнергию, железнодорожный транспорт
  2. Сокрытие истины Защита прав потребителей
4. Прибыль 1. Утаивание прибыли Налоги
  2. Распределение прибыли Выплата дивидендов
5. Ресурсы 1. Сырье Ограничения на импорт, экспорт
  2. Инвестиции Кредитование инвестиций
  3. Финансирование Займы организациям. Обеспечение займов.
6. Управление 1. Решения, связанные с занятостью и условиями труда Участие рабочих через профсоюзы
  2. Общеорганизационное управление Представители рабочих, потребителей, федерального правительства

   
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Для согласования коммерческой стратегии бизнеса и предпочтений наиболее влиятельных групп общества выберите одну из трех концепций социально ответственного бизнеса, обоснуйте выбор исторического подхода к взаимоотношениям бизнеса и общества и альтернативный сценарий развития организации при помощи таблицы 15.2 «Современные концепции социально ответственного бизнеса», таблицы 15.3 «Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества», таблицы 15.4 «Альтернативные сценарии развития организации» и таблицы 15.5 «Классические модели деятельности организации»

Таблица 15.2

Современные концепции социально ответственного бизнеса

Теория «корпоративного эгоизма» Теория «корпоративного альтруизма» Теория «разумного эгоизма»
Первая и наиболее традиционная теория подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971г.   Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Она принадлежала Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».   Третью позицию представляет одна из самых сильных «центристских» теорий. Она настаивает на том, что социальная ответственность – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли.  

Таблица 15.3

Исторические подходы к взаимоотношениям бизнеса и общества

Подход компании «Дженерал Моторс» Подход М.Фридмана Подход А.Смита
Первый, сформированный в США «автомобильным королем» Вильсоном, бывшим президентом «Дженерал Моторс», гласил: «Что хорошо для «Дженерал Моторс», то хорошо для страны». Второй подход гласил, что «дело бизнеса – бизнес», или, перефразируя М.Фридмана, «выдвижение к фирме требований заниматься чем-то другим, кроме целенаправленной деятельности по получению прибыли, является, в принципе, подрывом социальной доктрины государства». Третий подход, основанный на теории А.Смита исходит из того, что компания является реактором богатства общества и любое вмешательство в ее деятельность подрывает ее устои свободного предпринимательства.

Таблица 15.4

Альтернативные сценарии развития организации

Оптимистический Пессимистический Транзитивный Апокалипсический
Общество вернется к пониманию места и роли фирмы, как реактор ее богатства. Когда фирма предоставит товары и услуги для потребителей, обеспечит работников з/п, а участников рынка возможностью функционирования, общество и государство откажутся от жестокого регулирования предпринимательской деятельности. Общество нанесет бизнесу значительный урон, после которого фирма не сумеет оправиться. Фирма превратится в социально-экономический институт – она совместно с обществом определит ответственность, согласно интересам всех влиятельных групп общества, что позволяет уменьшить ее уязвимость. Фирма будет заменена новой организацией, практически не имеющей с ней ничего общего.

Таблица 15.5

Классические модели деятельности организации

Модель свободного предпринимательства Модель «Бережливый капитализм» Филантропическая модель Популистская модель Социалистическая модель
В этой модели профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и расширением производства признается как важнейший побудительный фактор. Следует заметить, что она ни в коей мере не связана с удовлетворением запросов потребителей (предполагается, что «невидимая сила» позаботится об их нуждах). Отвечает в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и во вторую – интересам кредиторов и потребителей. В первую очередь, прибыль, остающаяся на руках компании используется на нужды локального окружения, местной общины. Отражает стратегию профсоюзов, стремящихся к максимизации одобрения со стороны лиц наемного труда. Приоритет отдается обществу в целом.

Запишите результаты Ваших исследований

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

На основе выбора оптимальной для Вашей организации концепции социально-ответственного бизнеса, исторического подхода, сценария развития, модели деятельности сформулируйте предпочтительную модель деятельности организации. Оцените ее коэффициентами значимости в результирующей таблице 15.6 «Модели деятельности организации». Дайте ей соответствующее название (критерии оценки – 2 балла – требования наиболее влиятельных групп общества, 1 балл – предпочтения наименее влиятельных групп, которые практически не учитываются бизнесом).

Таблица 15.6

Модели деятельности фирмы

Общественная группа Ожидаемые результаты деятельности организации Альтернативные модели
Свободное предпринимательство Бережливый капитализм Филантропическая Популистская Социалисти ческая Предпочти тельная
Общество в целом Экономический рост      
  Поступления от налогов          
  Уравнивание власти          
  Уравнивание доходов          
  Сохранение окружающей среды        
  Сохранение природных ресурсов          
Местная община Благосостояние общины        
Держатели акций Рост доходов      
Кредиторы Рост стоимости акций      
Потребители Стабильность доходов          
  Справедливые цены          
  Обеспечение выбора          
  Удовлетворение потребностей          
Управляющие Рост доходов      
  Профессиональный интерес      
Работники наемного труда Занятость, уровень оплаты, досуг        
  Условия труда, удовлетворение от работы        

С учетом теоретических подходов к формированию концепции социально ответственного бизнеса и, используя рисунок 15.1 «Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности», проведите оценку важности ограничений, накладываемых обществом в таблице 15.7.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 15.1. Целевые приоритеты фирмы с точки зрения ее прибыльности.

Таблица 15.7

Оценка важности ограничений

Области контроля Цель/приоритет
Ц1/П1 Ц2/П2 Ц3/П Суммарная важность Позиция организации
Воздействие (В) Относительная важность (В*П) В В*П В В*П
                 
                 
                 

Проведите анализ поля сил, оказывающих влияние на деятельность Вашей организации по таблице 15.8., и запишите предпочтительные цели в таблице 15.9.

Таблица 15.8

Анализ «поля сил»

Группа влияния Цели Правила игры Относительная сила группы Механизм влияния Вероятное давление Сила давления
наибольшая наименьшая наибольшее предпочтение наименьшее предпочтение
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Таблица 15.9

Баланс «поля сил»

Предпочтительные цели     Группы, выдвигаю- щие предложения             Возможная коалиция
за против
                 
                 
                 
                 
                 
                 

При помощи рисунка 15.2. определите стратегию социальной ответственности (ССО) организации

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Рис. 15.2. Анализ социально – политических мероприятий фирмы

Используя рисунок 15.3. «Модули и инструменты СП» и результаты проведенных ранее исследований, сформулируйте корпоративную стратегию Вашей организации.

   
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru
 
  Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время - student2.ru

Проанализируйте этапы (модули) процесса формирования стратегического плана организации, раскройте содержание методов, инструментов, которые Вы применяли на каждом из этапов. Обоснуйте, в чем заключается содержание комплексного подхода к процедуре создания стратегического плана устойчивого развития организации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

для студентов, обучающихся

по направлению 080100.62 «Экономика»

Казань 2009

Составители: к.э.н., доцент Торопова В.В.
  к.э.н., доцент Киреева-Каримова А.М.
  ст. преподаватель Ивановский И.А.
Рецензенты: д.э.н., профессор Абдуллина С.Н.
  к.э.н., доцент Мызникова М.Н.

Обсуждена на заседании кафедры Экономики производства, протокол №1 от 11.09.2009 г.

Контроль качества:

методист: __________________

ст. методист: доцент Калинина Т.Н.

начальник

отд. УККО: доцент Андреева Р.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая тетрадь предназначена для выполнения индивидуальных и самостоятельных занятий по дисциплине "Стратегическое планирование". Для этого студентам предлагается представить себя высшим руководителем любого реально существующего предприятия, работающего в конкурентной среде постиндустриальной экономики. Условия реальной экономики "накладываются" на это анализируемое предприятие. Для удобства работы рабочая тетрадь скомпонована таким образом, что студент, ознакомившись с тем или иным теоретическим вопросом разработки стратегического плана, должен будет вписать в рабочее поле тетради соответствующие условия деятельности данной организации и далее сделать необходимые расчеты.

Использование современных методов стратегического рыночного планирования, предлагаемых в данной учебной тетради, позволит студентам комплексно обосновать решения по повышению эффективности развития организации, выработать умение формировать и обосновывать показатели и ориентиры стратегического плана на базе последних научных и практических исследований и разработок. В ней представлен структурный подход к обоснованию выбора стратегий, комбинирующий испытанные практические методы и соответствующие теории.

В данной учебной тетради использованы методики, изложенные в исследованиях И.Ансоффа, В.Ефремова, Д.Хасси., которые в ряде случаев были уточнены и адаптированы с учетом реалий современной глобальной экономики.

Авторы допускают, что разработка стратегического плана в предлагаемых обстоятельствах носит несколько упрощенный учебный характер. Однако это не снижает значимости практического овладения студентами сложными теоретическими воп­росами стратегического планирования. Овладение методиками стратегического планирования при помощи предлагаемой рабочей тетради позволит студентам получить ту методическую базу, которая может быть ими полностью реализована в реальной практической деятельности.

Проверка выполнения заданий поэтапно осуществляется в рамках семинарских и индивидуальных занятий. По окончании рассмотрения тем дисциплины предполагается защита составленного студентами стратегического плана преподавателю.

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Изменение условий деятельности организаций в настоящее время.

1.2. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменения.

1.3. Стратегия и стратегическое планирование.

1.4. Модель и принципы стратегического планирования.

В данной теме предусмотрены задания для самостоятельной работы студента.

Изменение условий деятельности организаций в настоящее время

Условия деятельности организаций в последние годы существенно изменились. Основными изменившимися элементами условий деятельности являются нестабильность деятельности, условия конкуренции, замедление темпов экономического роста и ограничения социально-политического характера.

Для того чтобы организация могла не просто выжить в условиях рынка, но и эффективно работать, она вынуждена приспосабливаться к окружающим обстоятельствам и событиям. Следовательно, признание важности изменений является первым шагом на пути решения основной задачи организации - эффективной работы в условиях рынка.

Представьте себе реальную организацию, членом высшего руководства которой Вы являетесь. Дайте ей название.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие конечные виды продукции или услуг производятся в Вашей организации?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Кто является конечным потребителем продукции или услуг, производимых Вашей организацией?

______________

Наши рекомендации