Управленческие идеи П. Друкера
Питер Фердинанд Друкер (1909-2005) – один из самых авторитетных и известных современных ученых в области менеджмента, классик мировой управленческой мысли, представитель системного подхода, создатель концепции управления по целям.
В работе «Практика менеджмента» обсуждалось почти неизвестное в 50-е годы ХХ в. явление «социальной ответственности бизнеса», которое в конце XX века стало самостоятельной сферой исследований и преподавания в школах бизнеса.
В отличие от Ф. Тейлора и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку, Друкер рассматривал менеджмент как своего рода новую философию. По мнению зарубежных ученых, вместо того, чтобы подробно анализировать каждую возникающую задачу, он исследовал лежащие в их основе общие принципы управления. Тем самым Друкер сместил акцент с производительности на конечный результат, что позволило ему разработать концепцию «управление по целям». Эта концепция стала одной из наиболее известных его концепций на Западе.
Идея Друкера о том, что управление должно начинаться с определения целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса перевернула логику управления, принятую со времен А. Файоля. В соответствии с концепцией «управление по целям» задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий, направленных на ее реализацию. При этом конкретные рабочие цели вырабатываются совместно с подчиненными и их менеджерами, прогресс продвижения к ним периодически оценивается, а вознаграждения распределяются на основе этой оценки.
Т. е. особенностью концепции управление по целям является то, что руководство организацией является функцией группы менеджеров (сотрудников), а не исключительной привилегией одного человека. При таком методе управления цели используются не только в качестве механизмов контроля, но и для мотивации сотрудников.
Задача рационального менеджера состоит в сбалансировании различных целей организации.
Таким образом, использование механизма управления по целям как метода повышения эффективности организации позволяет, по Друкеру, объединить планирование и контроль, повысить вовлеченность руководителей всех уровней в процесс выработки целей и стимулирует процессы обратной связи.
П. Друкер выделил набор целей, определяющих долгосрочный успех, в который входят совершенствование: положения компании на рынке, производительности труда, показателей прибыльности, инновационной активности, физических и финансовых ресурсов, деятельности менеджеров и развития их способностей, деятельности работников и отношения их к труду, ответственности компании перед обществом.
Друкер критически относился к бихевиористским идеям, называя их «психологическим деспотизмом». Считал, что главная задача менеджера – забота о достижении экономических целей и о клиентах, а не о «радости для рабочих». В то же время, он сознавал, что отношения на работе должны строиться на взаимном уважении.
В начале 1950-х гг. он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива. Она состоит в том, что на фирме создается демократический выборный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы, касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой деятельности, рабочие должны приобретать чувство ответственности за деятельность предприятия. Сам Друкер считал эту идею самой важной своей идеей, касающейся управления. Однако в то время такая идея не была принята.
Согласно концепции «общества знания» появляется новый тип работника – работник, обладающий знанием. В обществе знания, по мнению П. Друкера, знания являются первостепенным ресурсом и всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для экономики в целом. Такие традиционные факторы производства, как земля, труд и капитал, не исчезают, но отходят на второй план. Они могут приобретаться и достаточно легко приобретаются как раз с помощью специализированных знаний. В то же время специализированные знания сами по себе ничего не производят. Они могут быть продуктивными только в том случае, если интегрированы в задачу. И именно поэтому общество знаний является также обществом организаций, поскольку цель и функция любой организации, как связанной с бизнесом, так и не связанной с ним, – это интеграция специализированных знаний в общую задачу.
В целом, в своих работах Друкер в той или иной степени затронул практически все значимые вопросы управления.
[1] Фамилия «Herzberg» часто переводится на русский язык как «Херцберг»