Кандидат педагогических наук, доцент В. А. Писанко

Рецензенты:

профессор кафедры теории и практики социальной работы СПбГУ,

доктор педагогических наук Н.М. Платонова,

доцент кафедры социальной психологии СПбГУП,

кандидат психологических наукТ.И. Короткина

Пояснительная записка

Учебная дисциплина “Организация, управление и администрирование в социальной работе” соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для подготовки квалифицированных специалистов социальной работы и направлена на формирование у студентов представления о менеджменте как важнейшем инструменте совершенствования деятельности учреждений социальной сферы.

Эффективность социальной защиты населения в условиях развития рыночных отношений во многом определяется качеством её организации и управления. В связи с этим, цельюданного учебного курса является ознакомление студентов с особенностями организации, управления и администрирования в социальной работе. Достижение этой цели осуществляется через постановку перед студентами задач:

I) освоения основных экономических категорий и принципов функционирования социальной сферы;

2) выявления основных функций, реализуемых в ходе организации, управления и администрирования деятельности, осуществляемой в деятельности учреждений социальной защиты населения.

Студенты исследуют организационные структуры управления социальной работой, различные модели функционирования социальных служб, роль информационного обеспечения в управлении и администрировании социальной работой, типичные алгоритмы организации деятельности социальных менеджеров, оптимальные варианты делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой, мотивацию социальной работы.

В результате изучения курса студенты должны знать:

— основы государственной политики в сфере управления социальной работой;

— правовые основы управления учреждениями социальной работы;

— экономические закономерности социальной деятельности;

— типы учреждений социальной сферы, их структуру и функции;

— методы планирования и составления социальных проектов и программ;

— основы кадрового менеджмента;

— факторы повышения организационной культуры социальной работы.

Студенты также должны уметь:

— разрабатывать оптимальные организационные структуры учреждений;

— составлять модели деятельности специалистов-менеджеров, осуществляющих непосредственную работу с клиентами;

— анализировать проекты и программы в области социальной работы;

— определять эффективность менеджмента социальной работы;

— организовывать работу с персоналом социальных служб;

— обеспечивать должный уровень управленческой культуры в работе с документами.

В ходе изучения дисциплины студенты должны не только овладеть теоретическими основами менеджмента, но и научиться принимать коллективные управленческие решения, приобрести навыки анализа причин неудач и факторов успеха; овладеть лидерскими качествами, усовершенствовать культуру общения.

В основу изучения учебного курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» положены требования дидактических единиц Государственного образовательного стандарта. Содержание курса отражает современные общественные требования к специалисту высшей квалификации в области социальной работы.

Итоговой формой проверки знаний студентов является зачёт, а для студентов заочной формы обучения – экзамен и контрольная работа на одну из предложенных тем по выбору.

Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС

Организация, управление и администрирование

в социальной работе.

Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах.

Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.

Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

Проблемы управления персоналом в системе социальной работы.

Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников.

Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.

I. Тематический план

  № пп   название темы   Всего часов В том числе
лекции Семи-нары Само- стоят. работа
Раздел I. Теоретико-методологические истоки организации, управления и администрирования
1. Менеджмент в социальной сфере: принципы, структура, функции и методы  
2. Теоретическое наследие классического «административного» менеджмента    
3. «Школа человеческих отношений» и начала современного социального менеджмента
4. Становление теорий социальной организации, управления и администрирования    
Раздел II. Системно-организационные основы социальной работы
5. Системный подход к характеристике трудовой деятельности в социальной сфере    
6. Состав и институциональная структура социальной сферы  
7. Критерии совместимости элементов социальных систем    
8. Варианты структурной иерархии социальной организации
9. Координация и субординация трудовых целей    
Раздел III. Процессуально-управленческие основы социальной работы
10. Оптимизация процессуальных функций управления
11. Управление формализованными и неформальными элементами социальных объектов  
12. Нейтрализация дисфункций управления    
13. Прогрессирующая дифференциация функций управляемого объекта  
Раздел IV. Ситуационно-административные основы социальной работы
14. Системная, процессуальная и ситуационная интеграция звеньев управляемого объекта  
15. Унификация, стандартизация и автоматизация делового администрирования  
16. Административная работа с персоналом социальных служб  
  Итого
             

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ (40 часов)

Наши рекомендации