Кандидат педагогических наук, доцент В. А. Писанко
Рецензенты:
профессор кафедры теории и практики социальной работы СПбГУ,
доктор педагогических наук Н.М. Платонова,
доцент кафедры социальной психологии СПбГУП,
кандидат психологических наукТ.И. Короткина
Пояснительная записка
Учебная дисциплина “Организация, управление и администрирование в социальной работе” соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для подготовки квалифицированных специалистов социальной работы и направлена на формирование у студентов представления о менеджменте как важнейшем инструменте совершенствования деятельности учреждений социальной сферы.
Эффективность социальной защиты населения в условиях развития рыночных отношений во многом определяется качеством её организации и управления. В связи с этим, цельюданного учебного курса является ознакомление студентов с особенностями организации, управления и администрирования в социальной работе. Достижение этой цели осуществляется через постановку перед студентами задач:
I) освоения основных экономических категорий и принципов функционирования социальной сферы;
2) выявления основных функций, реализуемых в ходе организации, управления и администрирования деятельности, осуществляемой в деятельности учреждений социальной защиты населения.
Студенты исследуют организационные структуры управления социальной работой, различные модели функционирования социальных служб, роль информационного обеспечения в управлении и администрировании социальной работой, типичные алгоритмы организации деятельности социальных менеджеров, оптимальные варианты делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой, мотивацию социальной работы.
В результате изучения курса студенты должны знать:
— основы государственной политики в сфере управления социальной работой;
— правовые основы управления учреждениями социальной работы;
— экономические закономерности социальной деятельности;
— типы учреждений социальной сферы, их структуру и функции;
— методы планирования и составления социальных проектов и программ;
— основы кадрового менеджмента;
— факторы повышения организационной культуры социальной работы.
Студенты также должны уметь:
— разрабатывать оптимальные организационные структуры учреждений;
— составлять модели деятельности специалистов-менеджеров, осуществляющих непосредственную работу с клиентами;
— анализировать проекты и программы в области социальной работы;
— определять эффективность менеджмента социальной работы;
— организовывать работу с персоналом социальных служб;
— обеспечивать должный уровень управленческой культуры в работе с документами.
В ходе изучения дисциплины студенты должны не только овладеть теоретическими основами менеджмента, но и научиться принимать коллективные управленческие решения, приобрести навыки анализа причин неудач и факторов успеха; овладеть лидерскими качествами, усовершенствовать культуру общения.
В основу изучения учебного курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» положены требования дидактических единиц Государственного образовательного стандарта. Содержание курса отражает современные общественные требования к специалисту высшей квалификации в области социальной работы.
Итоговой формой проверки знаний студентов является зачёт, а для студентов заочной формы обучения – экзамен и контрольная работа на одну из предложенных тем по выбору.
Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС
Организация, управление и администрирование
в социальной работе.
Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах.
Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
Проблемы управления персоналом в системе социальной работы.
Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников.
Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.
I. Тематический план
№ пп | название темы | Всего часов | В том числе | |||
лекции | Семи-нары | Само- стоят. работа | ||||
Раздел I. Теоретико-методологические истоки организации, управления и администрирования | ||||||
1. | Менеджмент в социальной сфере: принципы, структура, функции и методы | |||||
2. | Теоретическое наследие классического «административного» менеджмента | |||||
3. | «Школа человеческих отношений» и начала современного социального менеджмента | |||||
4. | Становление теорий социальной организации, управления и администрирования | |||||
Раздел II. Системно-организационные основы социальной работы | ||||||
5. | Системный подход к характеристике трудовой деятельности в социальной сфере | |||||
6. | Состав и институциональная структура социальной сферы | |||||
7. | Критерии совместимости элементов социальных систем | |||||
8. | Варианты структурной иерархии социальной организации | |||||
9. | Координация и субординация трудовых целей | |||||
Раздел III. Процессуально-управленческие основы социальной работы | ||||||
10. | Оптимизация процессуальных функций управления | |||||
11. | Управление формализованными и неформальными элементами социальных объектов | |||||
12. | Нейтрализация дисфункций управления | |||||
13. | Прогрессирующая дифференциация функций управляемого объекта | |||||
Раздел IV. Ситуационно-административные основы социальной работы | ||||||
14. | Системная, процессуальная и ситуационная интеграция звеньев управляемого объекта | |||||
15. | Унификация, стандартизация и автоматизация делового администрирования | |||||
16. | Административная работа с персоналом социальных служб | |||||
Итого | ||||||
I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ (40 часов)