Детализация структурного объекта.
Детализация ( декомпозиция) - условный прием , позволяющий представить систему в виде , удобном для восприятия и анализа. Глубина детализации определяется сложностью системы , а также целями моделирования. Детализация - разбиение системы на объекты по определенным признакам, средство преодоления сложности системы и затруднений в ее понимании .
Процессы: цикл управления.
В первой лекции были рассмотрены функциональный и процессные подходы к управлению организацией . Отметим , что сам по себе процессный подход не является новым .
1. Родоначальник научной организации труда Ф.Тейлор определял управление следующими словами : «планируй-делай-смотри». Перефразируем его формулу следующим образом: «планируй- делай- проверяй » (Plan-Do-Check). Составные части этой формулы есть не что иное, как 3 фазы у правленческого цикла, представленного на рисунке.
2. Американский ученый У .Шухарт в 1924 году предложил процессный подход к управлению качеством, а спустя некоторое время предложил использовать процессный подход и к организации производства . Шухарт впервые описал концепцию четырехфазного управленческого цикла ( планируй-делай- проверяй - внедряй, PDCA) в 1939 г. в своей книге " Статистические методы с точки зрения у правления качеством".
Основные научно- практические результаты работ В. Шухарта — «отца менеджмента качества » — реализованы его учеником В. Эдварсом Демингом (1900-1993), в основном, на предприятиях Японии. Э. Деминг пропагандировал использование предложенного Шухартом цикла в качестве основного способа достижения непрерывного улучшения процессов. Он также ввел модификацию цикла PDCA - цикл PDSA ("study" - изучать). В 1950 г. Э. Деминг вдохновил японцев на использование своего цикла.
Японский ученый К.Исикава счел целесообразным уточнить содержание действий управленческого цикла. Он разделил его на 6 секторов , более детально отражающих основные фазы управления .Фаза планирования разделена на определение целей и задач, а также способов достижения этих целей. Фаза исполнения разделена на обучение и подготовку кадров и выполнение работ .
Цели организации обычно устанавливают, исходя из ее предназначения ( миссии) и опираясь на принципы, которые культивирует руководство организации. При этом миссия в совокупности с принципами формирует политику, на основе которой и определяются цели. Политика организации ( как и миссия, и принципы) определяется высшим руководством организации.
Если цели и задачи установлены, но не определены способы их достижения и решения , управление останется голой теорией. Способы достижения целей и решения задач должны быть полезны для организации и не препятствовать ее развитию. Ключ к ус пеху – решительная стандартизация очевидных вещей и передача их подчиненным .
Обучение и подготовка кадров способствуют формированию надежных работников , при этом , как правило, увеличивается норма управляемости ( количество непосредственых подчиненных у одного руководителя ).
Можно организовать выполнение работ , только лишь с помощью распоряжений, но такой процесс никогда не будет протекать гладко . Только опыт и квалификация работников помогают компенсировать несовершенства стандартов и регламентов.
" Шесть сигм" – это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес - процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, которые оказываются критически важными для потребителя.
Идея подхода « шесть сигм» очень проста . Допустим, что вы провели переговоры со своим поставщиком , в ходе которых договорились о то м , что допуск на некоторую важную для вас характеристику продукции будет равен некоторой определенной величине , например,±1 мм. Тогда задача поставщика, если он привержен идеям " шести сигм", очень проста . Ему надо всего-навсего " загнать" естественный разброс этого показателя в процессе производства продукции в такие устойчивые границы , чтобы он укладывался в согласованные границы допуска 12 (!) раз, что, как раз, и составляет ±6 σ ( сигма – это греческая буква, которую в математической статистике часто используют для обозначения квадратичной ошибки, задаваемой нормальным законом распределения случайной величины).
Острую потребность в отходе от традиционного подхода, основанного на концепции " трех сигм", легко у видеть , если представить себе выход процесса , состоящего , например, из 20 последовательных ступеней , на каждой из которых обеспечивается заданный процент выхода. Если этот процент соответствует стандартному подходу на основе " трех сигм", то на выходе имеем (0,9973)20 = 0,947, т. е . около 5% брака, тогда как при подходе " шесть сигм" имеем (0,9999966)20 = 0,99993, т. е . брак равен всего лишь 0.007%.
Основы ко нцепции были заложены в компании " Моторола". Ее подход строился по классической схеме непрерывного совершенствования на базе постоянного применения цикла Шухарта – Деминга : планируй – делай – проверяй – внедряй. Вот как понимали на " Мотороле" этапы этого цикла.
Первый этап – "Планируй" – включал формулировки целей и задач, выявление ключевых параметров для достижения успеха , план совершенствования, выбор проекта и создание команды .
Второй этап – " Делай" – включал обучение и тренировку , плюс внедрение.
Третий этап – "Проверяй" – предусматривал измерение улучшений , оценку
эффективности , анализ и пересмотр проектов .
Четвертый этап – " Внедряй" – предполагал корректировку внедрения, непрерывность совершенствования, стандартизацию , изучение потребителей , бенчмаркинг , перепроектирование .
Впоследствии в рамках концепции "шесть сигм" цикл Шухарта – Деминга трансформировался . Руководители Академии " Шесть сигм" Харри и Шредер считают , что эта программа должна состоит из восьми ступеней ( см. рис 17).