Глава 12. практическая часть курса
На этом этапе слушатели должны понимать суть и содержание стратегического планирования, в частности, теоретические основы, проблемы, механизмы, отдельные направления стратегического планирования с таким расчетом, чтобы закрепить материалы. Поэтому здесь, по существу, раскрывается степень освоения курса. В этом разделе студент должен показать: какие товары надо производить, в каком количестве, по каким ценам действительно реализовать на потребительском рынке, куда их направить в первую очередь, чтобы получить желаемые результаты и т.д. Поэтому здесь еще раз следовало бы привести наиболее яркие примеры:
Пример 1.
Допустим, что фирма на протяжении 3―4 лет развивается удачно, то есть ежемесячная заработная плата сотрудникам выплачивается в соответствии с положением. Кроме того, руководитель фирмы имеет возможность каждый квартал доплачивать премиальные 1,5―2,0 оклада активным сотрудникам.
В этих обстоятельствах задача руководителя заключается в том, чтобы закрепить позитивные процессы и одновременно их усилить. В связи с этим руководитель фирмы, как правило, составляет стратегические планы развития с таким расчетом, чтобы увеличить доходность фирмы.
Однако мы должны напомнить слушателям, что экономика ― это искусство возможного. Подчеркните, что каждое предприятие в состоянии производить конкурентоспособный товар. В то же время каждое предприятие подвергается риску, угрозам и т.д., поскольку конкуренты также в состоянии производить более конкурентоспособный товар. Действительно, допустим, что на потребительском рынке появился такой же товар, как производили на нашем предприятии. Причем, товар оказался дешевле и лучшего качества. В результате встают вопросы, что с нами произойдет? почему мы допустили появление такого товара на потребительском рынке? кто виноват?
Суть вопросов заключается в том, что мы были обязаныпредвидеть потенциальные возможности наших конкурентов независимо от их мест расположенияи в случае необходимости обосновать соответствующие мероприятия.
Пример 2.
Допустим, что торговый комплекс осуществляет свою деятельность с таким расчетом, чтобы обеспечить запланированный уровень рентабельности. Чтобы удержать определенный уровень рентабельности, торговый комплекс должен иметь стратегические планы: какие товары надо завозить, в каком количестве, по каким ценам их реализовать и т.д. В противном случае удержать запланированный уровень рентабельности, как правило, становится проблематично.
Затем в практической части должно быть разъяснено слушателям как нужно проводить конкретные расчеты на основе эконометрических расчетов. Самое главное ― научиться делать выводы с конкретными предложениями. Для этого вначале расчеты следует осуществлять обычными традиционными методами, а затем ― на основе эконометрических методов, используя программные средства[4].
Познавательные задачи
Пример 1.Предположим, что имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса (у) в зависимости от двух факторов: х (цена), z (насыщенность потребительского рынка):
у(спрос) {29,4; 29,9; 30,1; 30,4; 30,9; 31,4};
х(цена) {28,3; 31,2; 33,5; 36,4; 37,5; 38,8};
z(насыщ. рынка) {84,5; 85,6; 86,9; 87,8; 89,5; 90,8}.
Данные дают основания утверждать, что спрос возрастает, уровень роста составляет 6,8%. Возрастают цены, а также насыщенность потребительского рынка, хотя насыщенность рынка не превышает 100%.
Требуется оценить поведение спроса в дальнейшем, если тенденция сохранится.
Есть основания полагать, что данная зависимость носит прямопропорциональный характер следующего вида:
.
Составляем систему стандартных уравнений:
Для решения системы также составляем рабочую таблицу.
Затем составляем систему стандартных уравнений в количественном отношении:
182,1 = 6a + 205,7b – 525,1z | : 6 | |
6256,88 = 205,7a + 7133,23b – 18048,43c | : 205,7 | |
549273,38=18048,43a+627410,01b– 1584539,83c | :18048,43 |
Получим:
30,35 = а + 34,2833b – 87,5166c (1)
30,4175 = a + 34,6778b – 27,7415c (2)
30,4333 = a + 34,7625b – 87,79993c (3)
(2) – (1)
(2) – (3)
Имеем:
0,10675 = 0,3945b – 0,2249c | : 0,3945 | |
-0,0158 = -0,0847b + 0578c | : -0,0847 |
0,1711 = b – 0,5701c
0,1865 = b – 0,6729c
В итоге с = -0,18; b = 0,16; а = 29,3.
Имеем у = 29,3 + 0,16х + 0,18z.
Данные для расчета параметров системы стандартных уравнений:
№ Пп | у | х | z | x2 | z2 | xy | Xz | xyz | zx2 | xz2 | y2 | z2y |
29,4 | 28,3 | 84,5 | 800,89 | 7140,25 | 832,02 | 2391,35 | 70305,69 | 67675,265 | 202069,08 | 864,36 | 2484,3 | |
29,9 | 31,2 | 85,6 | 973,77 | 7327,36 | 932,88 | 2670,72 | 79854,528 | 23326,464 | 228613,63 | 894,01 | 2559,44 | |
30,1 | 33,5 | 86,9 | 1122,25 | 7551,61 | 1008,35 | 2911,15 | 87625,615 | 97523,525 | 252978,94 | 906,01 | 2615,69 | |
20,4 | 36,4 | 87,8 | 1324,96 | 7708,84 | 1106,56 | 3195,92 | 97155,968 | 116331,49 | 280601,78 | 924,16 | 2669,12 | |
30,9 | 37,5 | 89,5 | 1406,25 | 8010,25 | 1158,75 | 3356,25 | 103708,13 | 125859,38 | 300384,38 | 954,81 | 2765,55 | |
31,4 | 38,8 | 90,8 | 1505,44 | 8244,64 | 1218,32 | 3523,04 | 110623,46 | 136693,95 | 319892,03 | 985,96 | 2851,12 | |
Сумма | 182,1 | 205,7 | 525,1 | 7133,23 | 45982,95 | 6256,88 | 18048,43 | 549273,38 | 627410,01 | 1584539,83 | 5529,31 | 15945,22 |
Итак уt(1) = 29,3 + 0,16 + 0,18 = 29,64;
уt(2) = 29,3 + 0,16 ∙ 2 + 0,18∙ 2 = 29,98;
уt(3) = 30,32; уt(4) = 30,66
уt(5) = 31,0; уt(6) = 31,34.
Таким образом, на основе выявленной функции спрос увеличивается с 29,64 до 31,34, т.е. на 5,7%. В данном случае коэффициент множественной корреляции Ry(x,z) = 0,91; DR = 82,8%.
Вывод. Учитывая неполную насыщенность потребительского рынка с ростом цен, будет иметь место увеличение выпуска продукции на 5,7%. Данный вывод является адекватным на уровне 82,8%.
Пример 2. Предположим, имеются данные:
у(спрос) {18,3; 19,4; 20,9; 21,4; 22,3};
х1(цена) {22,9; 23,4; 24,8; 25,8; 26,4};
х2 (н.р.) {122,9; 123,4; 125,9; 126,8; 127,7}.
Требуется выявить дальнейшее поведение спроса.
Решение. Выбираем функцию:
.
Составляем систему стандартных уравнений:
Составляем рабочую таблицу:
у (спрос) | х2(емкость) | х1 (цена) | ух1 | х12 | х1х2 | ух1х2 | х2х12 | х1х22 | |
18,3 | 122,9 | 22,9 | 419,07 | 524,41 | 2814,41 | 51503,7 | 64449,99 | ||
19,4 | 123,4 | 23,4 | 453,96 | 547,56 | 2887,56 | 56018,66 | 67568,9 | 356324,9 | |
20,9 | 125,9 | 24,8 | 518,32 | 615,04 | 3122,32 | 65256,49 | 77433,54 | 393100,1 | |
21,4 | 126,8 | 25,7 | 549,98 | 660,49 | 3258,76 | 69737,46 | 83750,13 | 413210,8 | |
22,3 | 127,7 | 26,4 | 588,72 | 696,96 | 3371,28 | 75179,54 | 89001,79 | 430512,5 | |
∑ | 102,3 | 626,7 | 123,2 | 2530,05 | 3044,46 | 15454,33 | 317695,9 | 382204,4 |
После решения получим функцию спроса:
у= -75,5352 + 0,0007347х1 + 0,7737х2
уt1 = 18,57; уt2 = 19,56;
уt3 = 21,89; уt4 = 22,59;
уt5 = 23,29.
Спрос увеличивается на 21,65%.
Расчет коэффициента множественной корреляции:
DR = R2∙ 100 = 97,3%.
Вывод. Полученные данные позволяют спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке. С достоверностью 97,3% можно утверждать, что при дальнейшем увеличении цены на продукцию спрос будет расти[5].
На практике с увеличением насыщенности потребительского рынка, а также роста цен может наблюдаться снижение спроса.
Пример 3. Предположим, имеются данные:
у(спрос) {39,3; 38,8; 38,1; 37,8; 37,1; 36,8};
х(цена) {8,7; 8,84; 8,86; 8,96; 9,01; 9,17};
z (н.р.) {135,8; 141,4; 135,9; 145,5; 139,8; 147,3}.
Нужно предвидеть изменение спроса при сохранении тенденции.
Решение. Анализ данных дает основание утверждать, что спрос снижается, уровень снижения спроса составляет 6,4%; при этом цены на товары возрастают на 5,4%; уровень насыщенности также возрастает.
В данном случае в качестве функции спроса можно выбрать функцию следующего вида:
,
где х ― цена;
х – насыщенность рынка;
у ― спрос;
a, b, с ― параметры системы.
Система стандартных уравнений в данном случае имеет вид:
Составляем рабочую таблицу.
Рабочая таблица для составления системы стандартных уравнений
в количественном отношении
№ пп | у | z | х | z 2 | у 2 | x 2 | xz | 1 у | х у | хz y | x2z | z2x |
39,3 | 135,8 | 8,7 | 18441,64 | 1544,49 | 75,69 | 1181,46 | 0,025445 | 0,221374 | 30,0626 | 10278,7 | 160442,3 | |
38,8 | 141,4 | 8,84 | 19993,96 | 1505,44 | 78.1456 | 1249,976 | 0,025773 | 0,227835 | 32,21588 | 11049,79 | 176746,6 | |
38,1 | 135,9 | 8,86 | 18468,81 | 1451,61 | 78,4996 | 1204,074 | 0,026247 | 0,232546 | 31,60299 | 10668,1 | 163633,7 | |
37,8 | 145,5 | 8,96 | 21170,25 | 1428,84 | 80,2816 | 1303,68 | 0,026455 | 0,237037 | 34,48889 | 11680,97 | 189685,4 | |
37,1 | 139,8 | 9,01 | 19544,04 | 1376,41 | 81,1801 | 1259,598 | 0,026954 | 0,242857 | 33,95143 | 11348,98 | 176091,8 | |
36,8 | 147,3 | 9,17 | 21697,29 | 1354,24 | 84,0889 | 1350,741 | 0,027174 | 0,249185 | 36,70492 | 12386,29 | 198964,1 | |
Сумма | 227,9 | 845,7 | 53,54 | 8661,03 | 477,8858 | 7549,529 | 0,158048 | 1,410834 | 199,0267 | 67412,83 |
Имеем систему уравнений:
0,158048 = 6а – 53,54b + 845,7с
1,410834 = 53,54а - 477,8858b + 7549,529с
199,0267 = 7549,529а – 67412,83b + 1065564с
0,0263413 = а – 8,9233b + 140,95c
0,0263510 = a – 8,9258b + 141,0073c
0,0263628 = a – 8,9294b + 141,1431c
0,0000097 = -0,0025b + 0,0573c
- 0,0000118 = 0,0036b – 0,1358c
0,00388 = -b + 22,92c
0,00328 = b + 37,72c
0,00716 = 60,64c
c = 0,000118073
b = 0,001173766
a = 0,0104738661478 – 0,01664238935 + 0,0263413 = 0,0201073.
Функция спроса имеет вид:
.
Найдем варианты спроса на основе полученной функции:
у(х, z)(1) = 38,47; у(х, z)(2) = 37,75;
у(х, z()3) = 38,73; у(х, z)(4) = 37,26;
у(х, z)(5) = 38,31; у(х, z)(6) = 37,31.
В целом спрос снижается. В данном случае Df = 96,3%.
Вывод. При постоянно увеличивающейся насыщенности рынка и росте цен нужно хотя бы стабилизировать цены. В противном случае фирме следует переориентироваться на другой вид деятельности.
Тренировочные задачи
Задача 1. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от факторов:
Требуется определить дальнейшее поведение спроса, если тенденция роста насыщенности рынка, а также темпов роста удорожания цен сохранится. Оцените качество модели.
Задача 2. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения цен в зависимости от факторов:
Требуется определить, по каким ценам можно выставлять товары на потребительский рынок, если тенденция спроса и насыщенности рынка сохранится на прежнем уровне. Оцените качество модели.
Задача 3. Имеются данные, характеризующие поведение спроса в зависимости от факторов:
Требуется определить, в какой степени можно увеличить выпуск продукции, если тенденция поведения факторов сохранится на прежнем уровне. Оцените качество модели.
Задача 4. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от покупательной способности:
Для характеристики зависимости у от х рассчитайте параметры следующих функций:
у = а + bx;
y = a · xb;
y = a · bx.
Оцените качество модели.
Задача 5. Обоснуйте целесообразность расширения производства, если:
При этом коэффициент использования производственной мощности не превышает 58%.
Программные продукты
В последнее время наблюдается стремительное расширение программного обеспечения эконометрических расчетов: предлагается апробированный программный продукт-программа регрессионного анализа (ПРА-1) для многофакториальной экономической системы.