При ответах должна быть ссылка на нормативную правовую базу.

Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития

Семинарское занятие № 6.

Прогнозирование демографического развития

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Что является объектом демографических прогнозов?

2.На какие сроки могут разрабатываться демографические прогнозы?

3.Что является информационной базой демографических прогнозов?

4.В чем заключается отличие миграции как объекта прогнозирования?

5.Какие прогнозы строятся на базе демографических прогнозов?

6.Раскройте сущность стадий процесса разработки демографических прогнозов?

7.Какие коэффициенты используется в методе передвижки возрастов и методе когорт?

8.Какая часть населения является трудовыми ресурсами?

9.Что является объектами прогнозов рынка труда?

10.Какой показатель положен в основу прогноз спроса на рабочую силу?

11.В чем заключается важнейший принцип прогнозирования рынка труда?

12.Раскройте сущность пассивного прогноза рынка труда?

13.Перечислите источники информации построения прогнозов рынка труда?

14.Дайте определение понятия «баланс трудовых ресурсов»

15.Из каких частей состоит баланс трудовых ресурсов и что содержит каждая часть?

Темы сообщений и рефератов

1.Реализация демографической политики в России.

2.Тенденции воспроизводства населения.

3. Дифференциация уровня безработицы в регионах

4.Современное общество и матери одиночки.

5.Миграционные потоки и состав мигрантов.

Тема 6. Прогнозирование социально-экономического развития

Семинарское занятие № 7.

Прогнозирование уровня жизни

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Охарактеризуйте основные социально-экономические показатели уровня жизни населения. 2.Объясните смысл коэффициентов Лоренца и Джини

3.Индекс развития населения как обобщающий показатель уровня жизни населения.

4. Какие показатели используют в прогнозах уровня жизни населения?

5. Охарактеризуйте документы, отражающие прогнозирования уровня жизни.

6.В чем заключается главная задача прогноза уровня жизни населения?

7. Что позволяет прогнозировать баланс денежных доходов и расходов населения?

8.Что лежит в основе нормативного и ресурсного способов расчета прожиточного минимума?

Практическое задание:

Проведите доклад о реализации государственной целевой программы субъекта Российской Федерации, отражающую уровень жизни населения.

Тема 7. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей сектора экономики (на примере сельского хозяйства)»

Семинарское занятие № 8.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1.Цели перспективной аграрной политики.

2.Основные показатели развития агропродовольственного комплекса России в перспективе до 2030 г.

3.Приоритетный национальный проект «Развитие АПК: основные направления и реализация.

4.Государственная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы:

-нормативная правовая база разработки государственной программы,

-принципы разработки государственной программы,

-основные цели государственной программы,

-структура государственной программы,

5.Характеристика подпрограмм государственной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 201302020годы.

6.ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»: мероприятия и финансирование.

7.Показатели реализацииГосударственной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы.

8.Показатели (индикаторы) государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020годы и их значения.

9.Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы.

Практическое задание:

Подготовьте доклад о стратегии развития АПК, ТЭК, ВПК, социальной сферы и др.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрено учебным планом.

8. Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрено учебным планом.

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
1. Теоретические основы прогнозирования и планирования Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Подготовка реферата или сообщения 1-2 0-11
2. Основы методологии прогнозирования и планирования Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Подготовка реферата или сообщения 3-4 0-11
3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о ходе реализации одного из Приоритетных Национальных Проектов (Доступное жилье, Сельское хозяйство, Образование, Здравоохранение). и создание слайдовой презентации Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных по теме   5-6 0-11
4. Программно-целевое планирование Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о ходе реализации одной из региональных целевых программ и создание слайдовой презентации Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных   7-8 0-11
  Всего       0-44
Модуль 2          
5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников 9-10 0-11
6. Прогнозирование социально-экономического развития     11-14 0-22
  Занятие 1. Прогнозирование демографического развития Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Составление глоссария по теме. Составление теста. Анализ нормативных правовых источников. Анализ статистических данных по теме Подготовка реферата или сообщения     0-11
  Занятие 2. Прогнозирование уровня жизни Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о реализации государственной целевой программы субъекта РФ, отражающего уровень жизни населения и создание слайдовой презентации. Анализ нормативных правовых источников Анализ статистических данных по теме       0-11
7. Прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства) Работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия для подготовки к семинарскому занятию по теме, в т.ч. и к устному опросу. Подготовка доклада о стратегии развития АПК, ТЭК, ВПК, социальной сферы и др. и создание слайдовой презентации. Анализ нормативных правовых источников. Анализ статистических данных по теме 15-16 15,55 0-12
  Всего       45,55 0-45
  Выполнение контрольной работы         0-11
  Итого       91,55 0-100

При изучении данного модуля самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на развитие профессиональных компетенций обучающегося. Этот вид работы осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им.

К видамСРС данного модуля относят:

-работа с основной и дополнительной литературой, а так же с конспектами лекционного занятия;

-подготовка докладов и создание слайдовой презентации;

-составление глоссария по теме с примером контекста, в котором может употреблять данный термин;

-составление теста (5 вопросов) по теме;

-подготовка реферата.

Формы контроля СРС:

- устный опрос (проходит на всех семинарах);

- защита докладов с презентаций (предусмотрена по темам: 3,4,6.2 и 7);

-проверка составленного глоссария (предусмотрена по всем темам);

-проверка составленного теста (предусмотрена по темам:1,2,5,6.1);

-проверка рефератов (предусмотрена по темам 1, 2, 6.1).

Порядок выполнения видов самостоятельной работы.

Рекомендации по подготовке к устному опросу. Работая с конспектом лекционного занятия и другими рекомендованными источниками, студент изучает основные понятия темы, готовится к вопросам для обсуждения (по планам семинарских занятий).

Рекомендации по подготовке доклада. Студент совместно с преподавателем составляет содержание доклада и самостоятельно выполняет поиск дополнительных источников (из материалов информационных агентств, рейтинговых агентств, экспертных периодических изданий).

Выступление перед группой с докладом студент сопровождает проверочными вопросами к аудитории (заблаговременно составленные докладчиком). Слушатели также обращаются к докладчику с уточняющими вопросами и отвечают на проверочные вопросы после окончания доклада – активность слушателя дополнительно приносит баллы за смысловые уточняющие вопросы и ответы. Продолжительность доклада 6-7 минут.

Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).

Рекомендации по подготовке презентаций:

· Первый слайд – это титульная страница, которая необходима, чтобы представить аудитории Вас и тему Вашего доклада.

· Название доклада на первом слайде должно отражать самую главную идею, то есть соответствовать вершине иерархии.

· Второй слайд –содержание доклада. Оптимально – два-три пункта, в каждом – два-три подпункта.

· Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.

· Наиболее важные слова, идеи, фрагменты можно выделять цветом на слайде, чтобы они сразу бросались в глаза. Этим тоже нельзя злоупотреблять.

· В течение выступления можно несколько раз сказать «основная идея в том, чтобы…». Но злоупотреблять этой фразой не стоит.

· Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.

· Последний слайд с выводами в коротких презентациях проговаривать не надо. Вы только что всё это говорили, во второй раз будет звучать как занудство.

· Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты.

Рекомендации по составлению глоссария и тестовых заданий

Глоссарий (лат. Glossarium – «собрание глосс») – словарь узкоспециализированных терминов. Термины для глоссария определяет преподаватель на лекционном занятии.

После того, как были определены термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
После этого начинается работа по составлению статей глоссария.

Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций.

Правила составления тестовых заданий:

· Вопрос в тестедолжен быть вопросом, т.е. начинаться вопрос должен с таких слов, как «что», «как», «когда», «где», «сколько» или с фраз «в каких случаях», «каким образом», «в каком месте», «с кем из», «с какой» и т.д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.

· Также, в самом начале при составления теста нужно однозначно определиться с количеством правильных ответов в тесте. (по данному модулю 4)

· Вопросыв тесте должны быть корректными. Необходимо избегать использования очевидных, тривиальных, малозначащих вопросов и формулировок.

· Вопросыв тесте должны быть сформулированы ясным, четким языком. Рекомендуется начинать составлять тестовые вопросы с формулировки правильного ответа, это помогает избежать возникновения нескольких правильных ответов.

· Очень желательно, чтобы исходные условия тестового вопроса не превышали 20слов, варианты ответов теста должны быть сопоставимы по длине. Нежелательно наличие повторяющихся фраз в ответах. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

· В тексте тестовоговопроса должно быть исключено двойное отрицание.

· Если предполагается выбор одного правильного вопроса в тесте, то среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ, остальные не должны быть «условно» правильными.

· В ответах к тесту не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных», так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.

· Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.

· При составлении тестовых заданий необходимо четкое соблюдение правил грамматики, пунктуации и риторики. Необходима обязательная проверка на исключение орфографических ошибок.

4.Методические материалы по дисциплине.

Модуль 1.

Тема 1. Теоретические основы и развитие прогнозирования и планирования

При подготовке к теме студентам рекомендуется обратить внимание на:

- Объект прогнозирования: от природы объекта (социальные, научно-технические, экономические, экологические и др.) и от возможности воздействия на него субъекта прогнозирования (управляемые и неуправляемые объекты).

-Назначение прогноза в управлении и классификацию прогнозов.

-Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое.

Рассматривая вопросы эволюции стратегического планирования и прогнозирования обратите внимание на основные научные школы государственного регулирования экономики.

Тема 2. Основы методологии прогнозирования и планирования

При подготовке к теме студентам рекомендуется обратить внимание на:

-Основные элементы методологии прогнозирования: принципы, методы, показатели, методика, логика.

-Принципы прогнозирования: системность, научная обоснованность, адекватность, альтернативность, целенаправленность и др.

-Методы прогнозирования по способам получения и обработки информации: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы и др.

-Формализованные методы прогнозирования.

-Интуитивные экспертные методы прогнозирования.

Рассматривая вопросы экономического анализа обратите внимание на балансовый метод анализа и прогнозирования В.В. Леонтьева.

Тема 3. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления

При подготовке к теме студентам рекомендуется обратить внимание на:

-Прогнозные сценарии и систему прогнозов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

-Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

-Порядок разработки, корректировки и контроль реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

-Систему стратегического планирования и задачи и принципы стратегического планирования.

-Законодательную базу государственного прогнозирования и стратегического планирования.

При изучении темы следует уделить внимание теории предвидения Н.Д. Кондратьева.

Тема 4. Программно-целевое планирование

При изучении и подготовке к теме студентам рекомендуется обратить внимание на:

-Программно-целевое планирование как инструмент государственного регулирования экономики и реализации социальной политики.

-Федеральные (межгосударственные), региональные, местные целевые программы и их преимущества и недостатки

-Межгосударственную целевую программу и её особенности.

Рассматривая Программно-целевое планирование уделите внимание вопросам финансирования реализуемых целевых программы за счет средств федерального бюджета.

Модуль 2.

Тема 5. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

В этой теме следует обратить внимание на:

- Нормативную и правовую основу стратегического планирования и его участников.

-Стадии (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование) и документы стратегического планирования.

-Система стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне.

-Стадии (целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование) и документы стратегического планирования.

Наши рекомендации