Структура и эффективность организации
(структура)
Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия. Структуры организаций отличаются друг от друга:
- сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции;
- формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
- соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней, на которых принимаются решения).
Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов:
- Реальные взаимосвязи между конкретными людьми.
- Политика руководства и методы управления.
- Полномочия и функции работников.
Формальная структура - это структура организации, установленная системой менеджмента.
Неформальная структура - это структура, которая возникает в организации независимо от менеджмента.
(эффективность)
Эффективность организации – показатель, определяющий насколько оперативно и результативно (эффективно) функционирует организация.
Определяется эффективность организации по ряду показателей, она оценивается комплексно, по показателям двух блоков.
Первый блок состоит из объективных (экономических) показателей:
- результативность (тут оценивается, достигнуты ли организацией поставленные цели);
- производительность (выявление того, достигнута ли цель посредством минимальных трудовых затрат);
- продуктивность (оценивается количество и качество продукции);
- рентабельность (показатель прибыльности в процессе всего товарооборота);
- энергоемкость (выявление того, минимальное ли количество энергии затрачено);
- экологичность (выяснение, выполняются ли требования по применению экологически чистых технологий).
Второй блок состоит из субъективных показателей (психологических, физиологических, социально-психологических):
- трудовая, общественная и духовная активность сотрудников;
- удовлетворенность трудовой деятельностью и членами группы;
- сработанность предприятия;
- относительная стабильность организации.
Комплексная оценка эффективности организации производится с учетом и объективных, и субъективных факторов.
Вертикальная структура
ü Строгая иерархия
ü Жесткая специализация
ü Формальное общение людей
ü Централизованное принятие решений
ü Отсутствие понятия «команда»
Горизонтальные структуры
ü Общие задачи
ü Широкие полномочия
ü Начало командообразования
ü Гибкая иерархия
ü Минимизация формальных правил,связей,норм
ü Децентрализация принятия решений
ü Прямое общение
ü Горизонтальные коммуникации
Линейно-функциональная структура(вертикаль)
Сильные стороны
ü Способствует выполнению функциональных задач
ü Высокая продуктивность
ü Экономия в маштабах одного функц-го подразделения
ü Проф. Развитие
Слабые стороны
ü Слабая горизонтальная координация между подразделениями
ü Ограниченное видение сотрудниками целей организации
ü Затруднение инноваций
ü Медленная реакция на все изменения внутри окружающей среды
Матричная система
Сильные стороны
ü Средний размер организации
ü Возможность выполнять сложные задачи в условиях изменения среды
ü Быстрый рост проф. Качеств сотрудников
ü Высокий уровень координации
Слабые стороны
ü Двойное подчинение
ü Длительные переговоры
ü Необходимость коммуникативных навыков
ü Соц-псих. конфликтность
Построение и разновидности организаций
Построение организации.
Построение организации. Существуют три главных этапа в построении любой организации:
1) определение характера выполняемой работы;
2) распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
3) классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию полезно разбить на определенные этапы и виды работ.
П.Друкер выделяет главные моменты направления анализа. Они включают в себя анализ:
- деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
- решений: какого вида решения будут приниматься и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
- отношений, т.е. определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер;
- лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать;
- влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
Распределение работ между отдельными позициями менеджмента. Этот этап включает в себя определение норм, технические приемы в рамках научных методов управления; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп. Здесь важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям
Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), т.е. коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника отдела (подразделения).
принципы, которые были сформулированы А.Файолем:
Единство управления..
Скалярный метод передачи полномочий. Полная и абсолютная ответственность означает право и передавать, делегировать часть полномочий другим лицам по линии руководства.
Единство подчинения. У любого служащего (работника) может быть только один руководитель.
Принцип соответствия. Делегированные полномочия должны соответствовать уровню ответственности
Масштабы управления. Число лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано.
Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
Принцип избирательности. Руководство должно получать лишь ту информацию, которая выходит за рамки плана и является исключительной
Дифференциация работы. Различные виды работ имеют разные характеристики, что необходимо учесть при создании организации.
Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация
Контроль за осуществлением операций. Эта функция должна быть поручена четко обозначенному для этой цели аппарату.
Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.
Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности; появлением новых технологий и ресурсов
Доступность всех уровней организации.
Место и роль подразделений в организационной структуре. Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления.
Методы распределения обязанностей по отделам. Они зависят от положенных в их основу признаков.
· Во-первых, по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
· Во-вторых, по функциональному признаку. Их число зависит от потребностей самой организации.
· В-третьих, по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие, осуществляет свою деятельность на территории разных районов.
· В-четвертых, на основе выпускаемой продукции имеет распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции, где другой метод привел бы лишь к усложнению структуры организации.
· В-пятых, на основе интересов потребителя. Особенно важно в тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором
Разновидности организаций
По степени формализации различают формальные и неформальные организации.
Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Таким образом формальная организация это – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижение общей цели или целей.
Неформальная– группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.
¦ По форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности. Это собственность на материально – вещественные и финансовые резервы и ресурсы.
¦ Виды организации различаются также по организационномупризнаку – положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.
¦ По хозяйственному признакувиды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др.
¦ По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т. к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.
¦ Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, – включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;
Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;
Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология.
¦ По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок и т.д Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.
Проектирование организации