Распределение функций в ЕГСЭМ
Федеральный орган | Функции |
Министерство природных ресурсов РФ и Госкомитет РФ по охране окружающей среды | Координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и зон их прямого воздействия; мониторинг недр (геологической среды, включая мониторинг подземных вод и опасных экзо- и эндогенных геологических процессов); организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсов и их использовании |
Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования РФ | Организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей водной среды; ведение государственного реестра данных о загрязнении окружающей природной среды |
Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству | Мониторинг земель |
Федеральное агентство лесного хозяйства РФ | Мониторинг лесов |
Федеральное агентство водных ресурсов РФ | Обеспечение создания и функционирования отраслевой системы мониторинга окружающей природной среды; мониторинг рыб, других водных животных и растений |
Госкомитет РФ геодезии и картографии | Осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем. |
Федеральное агентство по недропользованию РФ | Координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны и Федерального агентства по атомной энергии) |
Министерство здравоохранения и социального развития РФ | Мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения |
Министерство обороны РФ | Мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения |
Окончание табл. 8.1 | |
Федеральный орган | Функции |
Госкомитет РФ по вопросам развития Севера | Участие в развитии и функционировании в ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера |
Комитет по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ | Участие в разработке, развертывании и развитии ЕГСЭМ в части мониторинга подводных источников воздействия повышенной опасности в морях и внутренних акваториях на окружающую среду |
Минэкономразвития и торговли РФ, Минсельхоз РФ, Минпромэнерго РФ | Координация деятельности подведомственных предприятий и организаций отрасли (независимо от форм собственности) в области мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду |
долго- и среднесрочные прогнозы, включающие в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности;
краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней.
Стратегическое планирование природопользования имеет ряд специфических особенностей, обусловленных спецификой самого объекта планирования:
первая – объектом планирования выступают результаты взаимодействия производственно-хозяйственных и природно-экологических процессов. При этом далеко не все природные процессы, связанные с распространением и накоплением загрязнителей в окружающей среде, поддаются регулирующему воздействию со стороны человека, а многие из них до настоящего времени недостаточно изучены;
вторая – многообразие как средств воздействия на природу, так и последствий их применения на экономику страны. Снижение загрязнения среды может быть достигнуто за счет реализации федеральных и региональных стратегических программ, а также изменений в технологиях производства (например, внедрение малоотходных технологий, дающих наряду с уменьшением загрязнения выигрыш в полноте и комплексности использования природных ресурсов);
третья – преимущественно региональный характер этой сферы стратегического планирования. Границы зон загрязнения обусловлены изменениями природных условий и не всегда укладываются в рамки административно-территориального деления экономики;
четвертая – необходимость учета многообразных социальных эффектов от загрязнения среды, как кратко-, так и долгосрочного характера. Ближайшие во времени и более точно предсказанные социальные последствия загрязнения могут быть учтены в стратегическом планировании на основе подсчета экономических потерь от загрязнения. Значительно более сложной является проблема учета долгосрочных и труднопредсказуемых эффектов загрязнения окружающей среды (например, глобальное изменение климата, отдаленные генетические последствия загрязнения и т.п.).
3. Стратегическое планирование природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов предполагает широкое использование: методов системного анализа и синтеза; прогнозирование направлений и последствий использования компонентов природной сферы; разработку экономико-экологических программ федерального и регионального уровней.
Системный анализ и синтез призваны:
определить связи между природной средой и экономикой (функционирование систем хозяйственного природопользования, создание условий для производственной и другой деятельности – территория, водные ресурсы, ландшафт и т.п.). Часть систем хозяйственного природопользования (добывающая промышленность, сельское хозяйство и др.) формируют первичный сектор экономики и служат основой для дальнейшего преобразования сырья и удовлетворения определенных общественных потребностей;
оценить состояние производственных систем (степень использования природы, количество и характер отходов, наличие технологий для комплексной переработки ресурсов и т.д.);
определить структуру загрязнений, типы загрязнителей, классифицируемых по загрязняющим веществам, по производственным и территориальным системам и др.;
определить степень экологической техногенной нагрузки и степень самовосстановленной способности природных ресурсов.
Посредством составления эколого-экономических прогнозов устанавливаются возможные будущие побочные эффекты, которые появляются в результате реализации крупных экономических проектов. Должно быть определено, как реализация крупных проектов отразится на человеке, обществе и окружающей их среде. В комплексных программах отражается цикл мероприятий и их организационное, ресурсное, кадровое и прочее обеспечение по решению проблем охраны природной среды и экологизации производства.
Комплексные программы разрабатываются на различных уровнях: международном, национальном, отраслевом, территориальном. С помощью программ решаются следующие проблемы:
превращение линейных (открытых) производственных процессов в круговые (замкнутые);
целостное развитие экономико-экологических систем и сохранение равновесия в них;
освоение неиспользуемых сельскохозяйственных площадей;
использование потенциала вторичного сырья;
ликвидация и резкое уменьшение отходов деятельности производственных систем;
улавливание, хранение, превращение в полезные продукты и нейтрализация отходов и др.
Все естественные ресурсы классифицируются на три группы:
восполнимые – экологические ресурсы (растения и животные) и почвенное плодородие (для образования 1 см чернозема требуется от 300 до 1 000 лет в разных географических условиях). Восполнимость – понятие, охватывающее простое и расширенное воспроизводство (в том числе самовоспроизводство) и предполагающее необходимость сохранения какого-то минимума ресурсов для их воспроизводства;
невосполнимые – это почти все виды минеральных ресурсов (кроме некоторых солей, которые откладываются в водоемах). Главная задача – максимально полное извлечение и комплексное использование минерального сырья (при добыче нефти потери составляют до 56%, каменного угля – 40%);
неисчерпаемые – вода, воздух, некоторые энергетические ресурсы (солнечные, геотермические, термоядерные, приливно-отливные и т.д.).
Экологизация производства (важная сторона процесса качественного обновления всех структурных элементов национального хозяйственного комплекса) – процесс долгосрочный, поэтапный, с множеством входов, промежуточных событий и конечных результатов. Планирование мероприятий по охране природной среды и экологизации производства должно учитывать следующие важные моменты:
сохранение редких, уникальных, невозместимых, невосполняемых природных систем;
многократное использование (и многократное восполнение) вступивших в экономический оборот долговечных, исчерпывающихся ресурсов (фонд металлов и др.);
использование быстро восполняемых ресурсов (например, биоресурсов общества) посредством создания условий для их воспроизводства без экологической деформации;
переход к природопользованию с учетом будущих побочных и вредных эффектов по отношению к обществу и природной среде, осуществление мер по их устранению.
Замена невосполняемых, ограниченных, завезенных материалов и сырья восполняемыми, более дешевыми, местными, полученными из отходов и регенерированных веществ – одна из наиболее важных проблем экономического развития. Она связана с сохранением для будущих поколений определенных ресурсов. Изменения в структуре использования материальных ресурсов в перспективе должны радикальным образом изменить функционирование экономики и положительным образом отразиться на обществе и на окружающей природной среде. Деятельность по замене одного сырья и материалов другими, продиктованная дефицитом или их энергоемкостью, должна осуществляться на государственном уровне с помощью рыночных механизмов, комплексно охватывать разнообразные научно разработанные задачи.
Вопросы для самопроверки
1. Методы управления НТП.
2. Этапы научно-технического программирования.
3. Основной принцип финансирования научно-технической деятельности.
4. Состав финансирования НИОКР.
5. Блоки экологического мониторинга.
6. Объект стратегического планирования природопользования.
7. Классификация естественных ресурсов в системе макроэкономического прогнозирования.
8. Задачи стратегического планирования эксплуатации и защиты земельных ресурсов.
9. Показатель эффективности использования земельных фондов.
10.Показатели стратегического планирования балансовой эффективности продуктивности лесных запасов.
Контрольные вопросы
1. Сущность научно-технической стратегии и научно-технической поли-тики.
2. Характеристика и структура научно-технического программирования.
3. Правила научно-технического программирования.
4. Источники финансирования научно-технической и инновационной деятельности.
5. Характеристика системы государственного финансирования НИОКР.
6. Особенности финансирования прикладных научных исследований.
7. Система мониторинга окружающей среды.
8. Структура оценки окружающей среды.
9. Критерии оценки экологического мониторинга.
10. Классификация субъектов экологического мониторинга и их функции.
11. Методы и механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
12. Особенности системы стратегического планирования природопользования.
13. Системный анализ и синтез стратегического планирования природоохранных мероприятий.
14. Сущность процесса экологизации производства.
15. Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов.
16. Характеристика стратегического планирования природоохранных мероприятий: водных, воздушных и земельных ресурсов.
17. Сущность стратегического планирования методом балансового расчета запаса лесных фондов.
18. Стратегическое планирование добычи и сохранения рыбных ресурсов и минерального сырья.
19. Расчет стратегического запаса основного и вторичного сырья.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Глава 1
1. Совокупная деятельность хозяйствующих субъектов в условиях развития национальной экономики страны с точки зрения их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективах.
2. Менеджментом, экономической теорией, финансовыми науками, философией, социологией, политологией, статистикой и др.
3. Определение цели, анализ исходного состояния объекта, определение уровня потребностей, согласование объема и структуры потребляемых ресурсов.
4. Количественно-качественную оценку развития социально-экономических явлений и процессов в обществе.
5. В методах стратегического планирования.
6. Свойствами абсолютных и относительных значений.
7. Выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления.
8. Характеризуют процесс или явление на основе расчета удельных показателей изменения.
9. Методами социально-экономического анализа.
10. В разложении экономических систем на составные части с целью определения ведущих звеньев и ключевых проблем перспективного развития.
Глава 2
1. Долго-, средне-, краткосрочное планирование.
2. Нацелен на развитие производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства.
3. Нацелен на удержание существующих позиций предприятия на рынке и предупреждения банкротства.
4. Элементы общей среды – экономические, политические, технологические и социальные.
5. Методами – сканирования, мониторинга, прогнозирования среды.
6. Это идеальная картина будущего, которое может быть достигнуто при самых благоприятных обстоятельствах.
7. Цель, ради которой фирма существует и которая должна быть достигнута в плановом периоде.
8. Экономические и неэкономические.
9. Критериям – максимальной конкретизации, гибкости, измеримости, сопоставимости.
10. Отношение чистой прибыли к общей стоимости активов.
Глава 3
1. Функциональность, временные связи, сбалансированность, концентрация ресурсов, конкуренция и др.
2. Прогнозированием, оптимизацией, мотивацией, анализом, контролем, регулированием и др.
3. На длительный период.
4. Стратегии: концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста, сокращения.
5. Оценку запасов, распределение и использование совокупных стратегических ресурсов.
6. С переходом предприятий на предпринимательский (коммерческий) хозяйственный расчет.
7. Методы: бюджетного регулирования, многовариантного плана, гибкого подхода к оценке результатов и др.
8. Зависит от специфики и отраслевой принадлежности корпоративного предприятия, методов управления, экономического состояния, рыночной конъюнктуры и др.
9. Обеспечивает взаимоувязку и сбалансированность показателей развития организации.
10. Характеризуется применением диспозитивных норм.
Глава 4
1. В координатах объемного показателя производства (реализации) товарной продукции (работ, услуг) и времени.
2. Недостаток – не рассматривает уровень рыночного потребительского спроса.
3. Этапы: рождение, рост, зрелость, насыщение и спад.
4. Величиной коммерческого риска.
5. Конкурентные рыночные позиции.
6. Характеристики: привлекательности рынка, стратегического положения и др.
7. Способ снижения влияния на организацию внутриотраслевой конкуренции.
8. Является эксплерентом.
9. Лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.
10. Рассматривает стратегическую сегментацию, перераспределение и делегирование части административных функций, децентрализация плановой службы и др.
Глава 5
1. На основе плана производства и реализации продукции.
2. Оценивается объем и качество выпускаемой продукции.
3. Показателями: прибыли, рентабельности, фондовооруженности, фондоотдачи, фондоемкости и др.
4. В форме: инвестиций, издержек.
5. Сметные, плановые и отчетные.
6. Методы: исключения затрат, распределение затрат, комбини-рованный.
7. Прибыль товарной продукции, прибыль от внереализационной деятельности.
8. Положениями Налогового кодекса РФ ч. II гл. 25 «Налог на прибыль».
9. Отношением фактической стоимости ОПФ к среднегодовой их стоимости.
10. В фонды накопления, потребления, резервный (страховой фонд).
11. Методы: простых процентов, сложных процентов, снижающихся процентов.
Глава 6
1. Направления: инвестиционного, инновационного, конверсионного развития и диверсификация.
2. В условиях рыночной неопределенности и коммерческого риска.
3. Из внешних и внутренних финансовых ресурсов.
4. На развитие нового бизнеса.
5. Информационный обзор рыночной сегментации, перспективные цели и направления развития организации в освоении инноваций.
6. Инвестирование конкурентоспособных производств с последующим участием в распределении прибыли.
7. Фонд – рискоинвестора.
8. Реструктуризацию деятельности фирмы.
9. Экономический спад, кризис.
10. Образ основных производственно-хозяйственных процессов
фирмы.
Глава 7
1. В форме социально-экономического прогнозирования.
2. Планирования уровня жизни населения.
3. Государственный демографический прогноз.
4. Да.
5. Представляет удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
6. Равновесная и неравновесная модели описания функций спроса и предложения рабочей силы.
7. В расчете на 10 000 ед. населения.
8. Мероприятия по сохранению и наращиванию культурного потенциала государства.
9. Масштабы жилищного фонда, обеспеченность населения жильем, оборудование жилищного фонда и др.
10. Коэффициент использования подвижного состава, объем грузопассажирских перевозок, наполнение пассажиров на один машино-километр.
Глава 8
1. Применяются методы прямого воздействия и косвенного стимулирования.
2. Этапы – детализации целей, подбор исполнителей, ресурсообеспечение, оценка результатов.
3. Финансирование по приоритетным направлениям критических технологий.
4. Финансирование: фундаментальных, прикладных и внедренческих работ.
5. Биоэкологический, геоэкологический, биосферный.
6. Взаимодействие общественно-производственных и природно-экологических процессов.
7. Восполнимые, невосполнимые, неисчерпаемые.
8. Оптимальное распределение земель, повышение репродуктивности земельных угодий, противостояние образованию эрозии.
9. Удельная землеемкость капитальных вложений.
10. Валовая продуктивность леса, наличный запас, естественный отход, эффективный валовой выход и др.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Уважаемые студенты, прежде чем приступить к выполнению контрольных заданий, внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
Во-первых, необходимо определить вариант работы, что зависит от начальной буквы вашей фамилии:
А-В | Р-Т | |||
Г-Е | У-Х | |||
Ж-И | Ц-Ш | |||
К-М | Щ-Э | |||
Н-П | Ю-Я |
Замена одного варианта другим возможна только в исключительных случаях с разрешения кафедры.
Во-вторых, обратите внимание, что контрольные задания состоят из двух частей – теоретической и практической. Вопросы теоретической части охватывают четыре наиболее важных раздела дисциплины:
теория, методология и организация стратегического планирования;
макроэкономическое стратегическое планирование;
основы внутрифирменного корпоративного стратегического планирования;
стратегическое планирование деятельности предприятий и органи-заций.
Практическая часть включает методические функциональные задачи.
При выполнении контрольной работы вы должны: изучить рекомендуемую литературу, показать знание темы; проявить умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал. Недопустимо дословное переписывание текста учебных пособий и других опубликованных источников. По качеству контрольной работы преподаватель судит о том, как усвоены основные вопросы изучаемых тем, какие пробелы имеются в знаниях и в какой помощи вы нуждаетесь. Сделанные по тексту контрольной работы замечания и пожелания желательно учесть в процессе изучения дисциплины. Если у вас возникли затруднения при написании контрольной работы, вы вправе обратиться за консультацией к преподавателю в его консультационное время.
Рекомендуемые к изучению законодательные и нормативные акты вы можете найти в официальных изданиях таких, как: сборник законодательных актов РФ, собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, бюллетени нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Проблемные вопросы находят отражение в периодических изданиях: журналах «Вопросы экономики», «Экономист», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика», «Эксперт», «Финансовый вестник», «Проблемы теории и практики управления», «ЭКО: Экономика и организация промышленного производства», «Проблемы региональной экономики»; научных трудах Московского государственного университета (серия экономика), Санкт-Петербуского университета экономики и финансов, Уральского государственного экономического университета. Примеры зарубежного опыта решения отдельных вопросов вы можете почерпнуть из журналов «Менеджмент в России и за рубежом», «Экономика и управление в зарубежных странах», «Мировая экономика и международные отношения».
Работа должна быть написана литературным языком, грамотно и аккуратно. Не допускайте сокращений. Изложение начинайте с названия вопроса. Для возможных замечаний рецензента оставьте поля. В конце приведите список использованного материала и литературы. Работу подпишите и поставьте дату ее выполнения.
Контрольная работа оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», выполняется на бумажном носителе формата А4 в одном экземпляре компьютерным или рукописным способом на одной стороне листа. При написании (печатании) текста необходимо соблюдать следующие ограничения параметров страницы: поля слева –
20 мм, справа – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Рамки, ограничивающие текст, не вычерчиваются. Цвет шрифта – черный. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами по центру нижней части листа. Объем работы не должен превышать 20–25 рукописных или 10–15 машинописных страниц.
Тема 1. Плановое регулирование экономики
В рыночных условиях
Теоретическая часть
1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики.
2. Принципы и методы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.
3. Содержание стратегического планирования развития экономики.
Практическая задача
Рассчитать плановую смету затрат на производство и реализацию единицы продукции в плановом году на основе исходных данных (табл. 1):
Таблица 1
Расчет плановой сметы затрат на производство и реализацию
единицы продукции в плановом году
Статьи калькуляции | Сумма, тыс.р. |
1. Затраты на сырье и материалы 2. Топливо и электроэнергия на технические цели 3. Основная зарплата промышленно-производственного персонала (ППП) 4. Дополнительная зарплата ППП × (20%) 5. Обязательные отчисления во внебюджетные фонды – (26%) 6. Амортизационные отчисления × (20% к основной зарплате ППП) 7. Цеховые расходы (120% к основной зарплате ППП) 8. Общехозяйственные расходы (150% к основной зарплате ППП) 9. Прочие расходы (50% к основной зарплате ППП) 10. Производственная себестоимость 11. Внепроизводственные расходы (2%) 12. Итого полная себестоимость |
Тема 2. Опыт государственного планирования
Развития экономики
Теоретическая часть
1. Особенности развития общегосударственного бюджетного планирования.
2. Нормативно-методическое регулирование системы балансового планирования.
3. Перспективные направления развития стратегического планирования в бюджетной политике государства.
Практическая задача
Выполнить сводный расчет финансовых результатов производственного предприятия в плановом году (табл. 2):
Таблица 2
Сводный расчет финансовых результатов деятельности предприятия в планируемом году
Статьи калькуляции | Сумма, тыс.р. |
1. Валовая выручка организации от реализации продукции 2. Чистая выручка организации от реализации продукции 3. Затраты на производство и реализацию продукции (70% от п.2) 4. Прибыль от реализации продукции (25% от п.3) 5. Прибыль от прочей реализации 6. Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) 7. Балансовая (валовая прибыль) 8. Чистая прибыль 9. Платежи из чистой прибыли (погашение кредитных обязательств) 10. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 1 800 |