Производные (комплексные) функции управления
Любая управленческая задача по своей природе носит комплексный характер. В силу этого она может быть эффективно решена не в «пределах» какой-либо одной функции, а лишь с опорой на всю их систему и при обязательном условии их согласования. При этом «интересы» каждой из функций далеко не всегда согласуются между собой, а очень часто противоречат друг другу Например, осуществляя функцию мотивирования, руководство резко поднимает заработную плату на каком-либо участке. Это, однако, решая свою прямую задачу, резко осложняет иные функции — коммуникативную (возникновение вопросов и конфликтов в коллективе по поводу справедливости сделанного администрацией шага); организационную (в связи с увеличением издержек и возможной нехваткой финансовых средств для других подразделений) и т.д. Поэтому решение управленческих задач, в силу их комплексного характера, чаще всего носит компромиссный характер. Оно предполагает установление некоторого равновесия, баланса между степенью реализации каждой из функций. Следовательно, важнейшей особенностью управленческой деятельности является необходимость постоянного согласования, координации различных управленческих функций. Это требует реального учета их взаимовлияния друг на друга, предвидения возникающих последствий. Такая координация возможна лишь на основе наиболее обобщенной функции управления — интеграционной. Ее суть заключается в координации всех — частных и общих аспектов, задач, направлений управленческой деятельности и придании им более целостного и непротиворечивого характера.
Реализация этой функции предъявляет к руководителю наиболее сложные психологические требования: видеть организацию в целом; различать и выделять главные и ключевые ее «пункты»; комплексно учитывать последствия какого-либо управленческого воздействия, что предполагает наличие специфического интеллектуального качества — системности мышления руководителя.
Таким образом, интеграционная функция является по самой своей природе комплексной — организующей все иные функции управления. Она как бы «надстраивается» над ними, а в определенном смысле — из них состоит. Она поэтому является своеобразной метафункцией управления.
Интеграционная функция тесно взаимосвязана с другой метафункцией — стратегической. Граница между ними достаточно условна, поскольку они включают ряд общих элементов. Однако есть между ними и различия. Сущность стратегической функции определяется двумя основными ее особенностями.
Первая состоит в том, что стратегическая функция с содержательной стороны является реализацией процесса стратегического планирования. Она синтезирует поэтому все основные стратегические функции, начиная с целеобразования (определение миссии организации) и кончая организацией системы контроля за реализацией стратегических планов.
Вторая ее особенность состоит в том, что специфика управления на высших — стратегических уровнях иерархии - это «управление управлением», «руководство руководителями». При этом имеют место радикальные изменения задач высших руководителей. Из их деятельности практически полностью исключаются оперативные задачи, а частично — и тактические, но резко возрастает доля стратегических задач. Таким образом, стратегическая функция («общее руководство») определяется как «управление управлением», а не как управление исполнением.
Представительская функция обычно трактуется как самостоятельная и не относится ни к одной из основных групп функций. В качестве таковой она выделялась уже в одном из первых — ролевых — подходов к анализу деятельности руководителя Осуществляя эту роль, руководитель представляет интересы возглавляемой им организации и (или) группы на различных уровнях внутриорганизационной вертикали, а также и в различных взаимодействиях организации с внешним окружением. Например, начальник отдела представляет его интересы на уровне дирекции (внутриорганизационное представительство). Директор организации, участвуя в работе вышестоящих инстанций, представляет интересы уже всей организации (межорганизационное представительство).
В основе этой функции лежит своеобразный и интегративный по своей сути механизм. Это — механизм персонификации руководителем общеорганизационных интересов и целей, позиций членов организации, особенностей и традиций, присущих ей. Представительство — «олицетворение» руководителем организации будет тем эффективнее, чем в большей мере его позиция отражает основные характеристики возглавляемой им организации, все аспекты ее жизни и деятельности. Реализуя ее, руководитель должен поэтому персонифицировать в своей позиции всю систему функций управления.
Внутриорганизационное представительство должно быть подразделено на два вида — вертикальное (уже отмечено) и горизонтальное. Во втором случае руководитель представляет интересы его подразделения в многочисленных и очень характерных для внутриорганизационного функционирования контактах с другими — паритетными ему по уровню иерархии руководителями.
В психологическом плане все виды представительства имеют одну общую и важную особенность. Она заключается в принципиальной двойственности позиции руководителя при ее реализации. С одной стороны, осуществляя ее, руководитель обязан персонифицировать общие интересы, особенности, позиции возглавляемой им организации, отражать, выражать и отстаивать их. Он при этом не только сохраняет, но максимально воплощает свою позицию как члена одной определенной группы (организации). С другой стороны, он при этом выступает и реальным членом некоторой другой — более общей организационной структуры, в рамках которой он представляет свою организацию. Он вынужден подчиняться правилам и нормам этой структуры. Причем сила «давления» на него этой более общей структуры достаточно велика, так как она является иерархически главной по отношению к собственной организации руководителя. Он, включаясь в организацию высшего порядка, выступает уже не только и далее не столько как руководитель, сколько как один из ее рядовых членов (как подчиненный).
Все это и приводит к двойственности личной позиции руководителя при осуществлении представительской функции. Руководитель одновременно выступает членом двух принципиально разных групп и должен подчиняться двум разным системам норм и правил. При этом возникает довольно интересная с психологической точки зрения коллизия: один и тот же субъект одновременно является и руководителем, и подчиненным. Это ведет к противоречивости личностных самоощущений и поведенческих проявлений. Указанные позиции, роли далеко не всегда, а реально — очень редко гармонируют. Напротив, они часто противоречат друг другу и, более того, являются антагонистическими. Подобная двойственность, пограничность положения руководителя обозначается понятием маргиналъности его статуса. Этот статус порождает многочисленные психологические феномены маргинального поведения руководителя. Среди наиболее известных из них можно отметить, например, явление своеобразной инверсии общеуправленческого диктаторского стиля: известно, что чем более выражен диктаторский, авторитарный стиль руководства, тем в большей мере сам руководитель склонен подчиняться аналогичным воздействиям. Он легче становится в подчиненную — субдоминантную позицию в контактах с вышестоящими инстанциями. Это — феномен «отраженной авторитарности».
Другим явлением выступают маргинальные решения руководителя. Под воздействием вышестоящей организации руководитель принимает решения, касающиеся его собственной организации, с гораздо большим уровнем риска, нежели он сделал бы это, находясь внутри своей организации. Имеет место так называемый маргинальный сдвиг риска.
При реализации представительской функции особое значение имеют создание и поддержание имиджа руководителя, а также культура его речевого поведения. Внешнеорганизационный имидж руководителя формируется в том числе и его собственными усилиями. Однако большую, а иногда — определяющую роль в этом плане играет сформировавшийся «внутриорганизационный имидж». Его создателями и, главное, пропагандистами являются другие члены организации. Важность культуры речевого поведения определяется тем, что главной формой реализации представительской функции являются публичные выступления руководителя, участие его в совещаниях, собраниях различного типа.
Итак, интеграционная, стратегическая, представительская функции, а также другие, сходные с ними в плане комплексности строения функции — административная, стабилизационная и дисциплинарная — образуют заключительную — четвертую группу в общей системе функций управления.
Так, административная функция (от лат. administratio — управляю) представляет собой, по существу, всю совокупность организационно-деятельностных функций (первая группа), а сам процесс администрирования и выступает поэтому как развертывание их системы. Далее, стабилизационная функция также основывается на многих иных направлениях работы руководителя и функциях его деятельности. Все они интегрируются при этом специфической целью — сохранения устойчивости внутриорганизационного функционирования и обеспечения «выживания» организации в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Важность этой задачи обусловливает комплексность путей и форм решения. Она предполагает опору не только на административные функции, но и требует мероприятий по стабилизации персонала (кадровые функции), а также совершенствованию и обновлению технологии (производственно-технологические функции).
Наконец, дисциплинарная функция не сводится лишь к специальным мероприятиям по поддержанию дисциплины как таковой. Она предусматривает широкий спектр задач и функций создания высокой организационной культуры, являющейся наиболее действенным средством обеспечения положительной внутриорганизационной среды. Обеспечение организационной культуры одновременно смещает акценты при реализации дисциплинарной функции с ее контрольно-карательных средств на профилактические, предупредительные.
МОДУЛЬ 3