Производственно-технологические функции
Деятельность любой организации направлена, в конечном итоге, на создание определенных продуктов. Однако в любом случае каждая организация включает в качестве своего важнейшего компонента операционную систему. Она представляет собой те действия, которые направлены непосредственно на производство, на создание ее итогового продукта, имеющего реальную ценность для ее внешнего окружения. Все иные аспекты деятельности организации, в том числе и управленческие функции, служат задачам обеспечения операционной подсистемы — задачам производства товаров, услуг, знаний и пр. Для обозначения данного направления деятельности руководителя сложился ряд родственных понятий: производственная функция, технологические функции, функция оперативного управления производством, функция обеспечения операционной системы и др.
Поскольку любое производство предполагает необходимость его развития и модификации, то к этой же группе относится инновационная функция. Наконец, поскольку любое производство неотделимо от необходимости сбыта продукции, то в этой же связи рассматривается и маркетинговая функция.
В силу того, что производственно-технологические функции непосредственно направлены на реализацию действий по созданию итогового продукта, все они соотносятся с третьим основным «измерением» управленческой деятельности.
Мера представленности в деятельности руководителя системы производственных функций очень сильно и явно зависит от его иерархического положения в организации. Чем более высоким является это положение, тем в меньшей мере руководитель занят непосредственной реализацией производственных функций и оперативной работой и наоборот.
Любое производство характеризуется определенной последовательностью повторяющихся и стандартизированных производственных циклов (циклов изделия). По отношению к каждому из них реализуется и полный управленческий цикл: целеполагание, планирование, принятие решения, мотивации исполнения, организации исполнения, контроль и коррекция. Производственные функции являются поэтому комплексными, интегрирующими иные функции управления.
Основой производственно-технологической функции руководителя является оперативное управление, которое включает целый ряд важных аспектов. Это нормирование, координация, регулирование, диспетчеризация, материально-техническое и сырьевое обеспечение (а также еще более специализированные функции разнарядки работ, контроля сроков их выполнения, календарного планирования) и пр.
Нормирование — процесс разработки (как долгосрочной, так и ситуационной) научно и технологически обоснованных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормированию подлежат также и объемы работ, а не только их итоговые характеристики.
Координация — согласование заданий и времени их выполнения, распределенных между отдельными исполнителями (или подразделениями) с таким расчетом, чтобы их система и последовательность были непротиворечивы и оптимальным образом соответствовали общим целям производства.
Регулирование — процесс внесения необходимых изменений в существующие нормативы, в способы решения производственных задач, а также принятия оперативных мер по устранению обнаруживаемых отклонений в производственном процессе и возможной профилактики вероятных отклонений.
Диспетчеризация — общее (предварительное и текущее) распределение исполнительских обязанностей и их оперативное согласование по ходу производственного процесса между отдельными исполнителями и подразделениями в соответствии с существующей в организации системой их должностных и функциональных обязанностей и участков работ.
Все эти оперативные функции тесно взаимодействуют с другой функцией оперативного управления — материально-технического и сырьевого обеспечении.
Детальная характеристика системы производственных функций, их «технических» приемов и методов выходит далеко за пределы психологической проблематики. Она составляет в настоящее время самостоятельное и важное направление современной теории управления — производственный менеджмент — синтез стратегического и оперативного управления производством, организационного функционирования. К этой группе относятся еще две функции. Это — инновационная и маркетинговая функция.
Инновационная функция. Это не только внедрение новых, передовых технологий и оборудования, но и реорганизация структуры производства, изменение содержания организационного функционирования, выход на новые рынки сырья и продукции. Более того, это и смена идеологии управления, миссий и политики организаций, их имиджа в целом. Поэтому в самом общем виде инновационная функция определяется как управление развитием организации на основе текущего внедрения и перспективной разработки (и адаптации) новых средств и форм производства (технологий), а также новых форм организационного функционирования. Спектр инновационной проблематики включает и ряд аспектов, непосредственно связанных с психологическим содержанием управленческой деятельности. Это общая структура инновационного процесса как аспект содержания деятельности руководителя; психологические барьеры нововведениям; проблема личностных черт руководителей-инноваторов; факторы, способствующие инновациям. Инновационный процесс включает три основных этапа.
1 этап. Выявление потребности организации в нововведении и определение его типа. Данный этап заканчивается выработкой и принятием решения о нововведении.
II этап. Специальная работа по убеждению членов организации в необходимости нововведения. Она необходима по двум причинам. Во-первых, именно с их стороны возникают главные барьеры инновациям. Во-вторых, чем больше будет сторонников у нововведения и чем большее число людей вовлечено в сам этот процесс, тем эффективнее и общие результаты нововведений. Эта работа предполагает следующие мероприятия. 1. Выявить отдельных лиц и группы, чья приверженность переменам требуется для их осуществления (т.е. наиболее заинтересованных в них). 2. Определить, какая часть организации окажется решающей для обеспечения реализации изменений. 3. Выработать план завоевания приверженности нововведениям решающей части сотрудников. 4. Создать систему контроля за переменами. Данный этап можно считать завершенным, если у большинства наиболее авторитетных членов организации сформировано убеждение в необходимости инноваций.
III этап и последующие за ним мероприятия включают: поиск, предварительный и окончательный выбор конкретного нововведения соответствующего типа; формирование в отношении него у исполнителей позитивных установок; принятие решения руководством о «запуске» этого нововведения; пробное, а затем и полное внедрение нововведения, использование получаемого инновационного эффекта.
Основные причины сопротивления людей организационным нововведениям объединяются в три основные группы: экономические, личностные и социально-психологические.
К числу экономических причин относятся: а) боязнь безработицы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, уменьшения заработка; в) боязнь снижения социального статуса и основной заработной платы; г) боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.
Личностные причины: а) восприятие критики существующих методов работы как личной обиды; б) боязнь того, что приобретенные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; в) уверенность в том, что нововведения всегда приводят к усилению специализации, повышению монотонности труда и уменьшению чувства собственной значимости как участника трудового процесса; г) нежелание расходовать силы на переобучение; д) боязнь роста интенсивности труда; е) страх перед неопределенностью, обусловленной непониманием сути и последствий нововведений.
Социально-психологические причины: а) нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; б) стремление сохранить привычные социальные связи; в) боязнь, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой; г) неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; д) недовольство слабостью личного участия и незначительностью личной роли при внедрении нововведений; е) уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику, его товарищам по работе или обществу.
Основным психологическим механизмом сопротивления инновациям выступает явление реактивного сопротивления личности на внешние, а в особенности — на инновационно-принудительные воздействия. Психике присуща закономерность, состоящая в тенденции давать негативную реакцию на внешние воздействия как потенциально опасные и порождать ответное сопротивление этому воздействию.
Следующий важный психологический аспект проблемы инноваций — это особенности личности руководителей, позитивно относящихся к ним, а также некоторые, известные сегодня стандарты так называемого инновационного поведения руководителя.
К личностным особенностям руководителей-инноваторов относятся: стремление быть первым и, следовательно, предприимчивость; убежденность, что успех на рынке рождается в конкуренции — движущей силе предпринимательства; стремление к повышению качества продукции как залогу победы в конкурентной борьбе; установка на предоставление свободы творческой инициативе сотрудников и поддержку энтузиастов, чьим усилиям нововведения часто обязаны не только своим рождением, но и широким внедрением в жизнь; умение предвидеть возможные рыночные колебания и готовность в связи с этим к внутриорганизационным переменам, к ломке сложившихся управленческих структур (умение быть своего рода «социальными архитекторами».
В основе такого рода поведенческих установок лежит своеобразная личностная черта — мотивация новаторов: мотивация быть первым, ощущать себя победителем. Руководители, которых отличает эта особенность, характеризуются как «лидеры реорганизаций». Им, наряду с отмеченными выше, свойственны такие личностные качества, как мотивация на новизну, устремленность в перспективу, готовность к переменам, взгляд на будущее как на ценность (а не как на угрозу), самоактуализируемость и самодостаточность, склонность к риску, толерантность к неопределенности, заинтересованность в служебном росте («карьеровая мотивация»), высокий профессионализм, базовые личностные качества — радикализм, флексибильность, активность.
Психологическими факторами, содействующими успешности инновационных процессов, является система позитивных установок на нововведения. Основные из них формируются следующим образом.
— Привлечением членов организации к самому процессу обсуждения и планирования нововведений. Личное участие делает людей соавторами инноваций и более чем что-либо другое содействует в дальнейшем их реализации («эффект участия»).
— Организацией группового обсуждения нововведения и решения относительно него. Даже если это решение первоначально предложено лично руководителем, его затем следует подвергнуть групповому обсуждению и коллегиальному принятию.
— Эффективной и полной коммуникацией в организации, гласностью при подготовке нововведения, а также постоянным обменом информацией между администрацией и исполнителями.
— Создание общего инновационно-ориентированного климата в организации. Оно предполагает систематическую работу по формированию стойкого и становящегося постепенно привычным общественного мнения о неизбежности и позитивность. Инновационная мотивация имеет в качестве одной из своих главных психологических причин базовый мотивационный механизм личности, обозначаемый понятием мотивации достижения. О нем, так же как о понятиях самоактуализации и толерантности к неопределенности нововведений; о том, что «единственным постоянным фактором в нашей работе являются изменения».
— Обеспечение специфической установки «терпимости к неудачам». Формирование этих и других поведенческих установок обозначается понятием психологического обеспечения инновационных процессов.
Маркетинговая функция. В современном понимании маркетинг включает: изучение внутреннего и внешнего рынка, планирование товарного ассортимента, разработку мероприятий по наиболее полному удовлетворению потребителя, выявление неудовлетворенного спроса, планирование и осуществление сбыта, влияние на организацию и управление производством. Одним из определений маркетинга является, например, следующее: «Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».
Маркетинг включает ряд специализированных разделов, каждый из которых также достаточно обширен: производственный маркетинг, маркетинговое прогнозирование, стимулирование спроса (promotion), создание рынка продукции, реклама (в том числе и психология рекламы), а также другие направления.
Столь широкий спектр задач маркетинга обусловливает необходимость создания в структуре организаций специализированных подразделений (отделов, служб), предназначенных для их решений.
Необходимо выделить те основные направления, по которым руководитель реализует управление маркетингом.
Во-первых, маркетинг в широком смысле слова пронизывает все иные управленческие функции, а частично — и определяет их. Это относится к первой из основных функций — целеполаганию. Цель должна быть такой, чтобы ориентировать организацию на создание продукта, который можно в дальнейшем эффективно и прибыльно реализовать. Далее, все иные функции направлены, в конечном итоге, на обеспечение эффективности деятельности организации и, следовательно, на обеспечение возможно более высокого качества создаваемых ею продуктов. Однако именно качество является решающим маркетинговым фактором. Аналогичным образом инновационная функция также содействует успешному маркетингу. Она позволяет обновлять деятельность организации вслед за изменениями конъюнктуры рынка.
Во-вторых, основная задача руководителя при реализации маркетинговой функции состоит в создании соответствующих специализированных подразделений и координации их деятельности.
В-третьих, успешное решение маркетинговых задач определяется общим имиджем организации. В силу этого создание, поддержание и популяризация имиджа организации также являются предметом усилий руководителя. Особую роль в этом играет поведение руководителя при осуществлении его представительской функции.
В-четвертых, в последнее время, особенно в связи с понятием организационной культуры, большое внимание уделяется формированию специфической маркетинговой установки персонала — клиентурному поведению. Это — формирование и реализация таких норм их деятельности, которые ориентированы на запросы клиента (в широком смысле слова).
В связи с психологической проблематикой маркетинга в настоящее время сформировалась и быстро развивается специальная отрасль психологии — психология рекламы.