Функция контроля и коррекции
Наиболее общими, охватывающими все иные виды контроля, являются три его основных типа: опережающий (предварительный), текущий и заключительный. «Опережающий контроль» состоит в том, чтобы предвидеть и прогнозировать будущее функционирование; в том, чтобы основные усилия были сосредоточены не на исправлении, а на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций. Текущий контроль реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно приурочивается к концу любой технологической фазы процесса организационного функционирования. Заключительный контроль осуществляется после окончания определенных видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве, Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры.
Далее контроль подразделяется на частичный (выборочный, локальный, «точечный») и полный (общий, глобальный). В первом случае он затрагивает лишь некоторые, как правило, наиболее важные технологические операции и звенья.
По признаку систематичности выделяется выборочный («случайный») и плановый контроль. По признаку объема контроль может быть либо индивидуальным, либо групповым, либо общеорганизационным. По направленности контроль дифференцируется на результативный и процессуальный. По степени строгости выделяют также два типа контроля — количественный и качественный (экспертный). Если работа такова, что ее эффективность трудно или невозможно «изменить», проводится качественная оценка посредством метода экспертирования.
В любом процессе контроля необходимо наличие трех обязательных компонентов ( этапов). Это: разработка системы стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных результатов работы; осуществление вытекающих из этого сопоставления коррекционных мероприятий.
Этап разработки стандартов исполнения и определения оценочных критериев является продолжением и завершением фазы планирования. На нем устанавливаются два типа оценочных критериев — ориентиры по содержанию (качеству, производительности) и ориентиры по времени. Следующий этап — сопоставление реальных результатов со стандартами (критериями) является сердцевиной контроля в целом. Полное совпадение результатов и стандартов — это большая редкость и скорее исключение, чем правило. Поэтому возникает проблема выработки определенных границ их допустимых вариаций («диапазона стандартов», допусков).
Содержанием третьего этапа является реализация действий :
· В случае отсутствия отклонений или их нахождения внутри допустимого диапазона отпадает сама необходимость в каких-либо дополнительных — корректирующих действиях.
· Действия, направленные на устранение отклонений:
· Действия, направленные на пересмотр стандартов и оценочных критериев.
· Действия, составляющие основу специфического «корректирующего поведения». Они направлены не на исправление ошибки, а на человека, допустившего ее.
Главными являются следующие принципы организации контроля.
1. Стратегическая направленность контроля требует определения ключевых параметров функционирования организации и построения системы контроля на их основе.
2. Своевременность (оперативность) определяется необходимой мерой периодичности, которая должна быть такой, чтобы не допускать развития возникших отклонений до опасного или неприемлемого размера.
3. Гибкость контроля включает возможность изменения существующих систем контроля в целом; пересмотра стандартов и критериев; реагирования системы контроля на изменения внутри- и внешнеорганизационных факторов.
4. Ориентация на результат. Конечная цель контроля состоит не в обнаружении ошибок и наказании за них (это — средство), а в достижении общего результата.
5. Адекватность содержанию деятельности. Система контроля должна быть приспособлена к характеру деятельности конкретной организации.
6. Простота контроля, помимо экономичности, обеспечивает еще и психологическое преимущество.
7. Экономичность контроля определяется как отношение затрат на его реализацию к эффективности получаемых от него дополнительных результатов.
8. Объективность контроля: контроль должен базироваться на объективных (лучше всего — измеримых, количественных) показателях и не должен допускать политики «множественных стандартов» в отношении разных подразделений и (или) членов организации.
9. Контроль не должен ограничиваться инцидентами. Контроль — это норма, система постоянных мероприятий, и он не должен носить характер кампании или «тушения пожара».
10. Контроль не должен быть тотальным. Есть руководители, считающие, что все то, «что не прошло через их руки», вызывает недоверие. Такая установка на деле приводит к полной блокаде инициативы, самостоятельности исполнителей.
11. Контроль должен быть открытым, поскольку скрытый или непонятный контроль не только не выполняет мотивирующей функции, но напротив — либо вызывает раздражение и возмущение, либо приводит к отчуждению исполнителей от управленческого аппарата.
12. Контроль должен быть не только негативным, но и позитивным. Он должен не только выявлять недостатки, но и обращать внимание на успехи.
Коммуникативная функция
В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет.
Сущность коммуникативной функции руководителя и ее основная задача заключаются в обеспечении оптимального обмена информацией внутри организации между отдельными ее подразделениями и индивидами (а также — с внешним окружением). Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации.
Существует ряд классификаций типов коммуникаций в деятельности руководителя.
По признаку ориентации, направленности коммуникаций руководителя они подразделяются на внешнеорганизационные и внутриорганизационные. Внутриорганизационные коммуникации подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой обмен информацией между иерархическими уровнями организации, они делятся также на два основных типа — нисходящие (приказы, распоряжения, указания, предписания, установки, рекомендации, директивы и др.) и восходящие (в форме сигналов о событиях, оповещении о неблагополучии дел, официальных отчетов, неформального осведомительства и др.). Горизонтальные коммуникации - это коммуникации между паритетными подразделениями и их руководителями и между исполнителями. Традиционно коммуникации подразделяются на формальные и неформальные.
Организационные коммуникации подразделяются также по форме — по тому каналу, который в них используется. При этом выделяются устные (вербальные), письменные, комбинированные, визуальные, аудиоционные коммуникации, а также коммуникации через оперативную печать, через средства наглядной агитации и др.
Нормативная структура коммуникативного процесса включает семь основных компонентов: отправитель, сообщение (информация, подлежащая передаче получателю), получатель, канал коммуникации (средство, с помощью которого происходит передача сообщения, «шум» ( вся совокупность внешних и внутренних помех, искажающих информацию), обратная связь (информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятости сообщения), коррекция (изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю).
В своем развертывании процесс коммуникации проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, оформление идеи (кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи), сама передача (коммуникативный акт), декодирование (понимание смысла) сообщения получателем. Основные компоненты и этапы процесса коммуникации имеют стабильную — инвариантную последовательность. Благодаря обратной связи и коррекции она приобретает замкнутый — кольцеобразный характер.
«Барьеры» коммуникаций разнообразны, наиболее типичные и повторяющиеся из них следующие.
- Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности.
- Дцспозиционные ошибки обусловлены различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, вступающих в коммуникативный обмен.
- Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов.
- Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, т.е. многозначности и наличием ряда смысловых оттенков.
- Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения, пантомимика и т.д еще более многозначны, нежели вербальные.
- Неэффективная обратная связь и неумение слушать также является источником ошибок коммуникаций.
- Плохо сформулированное сообщение. «Туманность» распоряжений, их двусмысленность, наличие в них неопределенных понятий.
Потери информации в коммуникативных циклах включают два основных вида ошибок. Во-первых, если коммуникативное сообщение является слишком длинным, громоздким и сложным. В этом случае перегружается кратковременная память слушателя и возникают информационные потери (отсюда — требование лаконичности сообщений). Во-вторых, нисходящие вертикальные коммуникации, наиболее типичные для руководителя, образуют цепь, передаются от высшего руководителя на следующий по иерархии уровень до уровня непосредственного исполнения. Показано, что при каждой последующей передаче теряется или искажается около 30% информации.
Фальсификационные ошибки. Восходящие коммуникативные потоки имеют своими источниками не «беспристрастных» передатчиков, а конкретных людей. Наиболее типичным является предоставление подчиненным информации вышестоящему лицу в свете, благоприятном и для него, и для самого отправителя.
Преждевременная оценка. Эта ошибка связана с тем, что слушающий делает преждевременную эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания.
«Ошибки страха». Часто руководитель не получает истинную информацию от подчиненных или получает ее в искаженном и приукрашенном виде по причине страха подчиненных перед ним.
Для преодоления ошибок и «барьеров» действенным средством выступает соблюдение некоторых общих правил и принципов построения эффективных коммуникаций.