Функциональный подход к управленческой деятельности
Определение системы управленческих функций
Все управленческие функции классифицируются по четырем основным категориям, группам.
Первая группа — деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решения, коммуникация, контроль, коррекция.
Вторая группа — кадровые функции: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.
Третья группа — производственно-технологические функции: оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая.
Четвертая группа — производные (синтетические) функции: интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.
Функция целеполагания
Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.
Цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.
По признаку их отнесенности к тому или иному основному структурному подразделению предполагается разделение целей на производственные, финансовые, перспективные; кадровые, инновационные, исследовательские, административные.
Классификация по критерию временной перспективы предполагает выделение долгосрочных (перспективных), среднесрочных и краткосрочных целей. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют, как правило, «временной горизонт», равный пяти годам; среднесрочные — от 1 до 5 лет; краткосрочные — до 1 года.
По критерию их значимости выделяются три основных типа целей — стратегические, тактические и оперативные.
По их содержанию возможно выделение экономических, организационных, научных, социальных, кадровых, технических, политических и иных целей.
Цели подразделяются также на внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются «адаптация к конъюнктуре рынка», «создание своего потребителя»; вторых — максимизация прибыли или «стабилизация оптимальной внутриорганизационной среды».
По признаку очередности их реализации принято различать три группы целей — особо приоритетные (неотложные) — первоочередные — так называемые горячие, приоритетные и отсроченные.
Существует классификация целей на количественные и качественные. Примером количественных целей может быть «увеличение рентабельности в предстоящем году на 10%», а качественных целей — «проведение локальной структурной реорганизации административного аппарата».
По признаку их приуроченности к той или иной стадии «жизненного цикла» организации существует четыре категории целей: цели, связанные со стадией проектирования и создания системы управления; цели, связанные со стадией разбития («роста») системы; цели, связанные со стадией зрелого стабильного, устойчивого функционирования; цели, связанные со стадией завершения жизненного цикла системы.
Наряду с рассмотренными — общеорганизационными критериями классификации целей существует также три основных — психологических критерия их классификации. Во-первых, разделение целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это — глобальные (общеорганизационные), локальные (групповые) и индивидуальные цели. Во-вторых, различение целей по четкости и определенности их постановки на структурированные, четкие — так называемые хорошо определенные цели, и «размытые», неструктурированные цели. В-третьих, различают формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Формальное декларирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и станут реальными мотиваторами исполнительской деятельности.
Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эта связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием сети целей организации и может быть схематически представлена в виде так называемого дерева целей.
Цели должны соответствовать также следующим требованиям:
-«достижимость» (реалистичность), т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях, т.е. руководитель не может не учитывать реальные ограничения групп или отдельных индивидов в плане возможности выполнения целей. Для этого руководитель должен их, по крайней мере, знать и уметь учитывать
-обоснованность, понятности целей для тех, кто их будет реализовывать. Это — решающее условие трансформации нормативной (формальной) цели в реально принимаемую.
-взаимно-поддерживающий характер (согласованность). Реализация одной цели не должна мешать другой, а наоборот — способствовать этому.
- доступность целей проверке — контролю, а также последующих мероприятий и санкций по его результатам (требование верифицируемости, проверяемости).
Правила выработки и формулировки целей базируются на некоторых психологических закономерностях целеполагания.
- разведение понятий целей и задач. Цель хотя и должна быть конкретной, но одновременно должна предоставлять исполнителю известную свободу выбора путей ее достижения.
- цели должны представлять компромисс между общеорганизационными и индивидуальными (или групповыми) интересами.
- степень сложности целей не должна быть ни минимальной, ни максимальной, но и не так называемой средней, она должна быть чуть выше наличных возможностей ее исполнителей.
- соблюдение особой категории — количественных правил, норм при формулировке целей. Эти нормы бывают двух видов: временные и объемные. Временные устанавливают оптимальный срок (временную перспективу) для достижения целей. (временной оптимум составляет примерно 1 год). оптимальное число одновременно реализуемых целей - 4—5 синхронизированных по содержанию и времени выполнения целей.
Функция прогнозирования
Для раскрытия содержания функции прогнозирования необходимо обратиться к понятию внешней среды организации, которая представляет собой основной объект прогнозирования, и имеет два компонента — среда прямого и среда косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе такое же прямое влияние ее деятельности (трудовые ресурсы, поставщики, законы, деятельность учреждений государства, потребители, конкуренты).
Среда косвенного воздействия опосредованно сказываются на ней (состояние экономики, научно-технических достижений, социокультурные и политические факторы, международные события и др.)
Поскольку эти факторы тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены, это создает следующие характеристики внешней среды прогнозирования — взаимосвязанность, подвижность, сложность и неопределенность.
В теории управленческого прогнозирования ключевую роль играет понятие плановых предположений. Под ними понимается вероятное окружение (т.е. вся совокупность условий, факторов, обстоятельств), в котором будут реализовываться планы организации.
Существует несколько основных разновидностей плановых предположений. Так, они различаются по своей ориентации: это предположения относительно вероятных в будущем параметров внешней среды и относительно возможных будущих результатов собственного функционирования. Внешние плановые предположения подразделяются на три группы:
— предположения относительно общего окружения, куда входят прогнозируемые экономические, технологические, политические, социальные и этнические условия;
— предположения относительно состояния рынка продукции (спроса, услуг, конкуренции);
— предположения относительно состояния рынка факторов производства.
Внутренние плановые предположения касаются таких факторов, как объем капиталовложений, привлеченные инвестиции, изменение используемых технологий и средств труда, изменение оргструктуры управления, изменение квалификационных характеристик персонала и административного аппарата и др.
Внешние и внутренние плановые предположения могут быть двух основных типов — количественные и качественные.
Существует множество неконтролируемых, но хорошо прогнозируемых факторов (динамика роста численности населения) и контролируемых предположений (выход на новые рынки).
Плановые предположения могут иметь вид общих, или сводных (глобальных), прогнозов. Но они могут носить и более локальный характер, затрагивая либо какое-то подразделение организации, либо тот или иной показатель ее деятельности.
По параметру степени определенности, обоснованности плановые предположения подразделяются на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные).
В практике управления целесообразно различать первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (прогнозы) носят общий характер. Далее прогнозы детализируются и конкретизируются.
Плановые предположения могут быть как результатом индивидуальных усилий руководителя и так и результатом совместной деятельности какой-либо группы в составе организации (например, группы советников, экспертов по прогнозированию). Различают также долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные плановые предположения; при этом используется критерий временной перспективы прогнозирования.
На основе содержательного критерия можно выделить пять типов прогнозирования: экономическое технологическое, прогнозирование сбыта, прогнозирование развития конкуренции, социальное прогнозирование (направлено на предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом).
Разработаны специализированные методы прогнозирования, которые используются в управленческом прогнозировании. Эти методы включают три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования.
Основными количественными методами прогнозирования являются методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда) и каузального (причинно-следственного) моделирования. Метод анализа временных рядов выявляются тенденции прошлого и, далее, они как бы продлеваются на будущее. Каузальное моделирование (КМ) — способ прогноза посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными.
Качественные методы более многочисленны, но менее точны (метод «жюри», метод «совокупного мнения сбытовиков», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок, а также семейство дедуктивных методов).
«Сценарный» (скриптовый) метод позволяет частично решить основную задачу прогнозирования — задачу оптимального сочетания «жесткости» прогнозов и их необходимой гибкости, изменяемости под влиянием принципиально непредсказуемых ситуационных факторов внешней среды.
2.3.4. Функция планирования
В более узком и специальном значении планирование рассматривается как этап управленческого цикла, локализующаяся между этапами прогнозирования и организации исполнения.
Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта. Во-первых — это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это — планирование по содержанию. Во-вторых — хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это — планирование по времени, или процессуальное планирование. В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором — когда они это должны делать и в какой последовательности.
Содержание процесса планирования в его расширенной версии — как стратегического планирования — включает несколько основных этапов:
· определение миссии организации;
· формулировка основных целей организации, конкретизирующих избранную миссию;
· анализ внешней среды;
· управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации («внутриорганизационная диагностика»);
· изучение стратегических альтернатив (включая и формулировку системы плановых предположений);
· выбор стратегии;
· реализация стратегии (включая разработку основных средств ее реализации, в качестве которых служат тактика, политика, процедуры и правила действий по осуществлению стратегии);
· последующий контроль и оценка эффективности реализации стратегии.
Существует четыре основных типа стратегических альтернатив, каждый из которых включает ряд вариантов. Это — стратегии ограниченного роста, роста, сокращения, а также комбинированная стратегия развития. Стратегия ограниченного роста характеризуется установлением «целей от достигнутого», скорректированных с учетом прогнозируемого изменения обстоятельств. Она характерна для зрелых отраслей бизнеса с развитой технологией и представляет собой наиболее легкий и удобный (и наименее рискованный) путь развития.
Стратегия роста предполагает выбор установки на значительное превышение уровня производства над достигнутым в предшествующий период. Она является второй по частоте выбора; используется, прежде всего, в новых, нетрадиционных и наиболее динамично развивающихся отраслях. Она характеризуется большей рискованностью, чем первая, но одновременно — и большими потенциальными возможностями. Стратегия сокращения наименее часто выбирается руководителями; к ней прибегают, как правило, как к вынужденному средству при неблагоприятных внешних и внутренних условиях (ее поэтому еще называют стратегией «последнего средства»). Она характеризуется во всех ее вариантах одним общим признаком: уровень планируемых целей является более низким, нежели уровень достигнутого в прошлом. Она реализуется в трех основных вариантах: ликвидация; «отсечение лишнего» (частичная ликвидация тех или иных подразделений, филиалов, сфер деятельности); сокращение и переориентация. Крупные организации в планировании своей деятельности используют, как правило, комбинированную стратегию, включающую сочетание всех трех стратегических альтернатив.
Существуют различные классификации типов планов. Так, различают:
· долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование;
· планирование взаимодействий с внешней средой и внутриорганизационное планирование;
· планирование качественных изменений и количественных показателей;
· глобальное (общеорганизационное) и локальное (относящееся к какому-либо подразделению) планирование;
· «жесткое» и «мягкое» (гибкое) планирование;
· «первичное» и «вторичное» планирование (во втором случае планы составляются не на основе оценки наличной ситуации, а на основе плановых предположений относительно ее изменения в ближайшей перспективе);
· детерминистское (рационалистическое) и стохастическое (вероятностное) планирование.
Наряду с этим различают типы планирования в зависимости от того, на деятельность каких подразделений и сфер деятельности организации оно направлено: финансовое, маркетинговое, технологическое, кадровое планирование.
Функция организации
Под функцией организации понимается общий прогресс создания определенной организационной структуры, т.е. выбор типа этой структуры, ее дифференциация на подразделения в соответствии с целями и задачами.
Под организацией понимается функциональное разделение и последующая координация основных видов работ между индивидами в управляемой системе. Это — построение согласованной системы обязанностей, прав, полномочий исполнителей и руководителей; определение их функциональных ролей и их согласование в рамках избранной организационной структуры.
Ключевую роль в реализации организационной функции играют процессы делегирования. Понятием делегирования обозначается передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Предметом делегирования являются полномочия. По своей сути они являются ограниченным правом распоряжаться ресурсами организации и использовать усилия других сотрудников. Делегироваться могут как собственно полномочия, так и право на выполнение заданий, видов работ. Полномочия по своей сущности есть единство прав и обязанностей, представляемых возможностей (средств) и принимаемой ответственности.
Процесс делегирования полномочий, его объем и сложность определяются, в основном, иерархическим уровнем руководителя. Руководители низшего звена (supervisors) непосредственно организуют исполнительскую деятельность и не имеют дополнительных уровней управления между собой и исполнителями. Они поэтому осуществляют не делегирование полномочий, а делегирование прав на выполнение тех или иных работ.
Руководители среднего и высшего уровней управления делегируют уже, в основном, полномочия. Они тем самым организуют не только исполнение, но и управление.
Делегирование полномочий как основа организационной функции осуществляется при соблюдении ряда организационных принципов делегирования .
· Скалярный принцип. Чем более четкой является линия полномочий от высшего руководителя до каждого подчиненного, тем более эффективными оказываются система внутриорганизацион-ной коммуникации и функционирование предприятия в целом.
· Принцип делегирования. Полномочия, делегированные отдельным управляющим, должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить возможность получения ожидаемых результатов.
· Принцип абсолютной ответственности. Ответственность, которую несут подчиненные перед своим начальником за результаты своей работы, является абсолютной, а начальники не могут уклоняться от ответственности за организацию деятельности подчиненных.
· Принцип паритета полномочий и ответственности. Ответственность за действия не может быть больше той, которая вытекает из делегированных полномочий, но не должна быть и меньше.
Функция принятия решений
В настоящее время и в теории управления, и в теории принятия решения существует два основных подхода. Нормативный подход исследует эти процессы при абстрагировании от субъективных, психологических факторов и направлен на разработку правил, процедур — идеальных способов и «рецептов» принятия решения. Дескриптивный подход, напротив, требует учета этих факторов как основных и ставит своей основной задачей исследование не того, как должны приниматься решения, а как это реально происходит.
Понятием факторов управленческих решений обозначаются основные параметры внешней и внутренней среды организации, оказывающие на них наиболее сильное влияние. Они включают разнопорядковые факторы: производственно-технологические, социально-экономические, субъективно-психологические, культурные, демографические и др. Все они разделяются на внешне- и внутриорганизационные и воздействуют на реализацию функции принятия решения.
Три интегральных параметра среды принятия решения (сложность, динамичность, неопределенность, а также такая ее характеристика, как конфликтность) характеризуя различные ее стороны, действуют синхронно и осложняют процесс принятия решения. В связи с этим управленческие решения приобретают ряд специфических особенностей, главной из которых является их компромиссность.
В теории управления существует ряд способов описания так называемого стандартного, т.е. нормативного, процесса выработки управленческих решений. Он включает следующие этапы.
1. Определение проблемной cитyaциu. Оно предполагает диагностику — выявление ситуации как таковой; определение ее «зоны»; установление взаимосвязей с другими сторонами деятельности; характеристику особенностей ее содержания; выявление ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения в ней. Здесь дается ответ на три исходных вопроса: что имеем? чего необходимо достичь? в чем трудности перехода от наличного к желаемому?
2. Анализ содержания проблемной ситyaцuu, включающий три основных аспекта. Первый: информационный анализ ситуации с целью уменьшения ее неопределенности. Второй: определение основных «ограничивающих факторов». Третий: формулировка основных требований к решению — его критериев.
3. Формулировка альтернатив включает в себя поиск, выявление, а также генерацию новых, возможных выходов из проблемной ситуации.
4. Oценка альтернатив по системе сформулированных критериев и в соответствии с основными целями деятельности.
5. Выбор альтернативы является основным этапом во всей структуре нормативного процесса управленческого решения .
6. Реализация принятого решения. После выбора альтернативы необходима разработка специальных процедур, направленных на ее осуществление.
7. Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.
Типология организационных решений включает следующие основные категории: запрограммированные (могут быть предвидены заранее и реализуются в стандартных ситуациях) и незапрограммированные.
По признаку функции управления выделяются; целевые, прогностические, плановые, мотивирующие, контрольные, организационные, коррекционные, производственно-технологические решения.
По признаку исходной неопределенности ситуации управленческих решений и соответственно процессы выбора в них подразделяются на структурированные и неструктурированные («хорошо определенные» — «плохо определенные»).
Другая классификация базируется на психологическом критерии и включает три типа решений: интуитивные решения; решения, основанные на суждениях; рациональные решения.
По признаку инновационности дифференцируются рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения.
По признаку содержания также выделяются запрещающие, разрешающие и конструктивные решения. Наиболее обобщающей типологией форм управленческих решений является их разделение на две основные категории: индивидуальные и коллегиальные. Существует несколько основных стратегий коллегиально принимаемых решений — мажоритарная (стратегия простого большинства); стратегия консенсуса; стратегия «навязанного выбора», когда руководитель хотя и корректирует свое мнение с учетом коллегиальных факторов, все же право на окончательное решение оставляет за собой.
Функция мотивирования
Необходимость мотивирования является прямым следствием разделения труда в условиях совместной деятельности. В качестве реальных мотиваторов выступают те блага, которые работник получит за выполнение своих обязанностей как «частичного» работника.
Существуют различные концепции мотивации исполнительской деятельности. Выделяется три основных подхода к общей трактовке природы мотивации работника. Эти подходы (теории) получили условное обозначение «теория X», «теория У» и «теория Z» (Д. МакГрегор, О. Шелдон, В. Оучи).
«Теория X» базируется на следующих положениях:
- людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе; она не выступает для них мотиватором и, если можно, они стараются ее избежать;
- в силу этого людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе — держать под угрозой наказания;
- «среднему человеку» присуще стремление избежать ответственности и желание, чтобы им руководили;
- люди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду;
- люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать.
«Теория У», разработанная как своеобразный противовес «теории X», основывается на совершенно иных тезисах:
- людям изначально присуща потребность реализовывать умственные и физические усилия для выполнения какой-либо работы; это так же естественно, как отдыхать или играть;
- контроль и угроза — не единственные средства мобилизации усилий.
- человеку своействен также и самоконтроль, и саморуководство;
- цели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей;
- человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе;
- само содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности;
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и стремятся проявлять свою индивидуальность.
«Теория Z» в значительной мере является развитием «теории У» с учетом современного (особенно японского) опыта менеджмента. В ней формулируются следующие принципы максимально полного использования мотивационного потенциала работника:
- гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
- создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме1;
- необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям,
- максимально частые контакты между ними;
- гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников;
- создание атмосферы общей ответственности;
- предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику;
- особое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали», т.е. к неформальным связям.
Выбор той или иной теории руководителем определяется общим стилем его деятельности. Так, авторитарный (директивный) стиль базируется на «теории Х»; демократический — на «теории У», «партисипативный» (соучаствующий) — на «теории Z».
Широкое распространение в практике управления получила двухфакторная теория Ф. Херцберга. В этом исследовании основные мотивы подразделены на две главные и принципиально отличные друг от друга группы — на «факторы гигиены» и «факторы-мотиваторы». Суть первых состоит в том, что они снимают или уменьшают неудовлетворенность человека работой, но сами по себе не способны повысить степень его удовлетворенности ею. К числу таких факторов Ф. Херцберг отнес: условия труда, общую политику фирмы, степень непосредственного контроля за работой, заработную плату, характер отношений с коллегами и руководством, отсутствие частых производственных стрессов, регулярное информирование о состоянии дел в организации. К «факторам-мотиваторам» относятся: возможность достижения успеха в работе, возможность продвижения по службе, признание результатов работы и их публичное одобрение, наличие высокой степени ответственности, возможность повышения уровня профессиональной компетентности, сложность и интересность работы, разнообразие и гибкий темп работы, участие в планировании работы и др.
Из теории Ф. Херцберга следует очень важный для оптимизации функции мотивирования вывод. Он получил оформление в понятии программ обогащения труда. Обогащение труда предполагает такую организацию работы, при которой она дает почувствовать исполнителю сложность и важность порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за задания, ощущение того, что человек выполняет отдельную и самостоятельную работу.
Наряду с ними существуют и иные теории мотивации деятельности. Они, однако, связаны уже не только с мотивацией исполнительской деятельности, а непосредственно с мотивацией управленческой деятельности. Это — «концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу; «теория ожидания» В. Врума; «теория справедливости»; модель Л. Портера и Э. Лоулера; «теория трудовых инвестиций»; концепция «трудового вызова»; теория мотивации достижения Дж. Аткинсона и Л. МакКлелланда.
В настоящее время существует два основных подхода к организации функции мотивирования — комплексно-методический и адаптационно-организационный.
Первый из этих подходов включает комплекс четырех основных групп методов, направленных на оптимизацию мотивационного потенциала работы.
1.) Экономические методы основаны на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения за исполненную работу.
2). Целевой метод базируется на двух важных психологических закономерностях. Во-первых, придание целям четкой и ясной формы само по себе приводит к повышению мотивации. Во-вторых, большей мотивирующей силой обладают обычно более трудные цели, нежели легко достижимые. 3). Метод проектирования и перепроектирования работ («обогащение труда»). Одним из главных правил перепроектирования является привлечение работника к участию в планировании работы. «Богатой» в мотивационном отношении работе присущи следующие основные черты: 1. Ответственность: работник отвечает за результативность. 2. Достижения: работник считает, что он выполняет важную работу. 3. Контроль над ресурсами: работа предполагает контроль исполнителя над расходованием ресурсов. 4. Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы. 5. Профессиональный рост: возможность повышения уровня квалификации. 6. Условия труда: возможность контроля работника над условиями труда.
Другим вариантом «обогащения» является концепция «характеристик работы» Д. Хакмэна и Г. Олдхэма, согласно который высококвалифицированным может быть лишь труд, обладающий следующим набором особенностей: разнообразие, законченность, значимость, самостоятельность, пихологический комфорт, возможность личностного и профессионального роста, отсутствие антимотиваторов.
4) Метод вовлечения работников (партисипативный метод) основан на идее возможно более полного привлечения исполнителей к самому процессу организации его труда и управления им. В этом случае имеет место явление, называемое в психологии феноменом «размораживания потенциала субъекта труда», возрастает профессиональная зрелость работников, их способность и готовность к труду.
Специфика адаптационно-организационного подхода состоит лишь в том, что система мотивирующих воздействий как бы распределяется по основным фазам трудовой деятельности — начиная от приема на работу и связанной с этим профессиональной адаптацией и кончая завершающими этапами профессиональной карьеры.
Фрустрационные состояния выступают в роли «антимотиваторов» — негативных факторов работы и составляют одну из их категорий. Другие категории антимотиваторов — это несоблюдение факторов гигиены (по Ф. Херцбергу). В связи с общей организацией функции мотивирования важным является вопрос соотношения позитивных и негативных мотивационных факторов («антимотивов»). Существуют очень большие индивидуальные различия в чувствительности к положительной и отрицательной стимуляции, а также в субъективном «отклике» на нее в плане изменения производительности. Показано также, что в целом более эффективным является положительное мотивационное управление, а наиболее негативный вариант — это отсутствие как положительного, так и отрицательного мотивирования (феномен «полного невнимания»).