Характеристика первого этапа развития психологии менеджмента
Дата | Индивидуум или группа | Вклад в развитие психологии менеджмента |
4000 лет до н.э. | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля. |
3000 до н.э. | Шумеры | Письменность, регистрация фактов. |
2600 лет до н.э. | Египтяне | Децентрализация и организация управления. |
1800 лет до н.э. | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установления минимальной заработной платы. |
1600 лет до н.э. | Египтяне | Централизация в управлении. |
1490 лет до н.э. | Евреи | Концепция организации, скалярный принцип, принцип исключения. |
1100 лет до н.э. | Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля. |
500 лет до н.э. | Менциус | Признание необходимости систем и стандартов. |
350 лет до н.э. | Платон | Определение типов власти, формулировка принципа специализации. |
325 лет до н.э. | Александр Великий | Создание штаба. |
20 год н.э. | Иисус Христос | Золотое правило, человеческие отношения. |
284 год | Диоклетиан | Делегирование полномочий. |
900 год | Аль-Фараби | Требования к руководителю |
1436 год | Венецианцы | Учет издержек производства, чеки и балансы для контроля, метод конвейера, управление кадрами, стандартизация. |
1500 год | Томас Мор | Специализации, анализ недостатков плохого руководства. |
1525 год | Макиавелли | Осознание принципа массового согласия, признание управления искусством, описание техник управления, определение качеств руководителя |
1776 год | Дж. Стюарт | Истоки теории власти. |
1776 год | Адам Смит | Применение принципа специализации, концепция экономического человека, концепция контроля, расчет оплаты труда. |
1799 год | Эли Уитни | Использование методов исчисление себестоимости, контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей. |
1800 год | Джеймс Уатт Маттеус Бултон Сохо | Стандартные операции, спецификация, планирование, стимулирование заработной платой, страхование, Рождественские праздники и премии для служащих. |
1810 год | Роберт Оуэн | Ответственность за подготовку рабочих, строительство жилья для рабочих. |
1820 год | Джеймс Мил | Анализ трудовой мотивации. |
1855 год | Генри Пур | Принципы организации. |
1856 год | Даниэль К. МакКаллум | Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. |
1886 год | Генри К. Меткалф | Искусство и наука менеджмента. |
Наука об управлении
Научный этап возник с появлением научных школ. М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури выделяет пять школ: научного управления, административная, человеческих отношений, поведенческая, количественная.
Научное управление (1885-1920): создатели – Тейлор (scientific management) рабочий-инженер - директор Бетлихемской сталелитейной компании, Френк и Лилиан Гилберт, Эмерсон. Тейлор проводил наблюдение, замеры, анализ, которые были направлены на совершенствование операций ручного труда, определение его основных компонентов. По полученной информации он изменял операции, устраняя лишние, непродуктивные движения. При этом использовались стандартные процедуры и оборудование. По сравнению с более ранней системой управления новый подход дал феноменальный выигрыш. Тейлор ввел понятие человеческий фактор. При этом он, игнорируя социальную природу индивида, был сторонником механического подхода к роли человека в организации (человек как фактор - элемент процесса, придаток машины). С целью заинтересовать работников ввел сдельную заработную плату. Новая система управления позволяла обеспечить возможность небольшого отдыха, неизбежных перерывов в производстве. Время, выделенное на определенное задание, определялось более реалистичным и справедливо установленным способом. Им были выделены управленческие функции обдумывания и планирования, которые дифференцировались от фактического выполнения работы. Он считал, что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредотачивается на том, что она делает лучше всего. Тейлор разработал три принципа:
· принцип функциональной дифференциации (группировка задач для формирования индивидуальных рабочих мест, письменные инструкции, то есть задания со способами их выполнения);
· специализации (работа каждого по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции);
· материальные заинтересованности.
Решающая роль в разработке Тейлором научного управления сыграла концепция «экономического человека». Он также предлагал проводить профессиональный отбор и обучение.
Супруги Френк и Лилиан Гилбертизучали профессиональные приемы, определяли с помощью изучения движений наилучший способ работы для каждого рабочего и для каждого вида труда. Они интересовались проблемой трудоспособности инвалидов войны. Критикуя метод хронометража Тейлора, они разработали метод анализа движения с помощью киносъемки.
Эмерсон – организатор и рационализатор промышленности, инженер. Поставил вопрос в более широком аспекте, то есть об организации рабочего места. Занимался проблемой повышения эффективности отдельного работника. Предложил 12 принципов производительности труда:
· четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала;
· здравый смысл;
· компетентная консультация, то есть привлечение специалистов для постоянного совершенствования системы управления;
· дисциплина – четкое распределение функций, обязанностей, поощрений и наказаний;
· справедливое отношение к персоналу, лучше работаешь, лучше живешь, произвол исключен;
· обратная связь – быстро, надежно, полноценно учитывать и контролировать действия и продукцию, нарушения ведут к сбою в системе управления;
· порядок и планирование работы;
· нормы и расписания - знание и учет резервов. Умение реализовать их на деле. Избегание неоправданных затрат, потерь времени, материалов, энергии ведет к сокращению усилий, которые ведут к минимальному результату;
· нормализация условий. Нужно создавать машины и технологии, дающие человеку возможность создавать больше и лучше;
· нормирование операций в соответствии с состоянием и заработком;
· письменные, стандартные инструкции освобождают мозг для инициативы, изобретений и творчества;
· вознаграждение за производительность. Ввод системы оплаты труда с учетом времени и умения выражаемого в качестве.
Классическая или административная школа (20-е - 50-е годы XX века). Основоположник Анри Файоль. Если Тейлор и Гильберт начинали как простые рабочие, то Файоль имел непосредственный опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. Поэтому Анри Файоля считают отцом менеджмента. Файоль разработал рациональную систему управления организацией, определив основные функции менеджеров. Главный вклад Файоля - рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. Второе значение работ Файоля касалось построения структуры организации и разработки 14 принципов управления работниками. Принципы управления:
· разделение труда;
· полномочия и ответственность;
· дисциплина;
· единоначалие;
· единство направления (каждая группа действующая в рамках одной цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя);
· подчиненность личных интересов общим;
· вознаграждение персонала;
· централизация;
· скалярная цепь (это ряд лиц стоящих на руководящих должностях);
· порядок;
· справедливость;
· стабильность рабочего места для персонала;
· инициатива;
· корпоративный дух.
Школа науки управления (количественный подход). Психология менеджмента до Второй мировой войны была недостаточно связана с математикой, статистикой, инженерными науками. Однако во время второй мировой войны для эффективного использования истребителей в Англии при массированных ударах немцев, максимально эффективной высадки союзников в Европе начали применяться математические методы, в частности метод исследования операции. В дальнейшем исследование операций начало широко применятся и в менеджменте. Позднее появляется метод математического моделирования, который широко используется при решении сложных управленческих задач. Наибольший вклад в развитие науки управления сыграла кибернетика.
Психология менеджмента за рубежом.
За рубежом психология менеджмента возникла в рамках менеджмента с появлением двух школ: школы человеческих отношений и поведенческой школы.
Школа человеческих отношений (1930-1950). С появлением этой школы, собственно говоря, возникает психология менеджмента за рубежом, так как начинают принимать участие психологи в решении проблем менеджмента. Эта школа возникла как критика на механистический подход. Основоположником этой школы является Элтон Мейо – специалист по индустриальной социологии и социальной психологии. Он говорил, что «обесчеловеченный» труд перестал доставлять людям радость. Мейо проводил знаменитые эксперименты на заводе Вестерн электрик в Хотторне (хотторнские эксперименты). Он один из предвестников гуманистической психологии. Сформировал доктрину человеческих отношений, Он считал, что если руководство проявляет заботу о работнике, то и уровень удовлетворенности трудом возрастает, а это и влечет повышение производительности труда. Разработал базовые положения своей доктрины:
1. Человек существо социальное и ему нужно работать в группе. Поведение можно понять и предсказать на основе анализа групповых взаимоотношений. Группа существует при взаимном общении в процессе достижения цели, без чувства общей цели и интереса в качестве связей, группа не существует.
2. Все члены группы придерживаются в своем поведении групповых норм. Принятие решения осуществляется человеком как членом группы, а не как индивидом. Групповые нормы – это идеи, сформировавшиеся в умах членов группы, определяющие что делать и что ожидает в данных сложившихся обстоятельствах. Идеи являются нормами, если они подкрепляются групповыми санкциям.
3. Выполнение задания скорее определяется групповыми нормами, чем физическими возможностями.
4. Руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Мейо предложил понятие неформальной группы (симпатия/антипатия), сплоченности группы, благоприятной атмосферы, удовлетворенности своим трудом. Он анализировал влияние группы на поведение, мотивацию и ценности индивида, средства общения и способы передачи информации, специфику речи.
Поведенческая школа– одна из ранних психологических школ наряду с психоанализом. Ее основоположниками в области психологии менеджмента являются Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг. Они изучали аспекты социального взаимодействия, профессиональной мотивации, характера власти и авторитета, оптимальной организационной структуры, коммуникации, лидерства. Ими предложены методы налаживания межличностных отношений, оказания помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук, построения и управления организациями, повышения успешности функционирования организации за счет эффективного использования человеческих ресурсов. Этот подход стал настолько популярен, что почти полностью в 60-е годы XX века распространился на все области управления, организации. Однако в дальнейшем, как и большинство ранних школ, перестал существовать как единственно наилучший путь. Идеи этого подхода в дальнейшем были конкретизированы в 80-ые годы XX века в концепции человеческих ресурсов в США Уотерманом и Питерсом.