Проектирование структуры организации.
В системе управления фармацевтической службой организация является основным элементом, на который направлены управляющие воздействия. В теории управления выявлены основные требования, предъявляемые к группе людей, претендующих называться организацией: 1) хотя бы два человека должны считать себя частью данной группы; 2) должна быть, по крайней мере, одна общая для всех членов группы цель; 3) в группе должны быть люди, которые намеренно работают вместе для достижения значимой для всех цели.
Любая организация имеет характеристики, такие как ресурсы (материальные, финансовые, персонал, информация); зависимость от внешней среды, на изменения которой организация должна реагировать и с которой существует прямая и обратная связь; горизонтальное разделение труда, т.е. разделение всего объема работы на составные части, в результате которого в организации образуются подразделения; вертикальное разделение труда, которое приводит к созданию уровней управления или иерархии управления (как правило, выделяются уровни с руководителями высшего звена, среднего звена, низового звена и работниками); необходимость управления — для реализации целей организации необходимо последовательное выполнение всех управленческих функций.
Построение организации, или организационное проектирование, связано с реализацией функции управления, которая так и называется организация или организовывание (organizing).
Организация — деятельность по формированию оптимальной структуры управления, а также распределение работы, закрепление прав, обязанностей, ответственности.
Под структурой организации понимают логическое взаимоотношение уровней управления и подразделений, построенных так, чтобы достичь целей организации. С течением времени, под воз действием внешней среды в организации появляются новые цели и функции, следовательно, должна изменяться и ее структура.
К внешним факторам, от которых зависит структура организации, относятся политика государства в области здравоохранения и фармации, приватизация аптечных предприятий, появление предприятий новых организационно-правовых форм и др. К внутренним факторам, обусловленным изменениями в самой организации, относятся появление новых функций и технологий, убыточность аптечного производства и др.
Все организационные структуры условно делятся на две группы: иерархические и органические.
Характерными признаками традиционных, иерархических структур являются присутствие нескольких уровней (иерархии уровней) управления и наличие у каждого подчиненного только одного начальника. В таких структурах исповедуется сокровенный закон бизнеса: наличие цепочки команд, порождаемых одним боссом.
Иерархические структуры называемые линейными, включают подразделения, непосредственно связанные с производством или реализацией фармацевтической продукции. Например, отделы аптеки являются линейными подразделениями. При выделении отделов аптеки используются разные подходы (принципы). Классическим принципом деления на подразделения является выделение отделов, соответствующих функциям организации. Другими принципами являются разделение отделов по видам продукции, по типам потребителей, по географическому признаку. Выбор принципа, по которому выделяются подразделения, зависит от того, что является главной целью организации.
Кроме линейных, в иерархических организациях могут существовать штабные (административные) структуры. Штабные подразделения создают условия для работы линейных структур, контролируют их деятельность, выполняют консультационные функции. В крупных аптечных организациях могут быть организованы отделы кадров, финансовый, юридический, маркетинга и др. В аптеках штабные функции выполняют руководитель, бухгалтер, экономист. Современная организация — это линейно-штабная структура.
Органические структуры легче, чем иерархические приспосабливаются к новым условиям. Организациям с органической моделью структур присуща децентрализация, коллегиальность в принятии решений. В таких структурах у подчиненного может быть несколько руководителей, отвечающих за различные разделы работы или проекта. Такие организации создаются для проведения научных исследований или решения конкретных задач.
В менеджменте для обозначения процесса деления организации на блоки, которые могут называться отделами, подразделениями, отделениями или секторами используется термин департаментализация.
Вторая составляющая процесса организации связана с распределением работы между людьми. Для этого выделяются виды деятельности, процессы, операции. Существуют рекомендации по организации рабочих мест в аптечных организациях. Распределение работы производится между руководителем аптеки и его заместителями (вертикальное разделение труда), а также между подразделениями аптеки (если они есть) или между отдельными сотрудниками (горизонтальное разделение труда).
Нормативно-право ним и документами, в которых определены права, обязанности и ответственность специалистов являются типовые положения и стандарты. Результаты распределения работы, а также определение и закрепление прав, обязанностей и ответственности каждого работника фиксируются в функционально-должностных инструкциях (ФДИ).
Структура, или модель, каждой аптечной организации должна быть приспособлена к се целям, ценностям и условиям внешней среды. Любые изменения в фармацевтических организациях необходимо тщательно прогнозировать и экономически обосновывать, чтобы обеспечить эффективность работы в условиях непрерывно меняющейся среды.