Формы управленческого поведения
Низкий уровень:«Не хотят работать, не умеют работать» (низкая квалификация, недобросовестные работники)
Форма управленческого поведения- «Авторитарное указывание»
1. четкие указания, что и как делать, инструктаж;
2. постоянный контроль работы;
3. когда необходимо - наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы.
Средний уровень:«Хотят работать, но еще не умеют работать» (недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны).
Форма управленческого поведения– «Популяризация»
1. указания, инструктаж в популярной форма (наставничество, совет, рекомендации, дается возможность и самостоятельность проявить);
2. регулярный контроль работы;
3. уважительное, доброжелательное отношение;
4. интенсивное общение (оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы);
5. когда необходимо – приказывайте;
6. вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо – наказывайте.
Хороший уровень:«Хотят и умеют работать» (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы). Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности, и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим
Форма управленческого поведения– «Участие в управлении»
1. проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам советуйтесь с ними;
2. поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний, предложений;
3. предоставляйте больше ответственности;
4. ограничивайте прямые указания и контроль;
5. создавайте системы самоконтроля сотрудников;
6. ставьте цели, не уточняя способ их достижения;
7. широко общайтесь;
8. вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу.
Высокий уровень:
«Хотят и умеют работать творчески» (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники)
Форма управленческого поведения– «Передача полномочий»
1. ставьте проблему, проясняйте цели и достигайте согласия по отношению к ним;
2. предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для самостоятельного решения проблемы;
3. избегайте вмешательства в дела;
4. самоуправление и самоконтроль у сотрудников;
5. если вас просят, оказывайте поддержку;
6. серьезно реагируйте на просьбы.
Планирование работы менеджера
Самое главное в работе – это найти свой личный стиль, он будет самым лучшим. А следующие правила и принципы могут послужить импульсами для составления распорядка дня, но они не носят характера обязывающих рекомендаций
Все организационные принципы можно условно разделить на три группы:
Начало дня
Ø Начинать день с позитивным настроением (для каждого дня нужно находить какое-нибудь позитивное начало, т.к. тот настрой, с которым приступаете к предстоящим задачам, имеет немаловажное значение для будущих успехов и неудач).
Ø Хорошо позавтракать и без спешки - на работу (старт с точностью до наоборот очень легко может испортить настроение на целый день).
Ø Начинать работу нужно в одно и то же время (человек – пленник привычек, а таким образом можно поддерживать себя “в кондициии” и приступать к работе в определенное время дня).
Ø Перепроверка плана дня (это нужно для того, чтобы переоценить степень важности и срочности, поставленных накануне целей и задач, т.к. план на день должен быть реалистичным).
Ø В начале – ключевые задачи (начинать нужно с дел, имеющих больший приоритет).
Ø Приступать без “раскачки” (различные социальные контакты, типа приветствий, обсуждения последних новостей, нужно перенести на менее напряженное время).
Ø Согласовывать план дня с секретарем (т.к. секретарь является важнейшим партнером менеджера, (когда речь идет о создании оптимальных условий для деятельности), то с ним нужно согласовать все сроки, приоритеты, цели, и тогда он будет эффективнее работать и оградит от всех ненужных помех).
Ø Утром заниматься сложными и важными делами (когда возникнут текущие дела и разного рода отвлечения, уже не получится уделить достаточно времени на важнейшие вопросы).
Основная часть дня
Ø Хорошая подготовка к работе (ею можно существенно рационализировать и сэкономить общее рабочее время).
Ø Влиять на фиксацию сроков (установленные ранее сроки принимаются безоговорочно; но нужно стараться, обговаривая сроки, которые плохо укладываются в собственные планы, приспосабливать их к своим интересам, тем самым получая альтернативные варианты).
Ø Избегать действий, вызывающих обратную реакцию (перепроверяйте все свои акции(согласование сроков, визиты, письма, телефонные разговоры) с точки зрения их необходимости и опасности ответной реакции).
Ø Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы (отвлечение на так называемые срочные обстоятельства приводит к забвению на более или менее длительное время первостепенных задач, а это влечет за собой дополнительные затраты времени и средств).
Ø Избегать незапланированных импульсивных действий (импульсивное отклонение от разработанного плана снижает производительность, поскольку не соблюдаются установленные приоритеты).
Ø Своевременно делать паузы/соблюдать размеренный темп (нужно рассматривать паузы не как трату времени, а как подзарядку энергией во время отдыха; но злоупотреблять ими тоже нельзя, может исчезнуть способность к концентрации).
Ø Небольшие однородные задачи выполнять сериями (необходимо расправляться с мелочами (телефонные звонки, “летучки”, диктовка писем, чтение корреспонденции), объединяя однородные задачи в блоки).
Ø Рационально завершать начатое (отвлечение от основной задачи стоит немало времени, т.к. по возвращении к ней приходится вновь повторять уже проделанное; вследствие такого нарушения систематичности в работе существенно ограничиваются способности к творчеству и решению проблем).
Ø Использовать временные промежутки (не оставляйте незаполненными незапланированные промежутки времени, уходящие на ожидания и на “холостые ходы”, используйте их с наибольшей пользой).
Ø Работать антициклично (в течение более спокойного дообеденного периода старайтесь решать самые важные из запланированных задач; “беспокойный” период используйте для выполнения дел, запланированных “про запас”; ниже приведен график, на котором показано течение типичного рабочего дня в конторе).
Ø Выкраивать спокойный час (необходимо каждый день резервировать одного спокойного, или закрытого, часа, в течение которого никто не будет беспокоить – это время для себя; используйте это время для важных, но не срочных дел, носящих долговременный характер, например для повышения уровня квалификации).
Ø Контролировать время и планы (наряду с отслеживанием своего времени, необходимо перепроверять свои планы дня с точки зрения выполненных задач, установления новых приоритетов).
Конец дня
Ø Завершать несделанное (завершение небольших начатых дел, отсрочка которых может привести к дополнительным затратам труда, например просмотр корреспонденции).
Ø Контроль за результатами и самоконтроль (сравнение намеченного в распорядке дня объема работы с реально выполненной).
Ø План на следующий день (нужно разработать план на следующий день с установлением целей, приоритетов и т.п.).
Ø Домой с хорошим настроением (Нужно радоваться предстоящему заслуженному отдыху после трудового дня).
Ø Каждый день должен иметь свою кульминацию (в смысле позитивного образа жизни важно осознать, какое качество и какую ценность имеет каждый день для жизни менеджмента; нужно каждый прожитый день по возможности делать в целом удавшимся днем).
Составление планов дня с помощью различных методов
Дневной план представляет собой последнюю и одновременно самую важную ступень в системе планирования времени, конкретное воплощение поставленных целей. В нем устанавливается, какие задачи и дела должны быть выполнены в течение соответствующего рабочего дня, причем к предусмотренным ранее, запланированным прибавляются непредусмотренные.
Контрольные вопросы:
1. В чем различие между управлением и лидерством?
2. Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерство?
3. Дайте определение власти.
4. Дайте краткое описание концепции баланса власти между руководителями и подчиненными.
5. Каковы существуют стили управленческого поведения?
6. Назовите формы управленческого поведения хорошего и высокого уровней.
Тема №12: Применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
План лекции:
1. Понятие информационной технологии
2. Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.
1. Понятие информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Таблица 1. Сопоставление основных компонентов технологий производства продуктов
Материальных | Информационных |
Подготовка сырья и материалов | Сбор данных или первичной информации |
Производство материального продукта | Обработка данных и получение результатной информации |
Сбыт произведенных продуктов потребителям | Передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решений |