Краткий курс лекций по менеджменту
учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования
Омск – 2009
Рецензенты:
Субботина И.В., преподаватель высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж»
Попова О.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора по МР БОУ НПО ПУ-49;
Виноградченко Н.Н. Краткий курс лекций по менеджменту. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2009. - 109 с.
Краткий курс лекций по менеджменту предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины и раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Лекции | |
Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм | |
Тема №2. Функции менеджмента | |
Тема №3. Организация. Признаки, структура, законы организации | |
Тема №4. Управленческие решения. Типы решений. Методы и этапы принятия решений | |
Тема №5. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования | |
Тема №6. Система мотивации труда | |
Тема №7. Управление рисками | |
Тема №8. Управление конфликтами в коллективе | |
Тема №9. Психология управления личностью. Психология управления коллективом. Власть и лидерство | |
Тема № 10. Этика делового общения. Виды делового общения | |
Тема №11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | |
Тема №12. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности | |
Вопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент» | |
Список литературы |
Введение
В условиях формирования в России рыночных отношений происходит переоценка и интенсификация управленческой деятельности разнообразных по масштабам, организационно – правовым формам и функциональной направленности предприятий и организаций. В связи с этим радикально меняются требования к профессиональной подготовке специалистов, которые в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования должны не только освоить основы теории и практики современного управления, но и сформулировать соответствующий образ мышления, овладеть элементами управленческой культуры поведения и самоопределения.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины.
Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством. Содержание материала пособия подбиралось автором с учетом многогранности менеджмента как науки, чрезвычайно большого объема связанной с данной дисциплиной информации, а также в соответствии с требованиями ГОС, лежащими в основе учебного планирования по данной дисциплине. При этом исходным моментом является четкое представление студентов о роли и месте менеджмента в различных областях деятельности, процессе принятия и реализации управленческого решения, психологии управления личностью и коллективом, формах делового общения. При написании пособия использовалась литература, описывающая зарубежный опыт менеджмента, а также учитывались особенности и специфика российского менеджмента.
Курс лекций содержит материал, раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Каждая тема лекции построена следующим способом: сначала идет план лекции, затем – само содержание и контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Объем материала по каждой теме представлен несколько шире, чем излагаемый на соответствующей лекции преподавателем, что дает возможность использования дополнительной информацию в процессе выполнения самостоятельной работы студентами, а также проведения практических занятий и способствует закреплению пройденного материала.
Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
План лекции:
1. Понятие менеджмента
2. Развитие теории и практики менеджмента
3. Научные подходы к менеджменту
4. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности
5. Цели и задачи управления организациями
6. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.
Понятие менеджмента
«Менеджмент» как термин связан с английскими словами «to manage» (заведовать, управлять, руководить, ранее – «умение объезжать лошадей») «manager» (заведующий, правитель). [27]
Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .[19]
Довольно часто управление трактуется как функция любых организованных систем (биологической, социальной или технической), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание некоторого режима их деятельности и реализацию их программ и целей.
В настоящее время существует более 200 определений менеджмента.
Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с наибольшей эффективностью». В последнее время растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).
Специалисты структурируют основные элементы управленческого процесса. Те, на которые направлена эта деятельность, формируют объект управления, характеризующийся наличием пространственных границ и временных рамок своего функционирования.
Генератор управленческой деятельности определяется как субъект управления, в составе которого может быть отдельный человек или группа людей. Важно учитывать, что при официальном характере управления его субъект (и организационно, и юридически) оформляется в виде определенной должности или совокупности должностей, в целом образующих так называемое подразделение управления.
При этом от субъекта управления надо отличать субъект управленческой деятельности, которым оказывается исключительно физическое лицо. Так в акционерном обществе в качестве субъекта управления можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а качестве объекта – производственные
подразделения, субъектами управленческой деятельности считают при этом руководителей разных уровней и исполнителей.