Можно рассмотреть несколько подходов к стилю руководства, под которым мы будем понимать преобладающий метод воздействия на подчиненных.
Если в основе рассмотрения лежит одна характеристика – взаимоотношения «руководитель – подчиненный», то различают три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Их особенности видны из следующей таблицы:
Управленческие ситуации | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Либеральный стиль |
Принятие решений | единоличное | на основе консультаций | по указаниям сверху |
Они доводятся | приказом, распоряжением | предложением | просьбой, упрашиванием |
Инициатива подчиненных | допускается | поощряется | полностью им передается |
Подбор кадров | не допустить возможных конкурентов | ориентация на деловых и знающих | стихийный |
Отношение к знаниям | сам все знает | учится и требует этого от других | безразличное |
Отношение к подчиненным | жесткое | доброжелательное, но требовательное | мягкое |
Основной метод воздействия | наказание | поощрение | нет четкой ориентации |
Таким образом, авторитарный руководитель разделяет теорию «Х» Дугласа МакГрегора (1906 – 1964), суть которой, как уже шла речь ранее, сводится к тому, что обычный человек не любит работу, его можно побудить лишь наказанием, он предпочитает, чтобы им управляли, имеет низкие амбиции, желает безопасности. Руководитель демократического типа более склонен к теории «Y», в соответствии с которой работа для человека так же естественна, как игра или отдых, он ориентируется чаще на вознаграждение, стремится к большей ответственности.
По мнению многих исследователей руководители, отнесенные к одному из перечисленных стилей, не в состоянии полностью перестроить себя, поэтому одномерный подход достаточно груб и не отражает изменений, происходящих с течением времени в руководстве организацией. В последнее время широко распространились так называемые "многомерные" подходы к определению стиля руководства. В их основу полагает не одну, а несколько характеристик руководителя. Так, в соответствии с концепцией Роберта Блэйка и Джейн Мутон, разработанной в университете штата Огайо (США), стиль руководства определяется одним из полей "управленческой решетки", координатами которой служат две характеристики: "забота о производстве" и "забота о человеке". Каждая из этих характеристик определяется в баллах от 1 до 9, причем минимальное значение они имеют при полном отсутствии качества, а максимальное - при его высоком значении. Таким образом, стиль конкретного руководителя может определяться одной из 81 клеток "решетки".
Забота о человеке | 9 | |||||||||||
8 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Забота о производстве | ||||||||||||
Дадим некоторые характеристики по отдельным полям:
1.1. Минимальное внимание к результатам производства и к людям, руководитель ориентирован на достижение личных целей (страх перед бедностью) и быстро терпит крах.
9.1. Достигается крупный производственный результат без всякого внимания к нуждам и запросам людей (авторитет – подчинение).
1.9. Заинтересованное отношение к людям, создается дружественная атмосфера, темп производства зависит от настроения людей (дом отдыха).
5.5. Наиболее часто встречающийся в современных условиях стиль, дающий удовлетворительные результаты, среднюю удовлетворенность работой у людей, склонность к компромиссам, торможение в развитии творческих идей.
9.9. Идеальный и трудно достижимый стиль, дающий самые высокие результаты, благодаря заинтересованности всех сотрудников в достижении общей цели (команда).
Самоменеджмент
Самоменеджмент – управление собой, которое, прежде всего, выражается в умении распределять время, организовывать свое рабочее место. Вот как выглядит структура распределения рабочего времени в процентах у американских и российских менеджеров (табл. 13):
Таблица 13
Характер затрат времени | Американские менеджеры | Российские менеджеры |
Разговор по телефону | ||
Работа с документами | ||
Поездки и осмотры | ||
Незапланированные работы | ||
Запланированные совещания, заседания встречи |
Можно сделать вывод, что распределение времени соответствует состоянию дел в системе управления экономикой США и России.
Наши менеджеры вынуждены в три раза больше времени тратить на поездки и осмотры объектов организации с целью контроля, в два раза меньше уделять времени работе с документами, что говорит о недостаточном владении ими информацией. Около трети рабочего времени уходит у наших руководителей на всякие незапланированные дела, что вызвано отчасти нестабильностью в экономике, а также недостаточным умением работать в экстремальных ситуациях.
Отсюда вытекает необходимость целесообразного использования своего рабочего времени российскими руководителями. Для этого полезно вести его хронометраж. Руководитель в течение определенного времени, скажем, рабочей недели, скрупулезно отмечает все виды своей занятости и указывает затраченное на них время. Затем проводит анализ по таким примерным направлениям:
– обдумывание проблем, разработка документов, принятие решений;
– руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, консультирование, разрешение конфликтов);
– прогнозирование и планирование на перспективу;
– подготовка совещаний, выступлений, различных мероприятий;
– контроль за деятельностью подчиненных;
– осуществление внешних коммуникаций (переговоры, конференции и т.д.
На основе хронометража проводится диагностика рабочего времени, определяются виды деятельности, на которые время затрачивается впустую или которые можно с успехом передать для исполнения подчиненным.
Первая обязанность руководителя – планировать свое время, для этого, прежде всего, составляется перечень дел и выделяется примерное время для их выполнения, затем намечается их рациональная очередность, а далее планируется распределение этих дел по дням недели. Практика показывает, что до 40 % времени необходимо резервировать на непредвиденные и текущие дела.
Самый важный план – дневной. На день нужно брать не более десяти проблем, причем три из них – первостепенные. Над ними следует работать в утренние часы, как наиболее продуктивные. Набросок плана на следующий день лучше делать вечером.
Особо важно также оборудование рабочего места руководителя. Оно должно быть доступно для общения с людьми, располагать необходимой мебелью. С другой стороны, должно быть комфортным, так как интеллектуальный труд требует создания условий, не отвлекающих руководителя на посторонние заботы. В-третьих, оно должно включать современный набор организационной техники: компьютер, ксерокс, факс и др.