Двухфакторная теория Ф. Герцберга
Гигиенические факторы: • Условия труда • Заработная плата • Политика компании • Правила и межличностные отношения | Мотиваторы: • Достижение • Признание • Ответственность • Возможности для роста • Продвижение по службе |
Теория приобретенных потребностей (Д. Макклеланд)
Практическое задание
Оцените свои потребности
Если вы можете ответить «да» на поставленный вопрос, поставьте галочку в соответствующей клетке.
Вопросы | ||
1. | Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решение возникающих проблем? | |
2. | Предпочитаете ли вы задачи средней сложности, предполагающие умеренный, взвешенный риск? | |
3. | Нуждаетесь ли вы в обратной связи? | |
4. | Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или ситуациях? | |
5. | Отдаёте ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям? | |
6. | Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые у вас складываются с окружающими? | |
7. | Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны? | |
8. | Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения? | |
9. | Пытаетесь ли вы оказывать влияние на людей и контролировать их? | |
10. | Стараетесь ли вы занять позицию лидера в группе? | |
11. | Получаете ли вы удовлетворение, когда убеждаете других людей в чём-то? | |
12. | Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком? |
- Ответы «да» на вопросы 1 – 4 показывают, в какой степени у вас выражена потребность в достижении.
- Ответы «да» на вопросы 5 – 8 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность в признании.
- Ответы «да» на вопросы 9 – 12 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность во власти.
Рассмотрим, как высокий уровень потребности в достижении, в признании и во власти соотносится с основными характеристиками работы и какие сферы деятельности позволяют лучше проявить себя людям, имеющих высокий уровеньэтих потребностей.
Потребность | Характеристики работы, в которой проявляется данная потребность | Предпочитаемые профессии, сферы деятельности |
Высокая потребность в достижении | Высокая ответственность Перспективная работа, бросающая вызов возможностям работника | Работа там, где оплата жестко увязана с достигнутым результатом или оплата на комиссионной основе, когда работник должен полагаться только на свои силы (страховой, рекламный, торговый агент) |
Высокая потребность в принадлежности к группе | Необходимость высокого уровня сотрудничества среди членов группы. Основными элементами оргкультуры являются дружественная атмосфера, групповая (командная) работа | Во всех профессиональных группах, предполагающих работу в коллективе, высокий уровень сотрудничества с другими членами коллектива (например, социальные работники, спортивные команды) |
Высокая потребность во власти | Чёткая организационная структура, возможность проявлять власть, самостоятельность, брать на себя ответственность и оказывать влияние на других людей | Военачальники, политики, руководители разного уровня |
Тест на выявление преобладающих мотивов
Обведите кружком цифру, отражающую степень вашего согласия с утверждением:
+3 – совершенно согласен; | -1 – скорее не согласен, чем согласен; |
+2 – в основном согласен; | -2 – в основном не согласен; |
+1 – скорее согласен, чем не согласен; | -3 – совершенно не согласен. |
0 – не могу сказать, согласен или нет; |
Утверждение | Вариант ответа | ||||||||||||
1. | Работникам, очень хорошо выполняющим свою работу, следует давать особые ( отдельные) надбавки к заработной плате | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
2. | Наличие чётких правил и инструкций помогает работникам избежать аварий и ошибок в работе | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
3. | Работникам следует напоминать, что они смогут сохранить рабочее место лишь при условии конкурентоспособности компании | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
4. | Руководители должны уделять серьёзное внимание условиям, в которых работают подчинённые | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
5. | Руководителям следует обращать особое внимание на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
6. | Для большинства людей большое значение имеет признание их особых личных достижений в работе | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
7. | Для высоких рабочих результатов всегда важно, чтобы работник встречал понимание и поддержку со стороны других членов коллектива | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
8. | Работники хотят, чтобы их навыки и возможности были максимально полно задействованы в работе | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
9. | Важным фактором, удерживающим работников в компании | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
10. | В каждой работе можно найти возможности для творчества и инициативы | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
11. | Многие работники стремятся выполнить свою работу как можно лучше | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
12. | Руководству следовало бы проявлять большую заботу о людях, организуя различные мероприятия во внерабочее время | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
13. | Для многих работников важным стимулом является возможность полнее раскрыть в работе свой потенциал | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
14. | Гордость за свою работу действительно является важным стимулом для многих людей | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
15. | Отношения в неформальных рабочих группах являются очень важными для достижения высоких рабочих результатов | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
16. | Оплата труда работников должна зависеть только от их рабочих результатов – кто не работает, тот не ест | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
17. | Для работников важна возможность прямого диалога с вышестоящим руководством | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
18. | Работники должны иметь возможность планировать собственную деятельность и принимать самостоятельные решения | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
19. | Для работников важнее всего уверенность в завтрашнем дне | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
20. | Хорошее оборудование определяет отношение работника к своему рабочему месту и к организации | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | |||||||||||
Потребность в самоактулизации | Потребность в уважении | Потребность в принадлежности | Потребность в безопасности | Базовые потребности | |||||||||
ИТОГО | ИТОГО | ИТОГО | ИТОГО | ИТОГО | |||||||||
Отметьте значком Х на соответствующей шкале полученную сумму баллов (из строки «ИТОГО»).
Самоактулизация | -12 | -10 | -8 | -6 | -4 | -2 | +2 | +4 | +6 | +8 | +10 | +12 | |
Уважение | -12 | -10 | -8 | -6 | -4 | -2 | +2 | +4 | +6 | +8 | +10 | +12 | |
Принадлежность | -12 | -10 | -8 | -6 | -4 | -2 | +2 | +4 | +6 | +8 | +10 | +12 | |
Безопасность | -12 | -10 | -8 | -6 | -4 | -2 | +2 | +4 | +6 | +8 | +10 | +12 | |
Базовые потребности | -12 | -10 | -8 | -6 | -4 | -2 | +2 | +4 | +6 | +8 | +10 | +12 |
Низкий уровень Высокий уровень
Проанализировав полученные результаты, вы увидите, какой удельный вес вы приписываете каждой из потребностей в иерархии А. Маслоу.