Раздел II. Теоретико-методологические основы теории менеджмента
Содержание деятельности менеджера
Менеджер – это человек, осуществляющий управленческую деятельность
Менеджер – профессиональный управляющий в условиях рынка
Институциональный уровень - Управление высшего звена: Директора, президенты, председатели правления и их заместители
Управленческий уровень - Управление среднего звена: Руководители, управляющие другими менеджерами
Технический уровень - Управление низового звена: менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями
Мастерство менеджера
Концептуальные | Человеческие | Технические | |||||||||
Топ-менеджмент | |||||||||||
Менеджеры среднего звена | |||||||||||
Линейные менеджеры | |||||||||||
Неруководящие работники (персонал) | |||||||||||
Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации
Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации.
Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.
Роли менеджера (Г.Минцберг)
Категория | Роль | Виды деятельности |
Информаци- онные | Наблюдатель | Поиск и получение информации; просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты |
Проводник | Передача информации другим членам организации; рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки | |
Оратор | Информирование внешних субъектов; речи, отчеты, записки | |
Межличност-ные | Глава | Проведение церемониальных и символических мероприятий; встречи гостей, подписание юридических документов |
Лидер | Руководство и мотивация подчиненных; обучение, консультации и коммуникации с работниками | |
Связующее звено | Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами; почта, телефонные разговоры, встречи | |
Связанные спринятием решений | Предприниматель | Инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников |
«Пожарный» | Урегулирование споров и иных проблем; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде | |
Распределитель ресурсов | Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов | |
Участник переговоров | Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов |
Практическое задание
Какие роли по модели Г. Минцберга играет менеджер в следующих ситуациях:
1. Выступление на ежегодном собрании акционеров
2. Выступление на общем собрании сотрудников
3. Разработка и внедрение новой системы мотивации
4. Привлечение работников к совместному принятию решений