Развитие управления в России
Начало ХХ века
Отличительными чертами российской экономики являлись наличие огромной доли дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, неограниченный рабочий день, пренебрежение элементарными требованиями техники безопасности, отсутствие наследственной рабочей аристократии, рабочих династий и устойчивого кадрового ядра рабочего класса.
Основные управленческие идеи | |
Гастев А.К. | Культура труда и управления |
Дунаевский Ф.Р. | Социологический принцип управления Ситуационный подход |
Современные подходы в менеджменте
Процессный подход
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Системный подход
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.Открытая система характеризуется активным взаимодействием с внешней средой. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающий извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Модель шести подсистем предлагают консультанты по организационным изменениям Синди Адамс и БиллАдамс. Они выделяют следующие подсистемы:
· система коммуникаций - обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией;
· система лидерства (стратегического управления) - создает и поддерживает условия процветания организации;
· система норм - позволяет организации оценивать собственные достижения;
· система производства - регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;
· система ответственности - формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации;
· система производительности труда - отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.
Ситуационный подход
Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.