Вопрос 1. сущность, принципы и виды контроля
Контроль – система регулярной проверки состояния результатов функционирования организации, ее отдельных элементов, внешнего окружения.
Контроль:
· дает возможность добывать оперативную информацию, которая объективно отображает состояние дел на контролируемых объектах, соответствие их деятельности утвержденной социальной программе;
· выявить недостатки в принятых решениях, организации выполнения, способах и средствах реализации их;
· изучить деловые качества работников.
Обратная связь:
Принципы контроля:
- Ориентация на достижение результата.
- Систематичность (непрерывность).
- Простота.
- Оперативность (своевременность).
- Объективность (беспристрастие).
- Гласность (оглашение результатов, открытость).
- Гибкость (возможность приспосабливаться к переменам).
- Эффективность (результативность).
- Экономичность.
Виды контроля:
I. В зависимости от периодичности осуществления:
1. Предварительный предшествует активной деятельности, а тем более, конкретным результатам и решает задачу проверки готовности предприятия, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к предстоящей работе.
2. Текущий – осуществляется в процессе выполнения хозяйственной операции:
а) Стратегический – имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации в процессе достижения ее конечных идей.
б) Оперативный – ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, осуществляется практически одновременно с осуществлением основной работы.
3. Итоговый – обычно связан с оценкой выполнения предприятием планов, предполагает всесторонний анализ результатов деятельности, выявление сильных и слабых ее сторон, проблем, помех.
II. В зависимости от пространства осуществления:
1. Летучий – предполагает выезд субъекта контроля на территориально отдаленный объект.
2. Стационарный – субъект и объект расположены в одном месте.
III. В зависимости от качественных характеристик:
1. Одиночный – контроль связан с одной контролируемой величиной.
2. Множественный (многофункциональный) – несколько контролируемых величин.
IV. В зависимости от задач:
1. Линейный – контролируется объект в целом (контроль со стороны директора).
2. Функциональный – лишь часть объекта (контроль со стороны экономиста, технолога).
3. Операционный – контроль лишь одной отдельной характеристики.
Вопрос 2. Цели, задачи и функции контроля
Общая цель контроля – проверка или сравнение полученного результата с желаемым.
Виды целей контроля:
- По содержанию:
- экономические;
- социальные;
- организационные;
- технологические;
- научно-технические.
- По срокам достижения:
- перспективные;
- долгосрочные;
- текущие;
- краткосрочные.
- По уровням управления:
- цели высшего звена;
- среднего звена;
- нижнего звена.
Функции контроля:
- Создание стандартной системы отчетности.
- Сбор, обработка и анализ информации.
- Анализ причин отклонения от целей.
- Разработка мероприятий для достижения целей.
Вопрос 3. Процесс контроля
Процесс контроля – это деятельность объединенных в отдельную структуру объектов контроля, направлена на гарантию достижения поставленных целей управления.
Этапы процесса контроля:
1. Определение параметров функционирования и развития системы, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Параметры имеют вид стандартов, нормативов и критериев (нормативы расхода материалов на производство единицы продукции, показатели эффективности, сроки работ и т.д.).
2. Измерение реальных результатов, создание модели управления организации.
3. Сравнение реальных результатов с принятыми стандартами и нормативами.
4. Корректировка деятельности организации:
а) модификация целей;
б) пересмотр планов;
в) перераспределение заданий;
г) совершенствование технологии производства и управления.
· Вариант корректирующих действий, заключающийся в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации.
· Вариант корректирующих действий, направленный на изменение стандартов.
Процесс контролирования:
|
|