Основные задачи, стоящие перед менеджером в России
1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности.
2. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях хозяйствования.
3. Разработать и последовательно реализовывать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия разрешению социальных вопросов общества в целом.
4. Постоянно и оптимальным образом совершенствовать всю работу на основе применения наиболее современных методов управления, заблаговременно подготавливать необходимые нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы.
5. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятий более совершенные формы бизнеса, проникать в новые сферы предпринимательства.
6. Определять и добиваться достижения на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя.
7. Уметь в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным элиминировать[7] воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.
Перед российскими менеджерами в настоящее время возникают очень серьёзные и сложные проблемы, от решения которых порой зависит существование самого предприятия. По данным социологических исследований, эти трудности в основном предопределены низким качеством менеджмента, неспособностью многих менеджеров максимально эффективно использовать потенциал коллектива, возможности внешних обстоятельств. Совершенствование стилей и приёмов управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, развитие новых направлений и инструментов в работе фирмы, совершенствование всех составных элементов современного менеджмента применительно к специфике российского рынка даёт отечественным бизнесменам шанс выстоять и задействовать новые мощные резервы преуспевания в бизнесе.
2.5. Основные черты современного руководителя (менеджера–лидера)
Согласно преобладающей точке зрения, деятельность менеджера представляет собой планирование, работу с бюджетом, организацию, контроль. Сфера же реальных действий менеджера–лидера значительно шире. Вместо последовательного, постепенного развития такой менеджер стремиться к коренным преобразованиям и обновлению, как отмечают специалисты по менеджменту, менеджер–лидер предвидит будущие возможности организации (фирмы), которые не видят другие. Он выражает своё понимание концепции[8], по сути являющейся мечтой, раскрывающей, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться.
Такой менеджер добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима, но её реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером, руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая у них гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в жизнь.
Менеджеры–лидеры – это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.
Менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчинённых, а не от его формального статуса. Чем завоевывается сейчас авторитет? Опыт ведущих фирм убеждает в том, что этому способствует высокий профессионализм и стремление к совместному стилю управления фирмой руководителем и коллективом. Речь идёт о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчинённые постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникших проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость. Можно выделить следующие основные черты современного руководителя (менеджера–лидера):
1) тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;
2) глубоко вовлечён в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительным количеством сотрудников, много времени уделяет поиску подходящих кадров, их обучению;
3) не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берёт на себя ответственность и часто идёт на риск;
4) терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;
5) вину за неудачи берёт на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное – исправить ошибку;
6) при выдвижении на ответственные посты рекомендует способных работников из своей организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;
7) поощряет самостоятельность подчинённых, причём мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;
8) без необходимости не вмешивается в работу подчинённых, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;
9) уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;
10) постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.
С перечисленными чертами менеджера–лидера тесно связаны особенности его поведения, стиля работы. В условиях рыночных отношений авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создаёт благоприятную психологическую атмосферу.