Социально-экономические основы современного менеджмента
Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. В послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство всё больше ориентировалось на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по ёмкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между объектами, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость и адаптивность к требованиям внешней среды.
Основные положения новой системы взглядов были сформулированы в 70 – 80-е годы XX века. Заключаются они в следующем:
1) предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;
2) ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей потребителей;
3) ситуационный подход к управлению; признание важности быстроты и адекватности реакции;
4) главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;
5) система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.
Современная система взглядов на управление потребовала пересмотра принципов управления. Были сформулированы новые принципы:
1) лояльность к работающим;
2) ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
3) коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
4) атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей работающих;
5) установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
6) своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
7) методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость работой;
8) непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
9) умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;
10) этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
11) честность и доверие к людям;
12) опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
13) качество личной работы и её постоянное совершенствование.
1.4. Менеджмент как вид деятельности, как наука и практика управления, как искусство, как учебная дисциплина
С лёгкой руки американцев английское слово «менеджмент» стало сегодня известно каждому образованному человеку. В упрощённом понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент, как собирательное от менеджеров – это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы XX века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу.
Вопросы менеджмента отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Понятие «менеджмент» достаточно широко трактуется в мировой литературе по управлению и в практике, поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, термин менеджмент определяется как способ (манера) общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. Словарь иностранных слов переводит слово менеджмент на русский язык следующим образом: управление производством, совокупность принципов, методов и форм управления с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В специальной литературе по управлению этот термин трактуется ещё более широко и многосторонне. Между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют, конкретизируют друг друга.
Наиболее часто понятие менеджмент трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, функция управления, органы или аппарат управления, группа людей, управляющих организацией.
Менеджмент является разновидностью хозяйственного управления в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Само понятие «менеджмент» в смысле, близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей»), появилось с началом промышленной революции XVIII–XIX веков в Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим менеджмент был обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчинённых и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название «менеджмент», которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».
Практическая реализация управленческих задач этими лицами также называется менеджмент. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения при любых неожиданных обстоятельствах.
С другой стороны, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчинёнными, например, организация выступлений звёзд эстрады, спортивных, массовых мероприятий и т.п. – это тоже менеджмент.
Цель менеджмента в том и в другом случае – достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно и количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.
С точки зрения сущности и содержания менеджмент характеризуется, прежде всего, как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.
Хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, становится предметом непосредственного изучения.
Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации её господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствова-нию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответствен-ность за реальные результаты.
Разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях является менеджмент. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространённых направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, теория организаций, социология, психология, педагогика, право.
Менеджмент не даёт готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели и задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также даёт людям некоторые простейшие правила игры.
Американские социологи, исследуя собственный, а также японский опыт управления, делают вывод, что экономическое и социальное развитие общества в значительной мере является следствием той работы, которую производит менеджмент. Как ресурс развития, менеджмент во многих отношениях схож с капиталом.
Виды менеджмента
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента.
Управление производством (производственный менеджмент) – выбор основных параметров работы техники, вида применяемой технологии, определение оптимального объёма выпуска продукции, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей; организация подачи сырья, материалов и комплектующих изделий, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом годовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) – заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки сырья, материалов, комплектующих и готовых товаров, отправки их покупателям, ведение учёта и контроля.
Управление маркетингом[2] (маркетинг-менеджмент) – самая важная и сложная на сегодняшний день сфера хозяйственной деятельности организации, занимающаяся вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой политики и организацией рекламы.
Управление финансовой деятельностью (финансовый менеджмент) – составление бюджета и финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.
Управление персоналом (кадровый менеджмент) – решение вопросов подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбор методов вознаграждения и стимулирования, создание благоприятного морально-психологического климата; улучшение условий труда и быта, организация работы с профсоюзами и разрешение трудовых споров и конфликтов.
Управление инновациями (инновационный менеджмент) – организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления.
Управление эккаутингом[3] (эккаутинг-менеджмент) – сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действующих и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.
Функции менеджмента
В самом общем виде работа менеджера представлена в учебной литературе как функции[4] менеджмента.
Функции менеджмента – это основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить для достижения поставленных целей. Они выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.
Первым выделил функции менеджмента и сформулировал их содержание Анри Файоль в 1916 году, и хотя впоследствии сотни учёных предлагали своё понимание этого вопроса, вариант А. Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.
Функции менеджмента по Файолю:
1) планирование;
2) организация;
3) координация;
4) мотивация;
5) контроль.
Планирование – главная функция менеджмента. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые резервы, установленные сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.
Организация как функция менеджмента позволяет воплотить на практике замыслы, содержащиеся в планах, программах, стратегиях. Эта работа связана с созданием самой организации, её структуры управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок, сбыта и др.
Координация, или регулирование. Суть функции заключается в том, что достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которых нужно координировать – направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций.
Мотивация – важная функция менеджмента, т.к. ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники – руководители и исполнители – не будут в этом заинтересованы. Организуя и координируя работу, менеджер постоянно сталкивается с различным отношением людей к своим обязанностям. Работники трудятся с разной интенсивностью и производительностью, могут проявлять инициативу и старание, а могут работать «спустя рукава» «от и до» и не более. Суть функции заключается в определении потребностей людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения.
Контроль – важнейшая функция, т.к. результаты работы организации и её сотрудников необходимо периодически проверять, оценивать и корректировать. Контроль как функция менеджмента позволяет заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, несоответствие норм и нормативов действительности, исправить их или поправить действия работников.
Таковы функции менеджмента в общих чертах. В действительности деятельность менеджера намного сложнее и содержательнее. Он анализирует информацию, принимает решения, координирует действия сотрудников, отлаживает систему коммуникаций, обучает и воспитывает подчинённых. Он творчески применяет экономические, правовые, психологические и педагогические знания исходя из конкретной сложившейся обстановки.
На современном этапе функции менеджмента значительно расширились и видоизменились:
1) постановка целей и задач;
2) анализ;
3) прогнозирование;
4) планирование;
5) принятие решений;
6) мотивация труда;
7) организация и руководство;
8) регулирование и разрешение конфликтов;
9) контроль, учёт и мониторинг;
10) организационная культура.