Принципы эффективного менеджмента.
Принципы менеджмента– это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.
Целостностьопределяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченностьрегламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.
Целевая направленностьпостулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизацияформулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализацииустанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.
Демократизацияпредполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
1.4. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Истоки современного менеджмента
Менеджмент, как научная дисциплина, окончательно сформировался только к середине ХХ века. Фундаментом этой науки является вся многовековая история развития человечества, с момента появления первых сообществ (племен) и по настоящее время. Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя
Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера.
Организационная начало ХХ в.
Научный подход к организации управления, администрирование
Возникновение научной организации управления. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом.
Интеграционная, начиная с 30-х годов
Поведенческие подходы к организации управления
Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует как для человека в качестве покупателя, так и для человека в качестве партнера в производственной и предпринимательской деятельности.
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основные фазы:
-эпоха массового производства;
-эпоха массового сбыта;
-постиндустриальная эпоха.
Фаза массового производства (начало ХХ века до 30-х годов)
Фаза массового сбыта (30-60-е годы)
Постиндустриальная фаза с середины 60-х годов
-выпуск стандартной продукции;
-рынок неограничен;
-критерий – низкая себестоимость;
-все внимание внутрь фирмы
-выпуск дифференцированной продукции;
-всплеск конкуренции;
-развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт;
-внимание на имидж фирмы
-жесткая конкуренция;
-быстрое устаревание основного капитала;
-интернационализация предпринимательства;
-курс на решение стратегических задач, стратегический маркетинг
Методы и формы менеджмента со временем становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.
В первой половине XX века получили развитие четко различимые "школы управленческой мысли". Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
школа научного управления (1885 – 1930 г.г.),
административная (классическая) школа (1920 – 1950 г.г.),
школы психологии человеческих отношений и социальных систем (1930 г. – по настоящее время),
школа науки управления (количественная школа) (1950 г. – по настоящее время).
Каждая из них внесла значительный вклад в эволюцию управленческой мысли.
Школа научного управления
С развитием производства, совершенствованием технических средств, концентрацией производства значение управления и управляющих существенно повысилось. Аппарат управления разделялся, специализировался. Наряду с линейными руководителями создавались также органы функционального управления. Уже в конце XIX века сложилось отношение к руководству предприятием, как к науке и искусству, которым надо учиться.
Будучи кровно заинтересованы в получении максимума прибыли, предприниматель не мог не совершенствовать главный источник ее получения - производство. Целью такого совершенствования было повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Решающую роль при этом играла рационализация управления производством.
Школа научного управления наиболее тесно связана с работами супругов Ф. и Л. Гилбертов, Ф. Тейлора и др. Создатели этой школы полагали, что, используя замеры, наблюдение, логику и анализ, а также подбор людей, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного использования.
Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных элементов.
Основываясь на полученной информации, представители этой школы изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.
Таким образом, Тейлору принадлежит плодотворная идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучение этому персонала. При этом должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.
Блестящую реализацию и дальнейшее развитие идеи Ф. Тейлора получили в начале ХХ века на предприятиях Г. Форда.
Важным вкладом этой школы было использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Были установлены реальные нормы выработки, а за перевыполнение этих норм предусматривалось дополнительная оплата труда.
Таким образом, представители школы научного управления, в основном, посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на низовом уровне управления. Хотя следует отметить, что Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и, что управление должно быть признано как самостоятельная область исследований.
Тейлор сформулировал следующие принципы организации труда:
1. Детальное научное изучение отдельных действий и проведение экспериментов с целью установления закономерностей наиболее эффективной работы.
2. Тщательный отбор рабочих, их обучение.
3. Сотрудничество администрации с рабочими.
4. Почти равное распределение труда и ответственности между рабочими и управлением.
Последователь Тейлора инженер – механик Эмерсон сформулировал (1913 г.) 12 принципов эффективности:
1. Отчетливо поставленные цели.
2. Здравый смысл.
3. Компетентная консультация с целью совершенствования управления.
4. Дисциплина.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет.
7. Диспетчирование.
8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций.
11. Письменные, стандартные инструкции.
12. Вознаграждение за производительность.
Из отечественных представителей этой школы управления наиболее заметным был А.К. Гастев (1882-1941). Ему принадлежала популярная в 20-е годы идея "узкой базы". Смысл ее в том, что узким местом, с расшивки которого надо начинать совершенствование производства, является организация труда отдельного человека - от директора до рядового рабочего. Управление производством Гастев делил на два вида - управление вещами и управление людьми. Он находил в этих видах много общего: "Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка". Гастев считал, что труд любого работника может быть разложен на ряд операций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд: расчет, установка, обработка, контроль, учет, анализ; - которые, по мнению Гастева, одинаковые и для директора и для рабочего.