Тема 10 – Конфликтность в менеджменте
Понятие и типы организационных конфликтов
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликт - поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.
конфликт может быть:
• функциональным - вести к повышению эффективности организации;
• дисфункциональным - вести к понижению эффективности организации, снижению личной удовлетворенности и группового сотрудничества.
Существует четыре основных типа организационного конфликта:
1) внутриличностный конфликт;
2) межличностный конфликт;
3) конфликт между личностью и группой;
4) межгрупповой конфликт.
Причины и последствия конфликтов в организации
Основными причинами конфликтов в организации являются следующие.
1. Ограниченность и распределение ресурсов.
2. Взаимозависимость задач.
3. Различия в целях.
4. Различия в представлениях и ценностях.
5. Различия в манере поведения, жизненном опыте и уровне образования.
6. Неудовлетворительные коммуникации.
Конфликтом в организации необходимо грамотно управлять. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут положительными и конструктивными (функциональными) или разрушительными (дисфункциональными), что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов - устранит причины конфликтов или создаст их.
Функциональные последствия конфликта:
• проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы;
• стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих проблемных ситуациях, чреватых конфликтом;
• уменьшение возможности синдрома группового мышления и покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям руководства.
Дисфункциональные последствия конфликта:
§ неудовлетворенность персонала, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности труда;
§ уменьшение степени сотрудничества в будущем;
§ сильная преданность своей группе, сопровождающаяся ненужной и непродуктивной конкуренцией с другими группами организации;
§ представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
§ прекращение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
§ смещение акцента: придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальной проблемы.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Существует целый ряд эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Структурные методы разрешения конфликта:
1. Разъяснение требований к работе.
2. Координационные и интеграционные механизмы.
3. Установление общеорганизационных комплексных целей.
4. Структура системы вознаграждений
Межличностные стили разрешения конфликтов:
1. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
2. Сглаживание. Руководитель, который старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, аппелируя к потребности в солидарности, к сожалению, забывает про проблему, лежащую в основе конфликта. Проблемы при этом остаются и накапливаются.
3. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу ценится высоко, но использование этого метода на ранней стадии конфликта не рекомендуется, так как это может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив.
4. Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти наилучший вариант решения конфликтной ситуации, приемлемый для всех сторон.