Тема 3. Социофакторы и этика менеджмента.
Социофакторы в организационной среде
Персонал должен стать для организации самым ценным и эффективным вложением капитала для достижения поставленных ею целей.Организационное окружение — это коллектив, структура организации (в том числе и социальная инфраструктура), условия труда и система вознаграждения, внутренняя культура («менталитет») организации и ее внешний имидж. Включение человека в организационное окружение называется процессомсоциализации личности.
Существуют два основных подхода к отбору и приему персонала: а) человек подбирается «под работу»; б) работа подбирается «под человека».
Этапы взаимодействия человека с организационным окружением: адаптация, профессиональная ориентация, обучение, освоение коммуникационных взаимодействий и др. Выделяют четыретипа поведения человека: 1) преданный и дисциплинированный работник («стейкхолдер»); 2) приспособленец: 3) «оригинал»; 4) «бунтарь». При всех недостатках последних трех типов их не следует отвергать полностью, так как они часто позволяют выявить изъяны и недостатки самой организации, что способствует ее совершенствованию.
Кроме того, последние два типа могут оказаться творческими личностями, полезность деятельности которых для организации «перевесит» все негативные стороны их поведения.
Адаптация человека в организации в значительной степени зависит от правильной формы мотивации его трудовой деятельности. Один из важнейших аспектов — развитие чувства ответственности перед организацией, коллективом. Человек должен быть не только профессионально ориентирован, т.е. ознакомлен с обязанностями по работе, обучен правильному их исполнению, но и должен «вобрать в себя» ценности культуры организации, ее миссию и цели. Человек - всегда член какого-либо коллектива (группы). Влияние человека и группы — обоюдное. Формальные группы — подразделения структуры организации, неформальные группы — спонтанные образования по интересам, взглядам. Взаимодействие в группе порождает синергический эффект: превышение результатов работы группы над суммарным результатом работы отдельных ее членов, если бы этот результат был получен вне группы.
Феномен группы заключается в том, что группа принимает всегда более взвешенное решение, но не всегда правильное. Иногда большая группа (толпа) приводит к более рискованным действиям.Конформизм — подчинение собственных действий влиянию группы — может быть как отрицательным («групповщина», «стадность»), так и положительным («коллективизм).
Влияние группы на эффективность деятельности организации зависит от следующих факторов: численности группы; системы распределения вознаграждения; мотивационных установок; взаимозависимости деятельности членов группы; восприятия группой организационных ценностей, миссии и целей.
Социальная ответственность и этика менеджмента
В менеджменте выделяют ряд сферсоциальной ответственности: экономическую, правовую, этическую и др.Этическая ответственность — это мера морального долга за действия, осуждаемые общественным мнением. Этика — основа деловой культуры поведения во взаимоотношениях как внутри организации, так и вне ее. От этики и деловой культуры взаимоотношений организации с ее партнерами, потребителями зависит ее имидж. Имидж организации во многом определяет успех ее деятельности. Этические нормы менеджера должны основываться на таких понятиях, как нравственность, честность, обязательность, аккуратность, престиж, ответственность, гуманность.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Аргументы за и против социальной ответственности
Аргументы в пользу социальной ответственности
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.
4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.