Тема 1. Теоретико-методологические основы курса
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«__» _____________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«мЕНЕДЖМЕНТ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 38.03.02Менеджмент
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория менеджмента». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 42 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления подготовки 38.03.02 Менеджмент
Автор: | старший преподаватель | И.В.Климентьева |
Рецензент: | к.э.н., доцент | О.В. Комарова |
Одобрен на заседании кафедры менеджмента. Протокол от 26 мая 2016г. № 10.
Заведующий кафедрой менеджмента | В.А.Шапошников |
Рекомендован к печати методической комиссией Института ГСЭО РГППУ. Протокол от « 10» июня 2016 № 11.
Председатель методической комиссии Института ГСЭО | В.П. Фалько | |
Заместитель директора научной библиотеки | Е.Н. Билева | |
Директор Института ГСЭО | Н.В. Третьякова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 |
©И.В.Климентьева |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью курса «Теория менеджмента» является формирование у студентов современного управленческого мировоззрения на основе теоретических и практических основ менеджмента.
Задачи дисциплины:
· изучить теоретические и практические основы планирования, организации управленческой деятельности;
· сформировать навыки управленческой деятельности;
· изучить сущность организации как объекта управления;
· изучить социально-экономические аспекты управления;
· ознакомить студентов с отечественным и зарубежным опытом.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Цикл, к которому относится дисциплина:Б1.Б.3.2 Базовая часть
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Институциональная экономика;
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Институциональная экономика»:
Знания: закономерностей функционирования современной экономики на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне.
Умения: строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; осуществлять поиск информации по полученному - заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
Владения: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Макроэкономика
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина является базовой для формирования следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
Общепрофессиональные компетенции:
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
Профессиональные компетенции:
владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7).
Таблица 1
Паспорт компетенций
Содержание компетенции. | Название уровня | Содержание уровня | Средства оценки |
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | 1.Репродуктивный (базовый) | Знает основные понятия и категории самоорганизации и самообразования, закономерности развития экономических систем | Доклад на семинаре, коллоквиуме. |
2.Эвристи-ческий (про-двинутый) | Умеет самостоятельно интерпретировать роль экономических явлений и процессов | ||
3.Творчес-кий(поисковый) | Владеет современными методами сбора, обработки и анализа информации, по самоорганизации и самообразованию | ||
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); | 1.Репродуктивный (базовый) | Знает основные методы принятия организационно-управленческих решений, понятие социальной значимости принимаемых решений | Доклад на семинаре, коллоквиуме. |
2.Эвристи-ческий(продвинутый) | Умеет самостоятельно принимать управленческие решения и нести за них ответственность | ||
3.Творчес-кий(поисковый) | Владеет методами принятия организационных и управленческих решений. |
Окончание таблицы 1
способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); | 1.Репродуктивный (базовый) | Знает основные стратегии управления человеческими ресурсами организаций, знает основные способы планирования и осуществления мероприятий, с учетом личной ответственности | Доклад на семинаре, коллоквиуме. |
2.Эвристи-ческий (про-двинутый) | Умеет проектировать организационные структуры, планировать, распределять и делегировать полномочия | ||
3.Творчес-кий (поисковый) | Владеет современными методами разработки стратегий управления человеческими ресурсами организаций | ||
владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управл задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1); | 1.Репродук-тивный (базовый) | Знает основные теории мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач. Знает принципы формирования команды | Доклад на семинаре, коллоквиуме. |
2.Эвристи-ческий (про-двинутый) | Умеет организовывать групповую работу на основе принципов групповой динамики, проводить аудит человеческих ресурсов | ||
3.Творчес-кий (поисковый) | Владеет методами диагностики организационной культуры, методами решения стратегических и оперативных задач | ||
способность оценивать воздействие макроэконом. среды на функционирование организаций и органов государственного и муниц. управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания эконом. основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7). | 1.Репродук-тивный (базовый) | Знает способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления | Доклад на семинаре, коллоквиуме. |
2.Эвристи-ческий (про-двинутый) | Умеет анализировать рыночные и специфические риски | ||
3.Творчес-кий (поисковый) | Владеет методами анализа поведения потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания структур рынков и конкурентной среды отрасли |
В результате освоения дисциплины «Теория менеджмента» обучающийся должен:
Знать: основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
Уметь: использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; организовать выполнение конкретного порученного этапа работы; организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: современной методикой построения эконометрических моделей; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы
обучения со сроком обучения 4 года
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
2-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 5 (180) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
подготовка к экзамену | + | |
Вид промежуточного контроля | Экзамен | + |
Таблица 3
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения со сроком обучения 4,8 года
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
1-й | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 5 (180) | + |
Аудиторные занятия | + | |
лекции | + | |
практические занятия | + | |
другие виды аудиторных занятий | - | |
Самостоятельная работа | + | |
изучение теоретического курса | + | |
подготовка к семинарским занятиям | + | |
выполнение контрольной работы | + | |
подготовка к экзамену | + | |
Вид промежуточного контроля | Экзамен | + |
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 4
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Вид учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Теоретические основы курса | |||||||
1.1. | Методологические основы менеджмента | Еж | В,КСР-1 | |||||
1.2. | Специфика менеджмента в России | Еж | С, КСР-2 | |||||
1.3. | Опыт менеджмента за рубежом | Еж | С, КСР-3 | |||||
2. | Организация в условиях рыночной экономики |
Окончание таблицы 4
2.1. | Инфраструктура менеджмента | Еж | С, РСЗ, КСР-4 | |||||
2.2. | Стратегические и тактические планы в системе менеджмента | Еж | С, КСР-5 | |||||
2.4 | Организационные структуры управления | Еж | С, РСЗ,ДЗ, КСР-6 | |||||
3. | Механизмы и процессы менеджмента | |||||||
3.1. | Интеграционные процессы в менеджменте | Еж | С, КСР-7 | |||||
3.2. | Природа и состав функций менеджмента | 8-9 | Еж | С, ДЗ, КСР-8, КСР-9 | ||||
3.3. | Мотивационные основы менеджмента | Еж | С, КСР-10 | |||||
3.4 | Регулирование и контроль в системе менеджмента | Еж | С,А, КСР-11 | |||||
4. | Социальные факторы | |||||||
4.1. | Социальные факторы и этика менеджмента | 12-13 | Еж | С, РСЗ, КСР-12, КСР-13 | ||||
4.2. | Динамика групп и лидерство в менеджменте | Еж | С, ДИ, РСЗ, КСР-14 | |||||
4.3. | Менеджмент персонала | Еж | С, РСЗ, КСР-15 | |||||
5. | Эффективность управления | |||||||
5.1. | Модель современного менеджера | Еж | С, ДЗ, КСР-16 | |||||
5.2. | Ресурсы, качество и эффективность управления | 17-18 | Еж | С, КСР-17, КСР-18 | ||||
5.3. | Организационная культура организации | Еж | С, КСР-19 | |||||
5.4. | Эффективность менеджмента организации | Еж | С, РСЗ, КСР-20 | |||||
Подготовка к экзамену | ||||||||
Итого за семестр |
Еж – еженедельная консультация;
В – входной контроль;
С – подготовка к семинару (участие);
РСЗ –решение ситуационных задач;
А – внутрисеместровая аттестация;
КСР – аудиторный контроль самостоятельной работы.
4.3. Содержание разделов дисциплины
Тема 4. Социальные факторы
Роль бизнеса в обществе и социальная ответственность менеджеров. Этика делового общения. Управление внешними связями.
Личность в системе управления. Факторы, определяющие результаты управленческого воздействия на личность. Управление человеком и управление группой в менеджменте. Групповая динамика. Формальные и неформальные группы в организации. Управление неформальными группами. Понятие лидерства. Формальные и неформальные лидеры. Современные концепции лидерства. Стилилидерства, их характеристика. Способы. взаимодействия менеджера и неформального лидера. Признаки благоприятного социально-психологического климата коллектива в организации. Роль личности менеджера в реализации социально-психологических методов.
Экономика и социология управления персоналом. Формирование человеческого капитала. Понятие конфликта. Природа конфликта, его значение для развития и функционирования организации. Виды конфликтов. Причины и условия возникновения конфликтных ситуаций. Конфликт как способ разрешения противоречий. Стратегия преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Роль менеджера в управлении конфликтов.
Перечень ситуационных задач
Инфраструктураменеджмента
Ситуация 1:Ваш оппонент утверждает, что хорошему управляющему незачем знать основы теории существования и законы развития организаций, а достаточно только иметь дар убеждения и предпринимательскую смекалку. Попробуйте доказать обратное.
Ситуация 2.Приведите примеры, доказывающие, что очередь у касс стадиона - это не организация. Какие признаки организации мы не наблюдаем в этом случае?
Ситуация 5
Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчинённый не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.
Как следует поступить в этой ситуации?
Ситуация 6:
Директор одной крупной фирмы делегировал подчинённому свои функции, которые заключались в следующем: подчинённый должен был пойти на важную встречу с заказчиком и заключить очень важный договор. Директор был уверен в компетентности этого работника и его способностях, но внезапно директор узнает о том, что подчинённый переусердствовал и всё испортил.
Директор вызывает его и говорит:….
Ситуация 7:
Только что открылась новая вакансия. Она кажется вам интересной, заманчивой, хотя у Вас нет опыта такого рода деятельности. Но Вы хорошо себя зарекомендовали, друзья убеждают Вас решиться на это. Вы считаете, что Ваши способности позволяют вам занять эту должность, даже с недостаточным опытом.
Как Вы поступите?
Ситуация 8:
Новый работник Вашего отдела постоянно говорит о том, что он выполняет задание, порученное ему, намного лучше и быстрее своего коллеги, с которым совместно работает. Но на деле оказывается, что это не так. Вы приглашаете его на беседу и говорите: ...
Ситуация 9:
Вы ведете отбор кандидатов на вакантную должность в Вашу фирму. При разговоре с некоторыми из них Вы выясняете, что они не имеют своей целью получение работы в Вашей фирме. Каких кандидатов Вы отберете для работы: тех, кто стремится к работе именно в Вашей фирме, или будете руководствоваться какими-либо другими критериями?
Менеджмент персонала
Ситуация 1:
Приведите примеры наиболее, по вашему мнению, рациональных способов разрешения конфликтных ситуаций в следующих организациях (трудовых коллективах): журналистский коллектив, предприятие розничной торговли, рекламное агентство, частное охранное предприятие.
Ситуация 2:
В Ваш «дружный» коллектив приходит «новичок». Он считается прекрасным специалистом и его качества соответствуют большинству наилучших качеств менеджера. С течением времени это подтверждается, но выясняется, что при выполнении срочных заданий, требующих высокой организованности и пунктуальности, качество его работы снижается. Вы приглашаете его на беседу и говорите: …
6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний. Контрольная работа по дисциплине «Теория менеджмента» состоит из следующих заданий.
Контрольная работа имеет титульный лист, план, список использованной литературы. Наименования пунктов и подпунктов работы должны соответствовать указанному плану и проставленным страницам.
Целью написания контрольной работы является овладение студентами практическими навыками изучения современных подходов в менеджменте.В качестве направления работы студентом выбирается тема, а также студент может предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем.
Содержание контрольной работы предусматривает выполнение двух заданий, теоретического вопроса и теста. Тесты представлены в20 вариантах.
Выбор варианта зависит от первой буквы фамилии и конечной цифры зачетной книжки студента. Например первая буква фамилии – А, конечная цифра шифра –1: вариант задания – 1. К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования:
- перед решением задания должен быть указан номер варианта и приведено условие.
- работа должна содержать введение и заключение, также список используемых источников.
Рекомендуется следующая последовательность выполнения работы:
· изучение действующих нормативных документов;
· изучение специальной экономической литературы (учебников, монографий, брошюр, и т.д.), экономических журналов и газет (при этом студент вначале знакомится с новыми изданиями и лишь после этого обращается к более ранним публикациям);
· распределение материала в соответствии с планом контрольной работы;
· написание работы и ее оформление.
Таблица для определения заданий по контрольной работе
Первая буква фамилии | Задание | Последняя цифра зачетной книжки | |||||||||
А,Б,В,Г,Д, Е,Ж,З,И,К, Л,М,Н,О, | Вариант задания Номер теста | ||||||||||
П,Р,С,Т,У,Ф, Х,Ч,Ц, Ш,Щ,Э,Ю,Я | Вариант задания Номер теста |
Написание контрольной работы студентами является творческой работой, в связи, с чем студент вправе, учитывая особенности конкретной темы, раскрывать те вопросы, которые считает нужными, придерживаясь своего плана. Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 20-25 страниц печатного текста.
Не допускается написание контрольной работы с использованием одного источника и механическим переписыванием текста. Количество цитат, приводимых в тексте, должно быть минимальным. При использовании цифровых данных, схем, таблиц необходимо давать ссылки на первоисточники.
Исключается представление контрольной работы с текстом, заимствованным из других работ, ранее выполненных студентами.
Темы контрольных работ.
1. Роль и значение менеджмента для общества.
2. Основные этапы менеджмента как науки.
3. Роль менеджера в организации.
4. Социальная эффективность управления.
5. Основные требования к личным и профессиональным качествам менеджера.
6. Роль самомотивации в обучении менеджменту.
7. Роль организации в решении общественных проблем.
8. Методы принятия управленческих решений.
9. Социальные проблемы менеджмента.
10. Экономические методы управления предприятием в современных условиях.
11. Разработка модели и количественная оценка качеств руководителя.
12. Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда в России.
13. Обобщение опыта развития научной организации управленческого труда за рубежом.
14. Анализ факторов, влияющих на самоуправление менеджером своей карьеры.
15. Методы исследования процессов управления и затрат рабочего времени менеджера.
16. Технология текущего, среднесрочного и перспективного планирования деятельности менеджера.
17. Методы организационно- стабилизирующего воздействия на предприятии.
18. Социально-психологические методы управления организацией.
19. Личность и коллектив в современном менеджменте.
20. Планирование деятельности организации.
Тесты по вариантам
1. Основные правила деятельности предприятия, фирмы для достижения поставленных целей – это:
ОТВЕТ:
1. Законы управления.
2. Теория управления.
3. Искусство управления.
4. Принципы управления.
2. Назовите общепризнанное обобщающее определение современного офиса.
ОТВЕТ:
1. Аппарат управления.
2. Служба.
3. Услуга.
4. Место, где осуществляются деловые операции.
3. Какой вид умственного труда связан с выполнением аналитических конструктивных операций?
ОТВЕТ:
1. Эвристический.
2. Административный.
3. Операторный.
4. Административный с элементами операторного.
4. Приведенный ниже рисунок характеризует организацию – как систему:
Организация |
Социально-экономическая сфера |
Производственно-хозяйственная сфера |
Культурно-массовая сфера |
Общественно-политическая сфера |
Сфера социально-личностных отношений |
ОТВЕТ:
1. Социальную.
2. Организационную.
3. Технологическую.
4. Экономическую.
5. В чем наиболее полно проявляется производительная форма управленческого труда?
ОТВЕТ:
1. В непосредственном создании материальных ценностей.
2. В разработке планов и анализе их выполнения.
3. В целенаправленном воздействии на организационную деятельность фирмы.
4. В активном участии в создании материальных ценностей.
6. Выполнением какого вида умственного труда преимущественно заняты руководители?
ОТВЕТ:
1. Эвристического с элементами административного.
2. Административного.
3. Эвристического.
4. Административного с элементами операторного.
7. Какой из групп управленческих работников присуще выполнение функциональных обязанностей, связанных с определением целей организации?
ОТВЕТ:
1. Руководителям.
2. Специалистам.
3. Техническим исполнителям.
4. Специалистам и техническим исполнителям.
8. К какой группе служащих относят экономистов по труду, дизайнеров, юристов?
ОТВЕТ:
1. К руководителям.
2. К специалистам.
3. К техническим исполнителям.
4. К специалистам и техническим исполнителям.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации – это:
ОТВЕТ:
1. Текущее использование организационных связей в системе управления.
2. Поддержание стабильности связей в системе управления.
3. Общеорганизационное регламентирование в системе управления.
4. Структурное регламентирование в системе управления.
10. В чем проявляется профессиональная цель общения сотрудников организации друг с другом?
ОТВЕТ:
1. В выражении своих чувств и эмоций.
2. В оказании влияния на поведение других членов организации.
3. В получении или предоставлении информации.
4. В реализации организационных целей.
11. Представленная линией «А» эффективность стилей руководства присуща стилю:
С |
А |
В |
ОТВЕТ:
1.Авторитарному.
2. Либеральному.
3. Демократическому.
4. Смешанному.
12. Разграничение деятельности групп работников по относительно самостоятельным сферам деятельности – это:
ОТВЕТ:
1. Функциональное разделение труда.
2. Квалифицированное разделение труда.
3. Технологическое разделение труда.
4. Делегирование полномочий.
13. Наличие в группе неформального лидера:
ОТВЕТ:
1. Всегда вредно для ее существования.
2. Всегда полезно для ее существования.
3. Зависит от влияния неформального лидера на группу.
14. Что понимается в теории и практике менеджмента под ситуацией?
ОТВЕТ:
1. Функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде.
2. Действия, каждое из которых само по себе является процессом.
3.Вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих и вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленские решения.
4. Это качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.
15. Что является объектом управления организации при процессном подходе к управлению?
ОТВЕТ:
1.Взаимосвязь организации с внешней средой.
2. Производительный процесс -, то ради чего функционирует организация.
3. Функции управления.
4. Организация.
16. Что являетсяопределениемтермина «управленческая революция»?
ОТВЕТ:
1. Это попытка систематизировать мировые исторические тенденции развития управления.
2. Это качественные преобразования менеджмента в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.
3.Образует особую, специфическую область человеческой деятельности.
17. Когда зародилось управление»?
ОТВЕТ:
1. В рыночном хозяйстве.
2. В первобытнообщинном обществе.
3. В доисторическом периоде.
4. 10 тыс. лет назад.
18. Что из перечисленного является обязательным признаком организации?
ОТВЕТ:
1. Наличие идентифицируемых границ.
2. Единое название, бренд.
3. Заданный правовой статус.
4. Устойчивая система отношений между субъектами.
19. Что из перечисленного, по мнению А. Файоля, является функциями управления?
ОТВЕТ:
1. Организовывать и распоряжаться.
2. Предсказывать и планировать.
3. Координировать и контролировать.
4. Верно все перечисленное.
20. В каком из перечисленных аспектов менеджмент рассматривается в виде серии непрерывных взаимосвязанных действий?
ОТВЕТ:
1. Менеджмент как процесс.
2. Менеджмент как функция.
3. Менеджмент – это аппарат управления.
4. Менеджмент как наука и искусство управления.
При выполнении работы на ПК предъявляются следующие требования к оформлению:
Шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Размер листа: формат А4, размер полей: 2,0; 2,0- сверху и снизу; 3,0- слева; 1,0- справа, абзацный отступ – 1,25.
Минимальное количество источников литературы для контрольной работы 5-7.
По результату проверки контрольной работы студент допускается или не допускается к собеседованию. В случае не допуска контрольная работа возвращается студенту для доработки или написания новой работы. Если контрольная работа повторно не допускается к защите, то рецензент докладывает на заседании кафедры, где принимается решение об отказе или предоставлении возможности написания другой контрольной работы по новой теме.
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Сущность менеджмента
2. Научные подходы к менеджменту.
3. Закономерности менеджмента
4. Принципы, функции и методы менеджмента
5. Характерные черты и стадии менеджмента
6. Внутренняя среда организации
7. Исследование внешней среды организации
8. Характеристика среды прямого воздействия
9. Характеристика среды косвенного воздействия
10. Коммуникационный менеджмент.
11. Система информационных коммуникаций.
12. Моделирование ситуаций и разработка решений
13. Целеполагание и оценка ситуаций.
14. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
15. Методы обоснования бизнес-планов предприятий и их мониторинг
16. Организационные отношения в системе менеджмента
17. Формы организации системы менеджмента
18. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Контроллинг
19. Роль контроллинга в управлении предприятием.
20. Личность менеджера.
21. Лидерство: и стиль управления.
22. Руководство: власть и партнерство.
23. Корпоративная культура и организационное поведение.
24. Экономика и социология управления персоналом.
25. Формирование человеческого капитала.
26. Профессионализация менеджмента.
27. Конфликтность в менеджменте.
28. Эффективность управления.
29. Факторы эффективности менеджмента.
30. Инновационный потенциал менеджмента.
31. Американская модель управления.
32. Японская модель управления.
33. Европейская модель управления.
34. Развитие теории и практики управления менеджмента в странах Запада.
35. Особенности российского менеджмента.
36. Развитие управленческих идей в России.
37. Пути борьбы с бюрократией и совершенствование системы управления современной фирмой.
38. «Теория рациональной бюрократии» М.Вебера.
39. Мотивация деятельности в менеджменте
40. Мотивы в общей системе потребностей, интересов и стимулов.
41. Материальное стимулирование в трудовых коллективах.
42. Профессиональный и корпоративный имидж (образ) менеджера.
43. Практика менеджмента Питера Ф. Друкера.
44. Использование принципов управления Г.Фордом в деятельности предприятия.
45. Язык телодвижений.
46. Внешний вид и имидж менеджера.
47. Распространение слухов в организации.
48. Методы организации творческого процесса в форме мозговой атаки.
49. Виды менеджмента и его роль в развитии предпринимательской деятельности.
50. Маркетинговая разведка и промышленный шпионаж.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
Теория менеджмента [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 299 с. : ил., табл. - Режим доступа:http://e.lanbook.com/view/book/61046/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр.: с. 296-299. - ISBN 978-5-394-02404-7 : 433.00 р. Рец. Федер. ин-та развития образования № 042 от 3 февр. 2014 г.
Менеджмент [Текст] : учебное пособие [для вузов : Гриф УМО] / А. Г. Фаррахов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014. - 349 с. : ил., табл. - (Учебное пособие) (Стандарт третьего поколения). - Библиогр.: с. 347-349. - ISBN 978-5-496-00775-7 (в пер.) : 398.40 р.
Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Е. Л. Маслова. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 332 с. : ил., табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/61047/. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань: требуется авторизация пользователя. - Библиогр.: с. 329-332. - ISBN 978-5-394-02414-6 : 433.00 р.
Менеджмент [Текст] : учебник для академического бакалавриата по экономическим направлениям и специальностям [Гриф УМО] / [Ю. В. Кузнецов и др.] ; под ред. Ю. В. Кузнецова ; С.-Петерб. гос. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015. - 447, [1] с. : рис., табл. - (Бакалавр. Академический курс). - Библиогр. в подстроч. ссылках, с. 443-445. - ISBN 978-5-9916-4980-3 (в пер.) : 726.99 р.
б) дополнител<