Основы управления трудовыми ресурсами

Эффективность деятельности организации зависит в основном от:

- грамотного управления трудовыми ресурсами;

- грамотного управления производственными ресурсами;

- грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Управление людьми имеет важное значение для всех организаций – больших – и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления, в том числе и как основа повешения его эффективности.

Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1) финансовые и материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

2) людские ресурсы;

3) информационные и временные ресурсы;

Организаций управляют менеджеры, осуществляя процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ. Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти.

Руководство, вообще говоря, достигает целей организации через других людей. Человеческие ресурсы, представлены непосредственно самими менеджерами и тем персоналом, которыми они управляют. Персонал обладает следующими индивидуальными характеристиками личности:

- Способности (присущие человеку качества) – наследственные и приобретенные с опытом (интеллектуальные, физические).

- Предрасположенность, одаренность – имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы.

- Потребности (внутреннее состояние психологического или физического ощущения недостаточности чего-либо) – физиологические и психологические.

- Ожидания – люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Ожидания оказывают значительное влияние на сегодняшнее поведение.

- Восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений.

- Отношение или точка зрения (к чему-либо или социальные установки).

- Ценности – общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или что безразлично в жизни.

- Влияние среды на личность и поведение. На проявление с той или иной силой вышеуказанных, индивидуальных характеристик личности, сильное влияние оказывает та ситуация (стечение обстоятельств и др.), в которой сейчас находится человек.

- Рабочая среда – некая совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации. Основные аспекты рабочей среды – группы и управленческое лидерство.

- Групповая динамика (эффект «толпы»). Сама организация, по определению является группой. Члены группы, через совместное формирование установок, ценностей и ожиданий, воспринимают поведенческие нормы (стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях). Влияние группы на человека тем больше, чем больше его осознание принадлежности к ней.

- Лидерство – средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Основная характеристика лидерства – стиль руководства.

В организации, все внутренние переменные, тесно взаимосвязаны, и любое изменение элементов внутренней среды организации, будет в определенной степени влиять на все остальные[10].

Основные функции руководителей организаций – планирование, организация деятельности, мотивации, контроль, коммуникации, принятие решений, лидерство. Но в сегодняшней обстановке всеобщей конкуренции от руководства требуется нечто большее, чем простое выполнение этих функций. Более чем когда-либо нынешние руководители должны заботится о производительности и о том, чтобы их организация работал как можно эффективнее и производительнее, чем ее конкуренты. Производительность пронизывает весь управленческий процесс. Воздействие, которое руководители могут оказывать на производительность, наиболее четко проявляется в двух областях управления: управление людскими ресурсами и непосредственными операциями (производственной деятельностью организации). Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций между этими двумя областями и руководством, а так же их практическим состоянием[11].



Наши рекомендации