Для комплексного государственного экзамена
Вопросы
Для комплексного государственного экзамена
по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии АПК по дисциплинам:
«Менеджмент»
1. Власть в процессах управления, ее типология.
2. Коммуникации в организациях, коммуникационный процесс.
3. Личность менеджера, её влияние на результативность деятельности.
4. Методы принятия управленческих решений.
5. Экономические методы управления.
6. Социально-психологические методы управления.
7. Мотивация, понятие, виды.
8. Конфликты в менеджменте, их виды.
9. Общие функции менеджмента
10. Цели и задачи менеджмента.
11. Школы менеджмента, их вклад в развитие теории управления.
Цели и задачи менеджмента
В менеджменте выделяют общие и специфические цели.
Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
Специфические целиразрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Главной целью менеджментаявляется управление, ориентированное на успешную деятельность. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.
Основными задачами менеджмента являются:
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Личность менеджера, её влияние на результативность деятельности
Личность менеджера имеет большое значение в управлении. От нее в значительной мере зависит современность и качество принимаемых управленческих решений, а следовательно достижение поставленной цели. Личность менеджера – это совокупность личных качеств, присущих ему как работнику, лицу, занимающему определенную должность, и человеку, поведение которого характеризуется его социально-психологическими особенностями.
Некоторые черты личности менеджера даются ему природой, но многие формируются в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального.
Качества профессионала формируются при получении образования, а оттачиваются и дополняются в процессе деятельности. На них влияют конкретные условия работы, особенности организации, социально-психологическая атмосфера.
Структура личности менеджера включает в себя такие характеристики, как:
- система интересов и ценностей;
- черты характера;
- мотивы деятельности;
- комплекс знаний;
- интеллектуальный и творческий потенциал;
- личная организованность;
- отношение к коллегам;
- методологические подходы к деятельности;
- тип мышления;
- коммуникативность и др.
Личность менеджера в значительной мере является результатом работы человека над самим собой, а также условий, в которых осуществляется управление.
Мотивация, понятие, виды
Мотивация –это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. С повышением роли человека личности появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются на только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие. Как: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного недостатка в чем-либо.
Разделяют теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Основоположником содержательных теорий стал А. Маслоу, который представил потребности личности как иерархию, обосновав идею о приоритете тех из них, что лежат ближе к основанию пирамиды. Всего основных мотиваторов пять:
- физиологические потребности, обеспечивающие выживание – пища, тепло, одежда, отдых;
- потребность в безопасности – уверенность в будущем, защищенность – в виде страховки, работы, обещающей хорошую пенсию;
- социальные потребности- желание принадлежать, быть принятым в группе. Состоять в дружеских отношениях, испытывать чувства привязанности и поддержки;
- потребность в уважении – признание личных достоинств и квалификации;
- потребность в самоактуализации – стремление к самовыражению, реализации своих потенциальных возможностей, стремление к личному росту.
Продолжением трудов в области мотивации явилась работа Ф. Герцберга, получившая название «двухфакторная модель мотивации». В соответствии с данной моделью все факторы, влияющие на потребности работников, были разделены на факторы гигиены и факторы мотивации. В первую группу были включены условия работы – зарплата, взаимоотношения, состояние вентиляции, окраска стен, освещенность, - все то, что создает лишь необходимые условия труда. Вторая группа факторов – содержание работы, мера ответственности, напряженность и др.
Дальнейшим развитием теорий мотивации является систематизация потребностей в работах Д. МакКлелланда. Основным моментом его теории является выделение трех основных потребностей: потребность в успехе; потребность в причастности; потребность во власти.
Вопросы
для комплексного государственного экзамена
по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии АПК по дисциплинам:
«Менеджмент»
1. Власть в процессах управления, ее типология.
2. Коммуникации в организациях, коммуникационный процесс.
3. Личность менеджера, её влияние на результативность деятельности.
4. Методы принятия управленческих решений.
5. Экономические методы управления.
6. Социально-психологические методы управления.
7. Мотивация, понятие, виды.
8. Конфликты в менеджменте, их виды.
9. Общие функции менеджмента
10. Цели и задачи менеджмента.
11. Школы менеджмента, их вклад в развитие теории управления.
Цели и задачи менеджмента
В менеджменте выделяют общие и специфические цели.
Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
Специфические целиразрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Главной целью менеджментаявляется управление, ориентированное на успешную деятельность. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.
Основными задачами менеджмента являются:
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.