Методы оценки инновационной активности организации
Ресурсно-затратный подход.
При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий [5]. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Стратегии лидера будет следовать то предприятие, инновационная активность которого высока. И стратегии последователя придерживается то предприятие, у которого низкая инновационная активность.
При данном подходе характеризуется ресурсная составляющая инновационного потенциала организации (персонал, финансы, основные производственные фонды, интеллектуальная собственность и т.д.). Рассчитываются качественные и количественные показатели, отражающие использование (потребление) различных ресурсов в инновационном процессе.
Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты [6]:
- Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам (Авн) предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си - интеллектуальная собственность, руб.
При этом:
Кис ≥ 0,10 … 0,15 - стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 - стратегия последователя.
- Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где: Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр - средняя численность работников предприятия, чел.
При этом:
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 - стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 - стратегия последователя.
- Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом:
Кни ≥ 0,25 … 0,30 - стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 - стратегия последователя.
- Кот - коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом:
Кот ≥ 0,35 … 0,40 - стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 - стратегия последователя.
- Коп - коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где: ВРнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом:
Коп ≥ 0,45 … 0,50 - стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 - стратегия последователя.
- Кир- коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где: Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом:
Кир ≥ 0,55 … 0,60 - стратегия лидера;
Кир ≤ 0,55 … 0,50 - стратегия последователя. [5]
Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.
Преимущества: позволяет дать характеристику ресурсному обеспечению инновационной деятельности организации; обладает высокой практической применимостью; возможна реализация метода на основе публичных данных организации.
Недостатки: данный способ исследования инновационной активности учитывает только количественные показатели, и не характеризует качество явлений; данный метод оценивает только ресурсы, затраченные на инновационную деятельность, но не учитывает качественную составляющую результата этой деятельности.
Результатный подход.
Результатный подход оценки инновационной активности призван выявить динамику инновационного процесса, а также оценить эффекты, полученные организацией в результате инновационной деятельности: результаты, воспринимаемые клиентами организации (через инновационную компетентность компании) и эффекты, полученные самой организацией (экономический, социальный, экологический, научно-технический и управленческий).
Так как речь идет об оценке уровня инновационной активности, то есть того, насколько динамично меняется товарный ассортимент, «возраст» (срок выпуска) новой продукции имеет разный вес: более «молодая» продукция обладает большей значимостью по сравнению с продукцией, выпускаемой уже в течение довольно продолжительного времени. В связи с тем, что отрасли промышленности имеют разную инновационную динамику, «возрастной порог» инновации может меняться как в меньшую (для динамично развивающихся отраслей), так и в большую сторону (для инерционных отраслей). Вообще, срок жизни инновации определяется рынком: товар остается инновационным до тех пор, пока воспринимается потребителем как новинка. За рамками этого срока товар продолжает производиться и сбываться, но это уже не будет инновацией.
Общий балл уровня инновационной активности (УИА) определяется по формуле:
где - ранг инновационного уровня (т.е. срока выпуска) i-го продукта: - удельный вес i-го нового товара в общем объёме выпуска, где:
Максимальный ранг по пятибалльной шкале – 5. Минимальный ранг – 0 имеют продукты, выпускаемые за установленным «порогом инновационности».
Величина УИА лежит в пределах 0 <УИА< 5.Величина коэффициента УИА:
- от 0 до 1,0 – соответствует низкому уровню инновационной активности предприятия;
- от 1,0 до 2 – ниже среднего;
- от 2 до 3 – средний уровень;
- от 3 до 4 – выше среднего;
- выше 4 – высокий уровень.
Инновации могут касаться не только развития продуктов, но и развития ресурсов организации (финансовых, кадровых, информационных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры). Организационное развитие компаний также является сферой приложения инновационной активности.
Преимущества: дает возможность оценить умение организации эффективно внедрять новшества; концентрируется на итогах инновационного процесса.
Недостатки: от внимания ускользает степень участия организации в проведении НИР; практическая реализация метода требует данные, зачастую представляющие коммерческую тайну организации [7].
Формальный подход.
Данный подход позволяет разделить все организации на две группы: инновационно активные и инновационно неактивные. Принадлежность к категории инновационно активных определяется по факту выполнения работ, относимых к инновационной деятельности (новые технологии, новые механизмы управления, новые методы и приемы работы, новые организационные структуры и институциональные формы). Следовательно, основная задача – идентифицировать все виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные.
Алгоритм применения формального подхода:
1. Идентифицировать работы, относимые к инновационной деятельности (ИПН - новые технологии, новые механизмы управления, новые методы и приемы работы, новые организационные структуры и институциональные формы);
2. Подсчитывается общий объем всей продукции предприятия (ПО), тыс. руб.
3. Высчитывается доля новой, модернизированной и модифицированной продукции по формуле: ИАПН = 100% (ИПН / ПО);
4. Рост данного показателя достаточно точно, по мнению Н.Н. Илышевой и А.М. Илышева, характеризует улучшение конкурентных позиций предприятия в инновационной отрасли;
Преимущества: расчет инновационной активности этим методом занимает минимальное количество времени.
Недостатки: инновационная активность, рассчитанная таким методом, не отражает ни результатов, ни качественной составляющей инновационной деятельности. Данный показатель не говорит нам, в какой области предприятие отстает, в какой – преуспевает, не показывает, что тормозит инновационное развитие и что мешает повышению инновационной активности и восприимчивости организации [7].
Таким образом, многие результатные показатели (например, экономический, социальный и прочие эффекты, полученные в результате внедрения новшества), а также статистические показатели (например, степень участия организации в инновационном процессе) остаются неохваченными в рамках существующих методик оценки инновационной активности. В дополнение, многие признаки инновационной активности, предлагаемые учеными-экономистами, являются трудно оценимыми на практике (например, уровень мобилизации инновационного потенциала), другие показатели – противоречивы (например, в случае если уровень инновационной активности является необоснованно высоким, то общий уровень инновационной активности станет низким).
Таким образом, налицо необходимость в разработке комплексной системы оценки уровня инновационной активности, учитывающей ее ресурсную, результатную и статистическую компоненты [7].