Институт управления в промышленности, энергетике и строительстве
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Кафедра управления инновациями в реальном секторе экономики
Специальность: «Инноватика»
Форма обучения: очная
Домашняя работа №1
по учебной дисциплине
«Управление инновационной деятельностью»
на тему:«Оценка инновационной активности организации».
Исполнитель:
студентка 2 курса, 1 группы __________ Карташова К.А.
(подпись) (фамилия и инициалы)
Преподаватель:
д.э.н., профессор __________ Масленникова Н.П.
(подпись) (фамилия и инициалы)
Москва – 2012г.
Оглавление
Введение. 3
1. Исследование понятия «инновационная активность». 4
2. Методы оценки инновационной активности организации. 7
2.1. Ресурсно-затратный подход. 7
2.2. Результатный подход. 10
2.3. Формальный подход. 11
3. Классификация предприятий по их роли в инновационном процессе. 12
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 18
Введение
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
Во всем мире инновации - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Цель работы: рассмотреть теоретические основы категории «инновационная активность» и описать способ оценки инновационной активности организации.
Методы оценки инновационной активности организации
Ресурсно-затратный подход.
При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий [5]. Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Стратегии лидера будет следовать то предприятие, инновационная активность которого высока. И стратегии последователя придерживается то предприятие, у которого низкая инновационная активность.
При данном подходе характеризуется ресурсная составляющая инновационного потенциала организации (персонал, финансы, основные производственные фонды, интеллектуальная собственность и т.д.). Рассчитываются качественные и количественные показатели, отражающие использование (потребление) различных ресурсов в инновационном процессе.
Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты [6]:
- Кис - коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью. Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам (Авн) предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си - интеллектуальная собственность, руб.
При этом:
Кис ≥ 0,10 … 0,15 - стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 - стратегия последователя.
- Кпр - коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где: Пн - число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр - средняя численность работников предприятия, чел.
При этом:
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 - стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 - стратегия последователя.
- Кни - коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп - стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн - стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом:
Кни ≥ 0,25 … 0,30 - стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 - стратегия последователя.
- Кот - коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн - стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; ОФср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом:
Кот ≥ 0,35 … 0,40 - стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 - стратегия последователя.
- Коп - коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где: ВРнп - выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб - общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом:
Коп ≥ 0,45 … 0,50 - стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 - стратегия последователя.
- Кир- коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств, выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где: Иис - стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;
Иоб - общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом:
Кир ≥ 0,55 … 0,60 - стратегия лидера;
Кир ≤ 0,55 … 0,50 - стратегия последователя. [5]
Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических планов позволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть эти показатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.
Преимущества: позволяет дать характеристику ресурсному обеспечению инновационной деятельности организации; обладает высокой практической применимостью; возможна реализация метода на основе публичных данных организации.
Недостатки: данный способ исследования инновационной активности учитывает только количественные показатели, и не характеризует качество явлений; данный метод оценивает только ресурсы, затраченные на инновационную деятельность, но не учитывает качественную составляющую результата этой деятельности.
Результатный подход.
Результатный подход оценки инновационной активности призван выявить динамику инновационного процесса, а также оценить эффекты, полученные организацией в результате инновационной деятельности: результаты, воспринимаемые клиентами организации (через инновационную компетентность компании) и эффекты, полученные самой организацией (экономический, социальный, экологический, научно-технический и управленческий).
Так как речь идет об оценке уровня инновационной активности, то есть того, насколько динамично меняется товарный ассортимент, «возраст» (срок выпуска) новой продукции имеет разный вес: более «молодая» продукция обладает большей значимостью по сравнению с продукцией, выпускаемой уже в течение довольно продолжительного времени. В связи с тем, что отрасли промышленности имеют разную инновационную динамику, «возрастной порог» инновации может меняться как в меньшую (для динамично развивающихся отраслей), так и в большую сторону (для инерционных отраслей). Вообще, срок жизни инновации определяется рынком: товар остается инновационным до тех пор, пока воспринимается потребителем как новинка. За рамками этого срока товар продолжает производиться и сбываться, но это уже не будет инновацией.
Общий балл уровня инновационной активности (УИА) определяется по формуле:
где - ранг инновационного уровня (т.е. срока выпуска) i-го продукта: - удельный вес i-го нового товара в общем объёме выпуска, где:
Максимальный ранг по пятибалльной шкале – 5. Минимальный ранг – 0 имеют продукты, выпускаемые за установленным «порогом инновационности».
Величина УИА лежит в пределах 0 <УИА< 5.Величина коэффициента УИА:
- от 0 до 1,0 – соответствует низкому уровню инновационной активности предприятия;
- от 1,0 до 2 – ниже среднего;
- от 2 до 3 – средний уровень;
- от 3 до 4 – выше среднего;
- выше 4 – высокий уровень.
Инновации могут касаться не только развития продуктов, но и развития ресурсов организации (финансовых, кадровых, информационных ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры). Организационное развитие компаний также является сферой приложения инновационной активности.
Преимущества: дает возможность оценить умение организации эффективно внедрять новшества; концентрируется на итогах инновационного процесса.
Недостатки: от внимания ускользает степень участия организации в проведении НИР; практическая реализация метода требует данные, зачастую представляющие коммерческую тайну организации [7].
Формальный подход.
Данный подход позволяет разделить все организации на две группы: инновационно активные и инновационно неактивные. Принадлежность к категории инновационно активных определяется по факту выполнения работ, относимых к инновационной деятельности (новые технологии, новые механизмы управления, новые методы и приемы работы, новые организационные структуры и институциональные формы). Следовательно, основная задача – идентифицировать все виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные.
Алгоритм применения формального подхода:
1. Идентифицировать работы, относимые к инновационной деятельности (ИПН - новые технологии, новые механизмы управления, новые методы и приемы работы, новые организационные структуры и институциональные формы);
2. Подсчитывается общий объем всей продукции предприятия (ПО), тыс. руб.
3. Высчитывается доля новой, модернизированной и модифицированной продукции по формуле: ИАПН = 100% (ИПН / ПО);
4. Рост данного показателя достаточно точно, по мнению Н.Н. Илышевой и А.М. Илышева, характеризует улучшение конкурентных позиций предприятия в инновационной отрасли;
Преимущества: расчет инновационной активности этим методом занимает минимальное количество времени.
Недостатки: инновационная активность, рассчитанная таким методом, не отражает ни результатов, ни качественной составляющей инновационной деятельности. Данный показатель не говорит нам, в какой области предприятие отстает, в какой – преуспевает, не показывает, что тормозит инновационное развитие и что мешает повышению инновационной активности и восприимчивости организации [7].
Таким образом, многие результатные показатели (например, экономический, социальный и прочие эффекты, полученные в результате внедрения новшества), а также статистические показатели (например, степень участия организации в инновационном процессе) остаются неохваченными в рамках существующих методик оценки инновационной активности. В дополнение, многие признаки инновационной активности, предлагаемые учеными-экономистами, являются трудно оценимыми на практике (например, уровень мобилизации инновационного потенциала), другие показатели – противоречивы (например, в случае если уровень инновационной активности является необоснованно высоким, то общий уровень инновационной активности станет низким).
Таким образом, налицо необходимость в разработке комплексной системы оценки уровня инновационной активности, учитывающей ее ресурсную, результатную и статистическую компоненты [7].
Заключение
По рассмотрении различных аспектов понятия «инновационная активность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.
Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует, что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. Причем, для активизации инновационной деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.
Еще одним фактором, сдерживающим инновационную активность, является отсутствие необходимых юридических и экономических стимулов для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Сегодня строительным предприятиям не выгодно вкладывать собственные средства на проведение инновационных исследований, что можно объяснить жесткой системой налогового регулирования, отсутствием государственной поддержки, снижением роли амортизационных отчислений, как основного источника финансирования процессов развития предприятий, отсутствием полноценно функционирующего фондового рынка в стране, инвестиционные проблемы, связанные с большими капиталовложениями в строительство. Без решения инвестиционных проблем невозможно решением инновационных, т.к. последние требуют значительных капиталовложений. В новых условиях хозяйствования, характеризующихся риском и неопределенностью, главной проблемой становится практическая реализация инновационных процессов и связанных с ними различных инвестиционных взаимоотношений предприятий на рынке.
Сдерживающим фактором внедрения новаций в производство является отсутствие достоверной информации об инновациях, нерешенность вопросов авторских прав разработчиков инноваций, проблема оценки интеллектуальной собственности.
Список использованной литературы
1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 711с.
2. Гунин, В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 7. Инновационный менеджмент/ В.Н. Гунин и др. – М.:ИНФРА-М, 1999. – 328 с.
3. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 343с.
4. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство- №9. - 2005.
5. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятий // www.domino. innov.ru.
6. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.
7. Разработка методики комплексной оценки инновационной активности организации // УЭкС, 10/2011.
8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 448с. Реутов А.Ю.
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Кафедра управления инновациями в реальном секторе экономики
Специальность: «Инноватика»
Форма обучения: очная
Домашняя работа №1
по учебной дисциплине
«Управление инновационной деятельностью»
на тему:«Оценка инновационной активности организации».
Исполнитель:
студентка 2 курса, 1 группы __________ Карташова К.А.
(подпись) (фамилия и инициалы)
Преподаватель:
д.э.н., профессор __________ Масленникова Н.П.
(подпись) (фамилия и инициалы)
Москва – 2012г.
Оглавление
Введение. 3
1. Исследование понятия «инновационная активность». 4
2. Методы оценки инновационной активности организации. 7
2.1. Ресурсно-затратный подход. 7
2.2. Результатный подход. 10
2.3. Формальный подход. 11
3. Классификация предприятий по их роли в инновационном процессе. 12
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 18
Введение
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
Во всем мире инновации - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
Цель работы: рассмотреть теоретические основы категории «инновационная активность» и описать способ оценки инновационной активности организации.