Международные стандарты ИСО серии9000 в управлении качеством
Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO – InternationalOrganizationforStandardization) была создана в 1947 г. ИСО является неправительственной организацией и объединяет национальные органы по стандартизации более 140 стран. Основная задача ИСО – развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научно-технической и экономической сферах деятельности, содействие разработке и применению международных стандартов и других документов и целях обеспечения международного обмена товарами и услугами.
Сертификация предприятия на соответствие стандартам качества серии ISO 9000 стала, пожалуй, первой большой задачей в области постановки современного менеджмента, понятной и востребованной широкими массами российских руководителей. Но система управления качеством по международным стандартам в России должна быть встроена в системы управления предприятиями, построенные отнюдь не по этим стандартам. Поэтому решение этой задачи может дать мощный импульс к совершенствованию системы управления предприятия в целом, приближения ее к общепринятой мировой практике. Если, ранее в мире существовали только стандарты в области финансового менеджмента – принципы учета и форматы отчетности, то ИСО 9000 стал первым признанным мировым стандартом общего управления, вобравшим в себя все достижения успешной практики многих компаний
Концептуальной основой ИСО 9000 является представление деятельности предприятия в виде сети процессов в результате, которых оно создает, обеспечивает и улучшает качество продукции. Данные процессы должны подвергаться непрерывному анализу и постоянному улучшению. С этой целью стандарт предписывает предприятию максимально точно описать и строго регламентировать следующие аспекты своей производственной деятельности:
Ответственность руководства.
Система качества.
Анализ контракта.
Управление проектированием.
Управление документацией и данными.
Закупки.
Управление продукцией, поставляемой потребителем.
Идентификация и прослеживаемость продукции.
Управление процессами.
Контроль и испытания.
Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.
Статус контроля.
Управление несоответствующей продукцией.
Корректирующие и предупреждающие действия.
Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка.
Управление регистрацией данных о качестве.
Внутренние проверки качества.
Подготовка кадров.
Обслуживание.
Статистические методы.
В ходе подготовки к сертификации предприятие неизбежно придет к необходимости формализации своих бизнес-процессов. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами в сети, ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть «владелец» - лицо, несущее ответственность за данный процесс. «Владелец процесса» должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.
Согласно первой аксиоме Деминга, одного из авторов современных теорий управления качеством, любые виды деятельности, встречающиеся в работе организации, можно рассматривать как технологический процесс.
Предлагаемые ИСО концепции обеспечения качества начались с того, что внимание стало уделяться не только производственным процессам, а совершенствованию системы управления в целом, непосредственному участию высшего руководства, обучению методам обеспечения качества всех сотрудников, повышению их заинтересованности в высококачественном труде.
Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой общие требования к тому, как должна быть построена система управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества.
Основные требования стандарта ИСО9000 сводятся к точной идентификации на предприятии выделенных процессов и документированию зон ответственности. Описание системы качества должно быть донесено до каждого работника предприятия, деятельность которого влияет на качество продукции и услуг предприятия.