Зарубежный опыт в применении систем менеджмента качеством
Зарубежный опыт управления качеством может быть представлен опытом таких стран, как Япония, Соединенные Штаты Америки, Европейские государства, которые в последние годы стали уделять еще большее внимание вопросам управления качеством, так как конкуренция между развитыми странами постоянно усиливается.
Лидером в применении и развитии систем управления качеством была и остается Япония. Поиск путей повышения эффективности производства и качества продукции после Второй мировой войны, изучение опыта по обеспечению качества по всему миру, когда все рациональное переносилось на национальную почву, позволили Японии не только достичь огромных успехов в своем развитии, но и существенно обогатить науку и практику управления качеством. Именно в Японии возникло новое понятие «культура качества».
В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества со стороны исполнителей. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов», или «бездефектного труда»; введение определенных организационных мер, а также использование специальных мер материального и морального стимулирования способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль качества труда осуществлял сам исполнитель, возникли различные движения: «сдача продукции с первого предъявления», «работа с личным клеймом».
Для США в 50-60-е годы серьезной проблемой в промышленности являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества продукции, 20-25% всех текущих затрат на американских предприятиях шли на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами четвертая часть всех работников предприятий ничего не производили, а лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Кроме того, если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые уже вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30% и более от издержек обращения.
Низкое качество продукции являлось причиной невысокой конкурентоспособности американской продукции. Решение проблемы качества в США в те годы сводилось к принятию мер, направленных на защиту американской продукции от конкурентов (тарифы, квоты, пошлины). Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.
В Европейских странах особенно активно вопросам обеспечения качества стали уделять в 80-е годы. На основе стандартов ИСО серии 9000 разработаны и приняты европейские стандарты III серии 29000. Для ряда предприятий стандарты на системы качества были обязательными, особенно это касалось обеспечения безопасности продукции. Качество для европейских предприятий мнилось главным фактором конкурентоспособности продукции предприятий. Для реализации такой стратегии в Европе для стран европейского Союза приняты единые законодательные требования в виде директив, единые стандарты, единые процессы проверки соответствия предприятий и фирм требованиям рынка.
Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем качества - законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных центров, регистрации специалистов по качеству.
В Европе созданы наиболее известные организации по качеству - Европейская организация по качеству (ЕОК) и Европейский Фонд управления качеством (ЕФУК), которые выполняют большую работу по распространению идей качества и организации конкурсов в области качества в европейских странах, включая методическую поддержку в разработке систем управления качеством.
Европейская организация по качеству была создана в 1957 г., ее членами являются представители более 46 государств. В составе ЕОК находятся исполнительный комитет, организационно-консультативный орган, редакционный комитет, группа сотрудничества с ООН. Россия является членом ЕОК, принимает участие в работе комитетов.