Вопрос 1. Подходы организации к обучению персонала
- Замена вместо обучения (нанимаем-увольняем). Организация за поддержание знаний навыков и умений работников на необходимом ей же уровне никакой ответственности не несёт, если работник не соответствует – увольняем. Подход имеет право на жизнь, если богатое предложение на рынке труда; когда уровень требований к знаниям работников не очень высок;
- Латание прорех, (затыкание дыр). Организация берёт на себя ограниченную ответственность, организует или закупает программы обучения для тех групп сотрудников, недостаток знаний и навыков у которых сказывается на бизнес-результатах. Обучение носит сугубо реактивный характер, отсутствует, как система;
- Обучение как взаимная обязанность (партнёрский подход).
- Наличие сформулированной политики обучения персонала в виде каких-то положений или документов. Не просто общие фразы, а ответы на вопросы:
- Зачем компании обучать персонал? Что она ожидает от персонала?
- Обязательства организации;
- Круг обучаемых;
- Приоритеты в сфере обучения;
- Права обучающихся и их поддержка со стороны организации;
- Связь обучения с продвижением по карьерной лестнице и пр.
- Ресурсы, направляемые на обучение. Участвует ли работник финансово.
- Наличие полного цикла обучения:
- Анализ потребности в обучении (нужно ли, чему обучать, как обучать);
- Разработка или выбор программы;
- Обучение;
- Оценка эффективности обучения;
- Корректировка обучения.
- Бюджет на обучение.
- (Агрессивное обучение. Постоянное агрессивное и активное обучение – главное условие продолжение работы в организации)
Аргументы в пользу партнёрского подхода
· Инерционность системы формального образования;
· Устаревание знаний и навыков;
· Дефицит кадров по определённым квалификационным группам;
· Отбор по личностным характеристикам;
· Обучение – мотивационный фактор;
· Имидж организации на рынке труда.
Вопрос 2. Виды обучения
Обучение: провайдеры
- Внутренние провайдеры: опытные и квалифицированные сотрудники, которые играют роль наставников; линейные менеджеры, руководители подразделений; штатные тренеры;
Плюсы:
o Хорошее знание бизнеса и организации;
o Постоянный контроль за ходом обучения;
o Относительно невысокие затраты;
Минусы:
§ Малый ассортимент программ;
§ Малое число новых идей;
§ Организационная история;
§ Узкое видение.
- Внешние провайдеры: различные учебные заведения, специальные тренинговые компании, тренеры-фрилансеры
Плюсы тренинговых компаний:
ü Новые техники, идеи, темы;
ü Высокое качество услуг, сопровождающих процесс обучения (раздаточные материалы и т.п.);
ü Профессионализм тренеров.
Минусы тренинговых компаний:
§ Дороговизна;
§ Отсутствие постоянного контроля;
§ Формализм и поточность.
Плюсы свободных тренеров как провайдеров обучения:
ü Новые техники, идеи, темы;
ü Относительная дешевизна по сравнению с тренинговыми компаниям;
ü Большая адаптированность к потребностям организации;
ü Оптимизация графика обучения персонала.
Минусы:
§ Проблема профессионализма.
Внутренние провайдеры
- Входное обучение для новых сотрудников;
- Программы, учитывающие специфику организации и её бизнеса.
Внешние провайдеры
§ Дипломные программы обучения;
§ Другие программы повышения квалификации и развития менеджеров;
§ Программы, сопровождающие организационные изменения;
§ Тренинги для тренеров.
Что нужно сделать:
· Идентификация потребностей в обучении;
· Согласование содержания с заказчиком;
· Согласование критериев оценки эффективности;
· Оценка эффективности;
· Послетренинговое сопровождение (follow up).
Обучение: уровень решаемых проблем
- Индивидуальный уровень;
- Системный уровень;
- Стратегический уровень.
Обучение: отношение к рабочему месту
- Входное обучение (новых сотрудников);
- На рабочем месте, без отрыва от работа (обучение действием);
- Рядом с рабочим местом – во внерабочее время (вечером или выходные дни);
- Вне рабочего места – с отрывом от работы.
Вопрос 3. Цикл обучения персонала
Цели организации –> требования к работе –> реальные результаты и показатели работы –> определить расхождения между желаемым и действительным –> причины расхождений –> обучение/иные решение, не связанные с обучением.