Вопрос 1. Подходы организации к обучению персонала

  • Замена вместо обучения (нанимаем-увольняем). Организация за поддержание знаний навыков и умений работников на необходимом ей же уровне никакой ответственности не несёт, если работник не соответствует – увольняем. Подход имеет право на жизнь, если богатое предложение на рынке труда; когда уровень требований к знаниям работников не очень высок;
  • Латание прорех, (затыкание дыр). Организация берёт на себя ограниченную ответственность, организует или закупает программы обучения для тех групп сотрудников, недостаток знаний и навыков у которых сказывается на бизнес-результатах. Обучение носит сугубо реактивный характер, отсутствует, как система;
  • Обучение как взаимная обязанность (партнёрский подход).
    1. Наличие сформулированной политики обучения персонала в виде каких-то положений или документов. Не просто общие фразы, а ответы на вопросы:
      • Зачем компании обучать персонал? Что она ожидает от персонала?
      • Обязательства организации;
      • Круг обучаемых;
      • Приоритеты в сфере обучения;
      • Права обучающихся и их поддержка со стороны организации;
      • Связь обучения с продвижением по карьерной лестнице и пр.
      • Ресурсы, направляемые на обучение. Участвует ли работник финансово.
    2. Наличие полного цикла обучения:
      • Анализ потребности в обучении (нужно ли, чему обучать, как обучать);
      • Разработка или выбор программы;
      • Обучение;
      • Оценка эффективности обучения;
      • Корректировка обучения.
    3. Бюджет на обучение.
  • (Агрессивное обучение. Постоянное агрессивное и активное обучение – главное условие продолжение работы в организации)

Аргументы в пользу партнёрского подхода

· Инерционность системы формального образования;

· Устаревание знаний и навыков;

· Дефицит кадров по определённым квалификационным группам;

· Отбор по личностным характеристикам;

· Обучение – мотивационный фактор;

· Имидж организации на рынке труда.

Вопрос 2. Виды обучения

Обучение: провайдеры

  • Внутренние провайдеры: опытные и квалифицированные сотрудники, которые играют роль наставников; линейные менеджеры, руководители подразделений; штатные тренеры;

Плюсы:

o Хорошее знание бизнеса и организации;

o Постоянный контроль за ходом обучения;

o Относительно невысокие затраты;

Минусы:

§ Малый ассортимент программ;

§ Малое число новых идей;

§ Организационная история;

§ Узкое видение.

  • Внешние провайдеры: различные учебные заведения, специальные тренинговые компании, тренеры-фрилансеры

Плюсы тренинговых компаний:

ü Новые техники, идеи, темы;

ü Высокое качество услуг, сопровождающих процесс обучения (раздаточные материалы и т.п.);

ü Профессионализм тренеров.

Минусы тренинговых компаний:

§ Дороговизна;

§ Отсутствие постоянного контроля;

§ Формализм и поточность.

Плюсы свободных тренеров как провайдеров обучения:

ü Новые техники, идеи, темы;

ü Относительная дешевизна по сравнению с тренинговыми компаниям;

ü Большая адаптированность к потребностям организации;

ü Оптимизация графика обучения персонала.

Минусы:

§ Проблема профессионализма.

Внутренние провайдеры

  • Входное обучение для новых сотрудников;
  • Программы, учитывающие специфику организации и её бизнеса.

Внешние провайдеры

§ Дипломные программы обучения;

§ Другие программы повышения квалификации и развития менеджеров;

§ Программы, сопровождающие организационные изменения;

§ Тренинги для тренеров.

Что нужно сделать:

· Идентификация потребностей в обучении;

· Согласование содержания с заказчиком;

· Согласование критериев оценки эффективности;

· Оценка эффективности;

· Послетренинговое сопровождение (follow up).

Обучение: уровень решаемых проблем

  • Индивидуальный уровень;
  • Системный уровень;
  • Стратегический уровень.

Обучение: отношение к рабочему месту

  • Входное обучение (новых сотрудников);
  • На рабочем месте, без отрыва от работа (обучение действием);
  • Рядом с рабочим местом – во внерабочее время (вечером или выходные дни);
  • Вне рабочего места – с отрывом от работы.

Вопрос 3. Цикл обучения персонала

Цели организации –> требования к работе –> реальные результаты и показатели работы –> определить расхождения между желаемым и действительным –> причины расхождений –> обучение/иные решение, не связанные с обучением.

Наши рекомендации